У Бога для каждого есть замысел

Таинство в алтаре
Анатолий Судаков родился 3 июня 1955 года в селе Малиновка Аркадакского района Саратовской области в крестьянской семье. Село раскинулось на левом высоком берегу реки Хопёр, крупнейшего левого притока Дона. Известно с середины XVIII века. В разное время селом владели помещики Нарышкин, Разумовский, Соболевская, Перовский, Денисьев, Толстая и другие.
Волость, в которую входила Малиновка (тогда Балашовского уезда Саратовской губернии), в конце XVIII века была заселена крестьянами из Калужской и Черниговской губерний. В начале ХХ века в Малиновке жило больше 3 000 человек, был православный храм, земская школа, мельница, промышленные заведения (выделка кож, кузница, валяние сапог), работали два кабака и пять лавок. В 1929 году село пережило коллективизацию…
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Малиновке закрыли в 1936 году. В советское время в этом здании было зернохранилище, лукохранилище, затем клуб. Только в 1991 году церковь вернули приходу — полуразрушенную, без купола и колокольни. На средства местных жителей церковь восстановили, подготовили к службе и освятили во имя святой великомученицы Параскевы.
«Со стороны отца все были неверующие. А я пришел к вере благодаря маме Антонине Леонтьевне», — рассказывает владыка Варсонофий. В престольные праздники будущая мать Анатолия, еще девчонкой, бегала в церковь в районный город Аркадак. Она была воцерковлена, знала молитвы, слушала проповеди батюшки. Позже стала брать на службы и старшего сына (идти приходилось около 20 километров!). Ему нравилось в храме. Маленький Анатолий садился возле солеи, любил через Царские врата смотреть на таинство, которое происходило в алтаре.
«Помню, когда батюшка приезжал к нам в село, ходил освящать новые дома, строения или молебны проводил, я кадило держал, тоже запомнил это с детства», — вспоминает владыка. Нравилось Анатолию и причащение — всегда с нетерпением ждал его, следил за ходом службы. И ещё он сам помнил и младших учил: нельзя до причастия есть сладости, которыми детей угощали бабушки-дедушки. Конфет-пряников полный карман, а притронуться нельзя… Терпели.
«В жизни каждого человека есть Промысл Божий. Человек приходит в этот мир, и Господь печется по Своей любви о каждом жителе Земли. О каждом. И каждый житель Земли предназначен для каких-то промыслительных деяний Божиих. Господь выбирает каждого и направляет на те места, где Ему нужно, чтобы человек послужил Ему и ближним своим», — считает владыка Варсонофий.
«И последние будут первыми»
Летом 1975 года младший сержант Анатолий Судаков, механик-водитель среднего танка Т‑55, последние месяцы службы в советской армии, как и прежде, трудился на танковом полигоне в Потсдаме: учил молодых солдат вождению и орудийной стрельбе. Оставалось около двух месяцев до демобилизации, он уже собирал фотографии, готовил дембельский альбом: вот-вот — и на «гражданку». Вдруг его вызывают к командиру батальона и объявляют, что будут войсковые учения. Он прибыл с полигона со своим танком. А к тому времени уже поступили более современные, скоростные Т‑62. Комбат объяснил: завтра мы вас поднимем по тревоге и отправим в марш-бросок. Задача — дойти до Эльбы. Конечно, Т‑55 — более медленный, но главное: дойти, пусть и попозже. Скорость не очень важна. Будут считать все танки, которые дойдут до финиша.
И вот, в пять утра, тревога! Все танки выстроились в ряд и по команде рванули вперед, а его Т‑55 самый последний. На поворотах по всему маршруту стояли регулировщики и указывали направление. У Т‑62 скорость до 80 км/час, а у Т‑55 — только 50 км/час, не больше. А марш-бросок на 200 км, поэтому он отставал в итоге часа на два. Подходит Т‑55 к Эльбе, и видит Анатолий, что все остальные танки застряли на подходах к реке — в ложбине. Она такая ярко-зеленая, и в этой зелени весь танковый батальон, все 30 танков — только башни торчат. Танки гудят-пыхтят, а продвинуться не могут: утопли!.. Комбат без шлемофона сидит, пот вытирает. Ждет, что ещё один танк туда же «влипнет».
Но Анатолий не стал лезть вслед за другими: зачем, дескать, пошли по топи? Надо было в другом месте двигаться. Сейчас покажу, товарищ комбат, где надо было идти. Владыка Варсонофий считает, что ему Господь внушал, что делать, — сам бы он не догадался. Задраил люк и медленно повел танк через небольшое болотце рядом. Другие хотели чистенькими пройти и двигались по топкой «лужайке», а он не побоялся в грязь влезть по башню. Он понял: вода в болотце стоит, а внутрь в почву не уходит, — значит, что-то её держит. Камень там должен быть твердый, или слой глины слежался — и танк удержит. Включил первую передачу и медленно, читая молитву, двигался вперед. Танк идет-идет-идет… и выполз к берегу Эльбы. А за ним с удивлением наблюдали все остальные танкисты. «Вот и вышло по Евангелию: „Многие же будут первые последними, и последние первыми“ (Мф. 19, 30)», — заключил владыка.
Комбат тоже удивился: ну, ты даешь, Судаков! Затем дал ему команду: по дну на танке форсировать Эльбу, выйти на тот берег. Шел последним, а придешь первым… Танк там оставить и вернуться на лодке сюда. Оказалось, что половина механиков-водителей не умели плавать — и поэтому отправлять их в танках через Эльбу было рискованно. В итоге Анатолий перевел через реку ещё пять или шесть танков. А перед этим каждый Т‑62 вытаскивали по два тягача из той топи, где они увязли. Потом было торжественное построение по результатам учений. И младшему сержанту Анатолию Судакову перед строем объявили о поощрении: отпуск на родину на 10 дней. А ему служить оставалось пару месяцев…
А в это время, 18 августа, его мать была в церкви в Аркадаке. И свечница (за ящиком торгует там) её спрашивает: «Тоня, где твои старшие дети?» — «Они в армии, один только начал служить, а другой заканчивает». — «И кем он хочет быть?» — «Наверное, трактористом пойдет». — «А может, он на батюшку выучится?» — «Да сможет ли? Это ж сложно…» — «У меня знакомый батюшка есть в Пензенской области — от него все поступают в семинарию, он может подготовить Анатолия». Свечница дала адрес знакомого батюшки. «Ну сколько у нас таких женщин торгуют за ящиком? Но они там не случайно. Они Господом поставлены для каких-то своих целей. И эта встреча тоже была не случайна», — считает владыка Варсонофий. 20 августа Анатолий приехал домой в отпуск. И они с матерью поехали за 150 километров на поезде в город Сердобск Пензенской области к тому батюшке, игумену Модесту (Кожевникову). Тот их встретил, расспросил, что солдат хочет. Анатолий объяснил, что в богослужении понимает очень мало, но хотел бы стать священником. Игумен Модест посоветовал, чтобы после демобилизации Анатолий приехал в Сердобск, тут его поставят на воинский учет. Он послужит алтарником Михайло-Архангельского собора и будет готовиться в семинарию. 10 дней отпуска пролетели незаметно. Вернулся в Потсдам, отслужил и в конце октября вернулся в родную Малиновку. Отец его уговаривал работать трактористом в колхозе — трактор ждет его три месяца. Но сын твердо решил стать священником. «Над тобой же смеяться будут!» — «Ну, пусть смеются, а я пойду своим путем…» И перед ноябрьскими праздниками уехал в Сердобск.
«Господь хранил старца Феодора»
В начале 1990‑х годов возник вопрос о канонизации старца Феодора Санаксарского, который в 1764 году возродил Санаксарский мужской монастырь в Мордовии. Иван Игнатьевич Ушаков, дядя адмирала Ф. Ф. Ушакова, в 1748 году в возрасте 30 лет в Александро-Невской лавре был пострижен в монахи, наречен именем Феодор, подвизался в Саровской пустыни, затем в Санаксарской обители. Под его началом Санаксарский монастырь стал в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.
Изучая сведения о жизни старца Феодора (Ушакова), владыка Варсонофий вновь увидел Промысл Божий. Как пример — история о том, как Господь хранил старца… Рядом с Санаксарским монастырем были сенокосные луга, и возник спор с местным помещиком о владении землей. Дело направили в Тамбовский суд, и судья, якобы за захват земель, назначил настоятелю Санаксарского монастыря игумену Феодору (Ушакову) 10 лет ссылки в Соловецкий монастырь.
Примерно через год Емельян Пугачёв захватил Саранск. Тех священников, которые не хотели его встречать, он повесил. Один архимандрит Александр встретил его колокольным звоном — и предводитель восставших его помиловал, остановился в его доме (это здание сохранилось до нашего времени)… Перед походом на Москву Пугачёв пошел сначала на Пензу, потом на Темников. С войском к вечеру остановился на берегу реки Мокши, увидел белокаменный Санаксарский монастырь — но решил его захватить и разграбить на следующее утро. Стал расспрашивать, ему рассказали о бывшем настоятеле старце Феодоре (Ушакове), которого царская власть отправила в ссылку на Соловки за стог сена. «Так он наш человек был! Тогда грабить не будем…» И обошел монастырь стороной… «А ведь если бы игумен Феодор оставался в то время настоятелем монастыря, он бы не поклонился Пугачёву — и тот бы казнил старца! А так Господь, отправив в ссылку, спас его жизнь», — объяснил владыка.
А старец Феодор жил на Соловках. В это время некий монах Феофан из Санаксарского монастыря приехал в Петербург, пришел в Александро-Невскую лавру и каким-то образом попал в келейники к тогдашнему митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу (Петрову), хотя это было почти невозможно (из Мордовии в Петербург — и сразу в келейники). А митрополит очень любил монашество. И вот однажды они гуляют в саду, и митрополит расспрашивает Феофана: кто он, откуда, кто его духовный отец. Тот рассказал не только о себе, но и о том, что старец Федор (Ушаков) попал в ссылку по милости его высокопреосвященства: Вы, дескать, утвердили решение тамбовского суда — без этого священников не сажают. А ведь старец — святой человек… Митрополит был поражен такой несправедливостью и тут же решил назавтра ехать к императрице Екатерине II, чтобы направить дело на пересмотр. И на следующий день поехал, и дело было решено… «Господь закрыл старца на Соловках, пока была пугачёвщина, а затем освободил, — сделал вывод владыка. — Каждый человек на своем месте исполняет Промысл Божий. И тогда самое невероятное становится реальным».
Старец Феодор Санаксарский был прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии в 1999 году. Его мощи пребывают в соборном храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году.
«Старец Паисий прозрел мою судьбу»
Возглавляя различные паломнические группы, владыка Варсонофий около 40 раз побывал в Святой Земле, более 25 раз на Святой Горе Афон, был в Египте, в Италии, на Кипре. Совершал многократно Божественную литургию на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (в Палестинской автономии), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хиландарском и в Лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая Чудотворца в городе Бари в Италии.
В 1993 году четыре епископа из России (в том числе и владыка Варсонофий) совершили паломничество на Святую Гору Афон, жили там две недели и попросили устроить им встречу с известным старцем Паисием Святогорцем, схимонахом Константинопольской Православной Церкви. Старец согласился и принял гостей из России. Вышел во двор обители из своей кельи, пригласил присесть на простые пеньки, которые были там расставлены. Вынесли угощенье (лукум) и воду. Владыка Варсонофий впервые увидел святого человека: «Он — как ангел! Живет одним Святым Духом. Вышел к нам старичок — светлый, легкий, как пушинка. Совершенно неземной…»
В беседе епископы задавали вопросы, прося вразумления у старца. Епископ Варсонофий спросил о судьбе своего отчима, умершего за год до того. Старец Паисий в ответ рассказал о том, как жил некий отец семьи и воспитывал он шестерых детей. И всю жизнь заботился о том, как одеть-обуть их, накормить, выучить, чтобы дети не знали нужды. В житейских заботах некогда ему было в церковь ходить, уделять внимание молитвам. А когда отец умер, его дети, которые стали священниками, вымолили ему прощение… «Старец Паисий прозрел мою судьбу — он рассказывал фактически о моем отце и о нашей семье. Я сразу понял, как помочь отцу: молиться за него», — вспомнил владыка Варсонофий.
Другой епископ, Онуфрий, спросил, что делать с телевизорами, рекомендовать ли пастве. Старец в ответ рассказал историю о своем друге, с которым они когда-то вместе служили в армии, а недавно, уже в преклонном возрасте, этот друг внезапно посетил старца Паисия, еле-еле дошел, — и попросил благословить его на покупку телевизора, чтобы не скучно было. Через год, вновь преодолев все трудности подъема на Святую Гору (его привезли на машине, а потом донесли на руках), старичок, едва отдышавшись, попросил благословить его… второй раз жениться. Вот что делает с людьми телевидение, заключил старец. «Из уст святого человека, который своими трудами и молитвами приблизился к Богу, этот рассказ звучал по-особому», — поделился владыка.
Старец Паисий скончался летом 1994 года в возрасте 69 лет и был похоронен в монастыре Иоанна Богослова в Суроти около Салоник. В 2015 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца). В мае того же года Священный Синод Русской Православной Церкви включил преподобного Паисия Святогорца в отечественный месяцеслов.
На историческом фундаменте
Порой бывает, против строительства церквей в «спальных» районах Петербурга выступают местные жители… Митрополиту Варсонофию приходилось с этим сталкиваться. Например, такая ситуация: прихожанин выкупил участок, чтобы на нем построить храм. Вышла группа протестующих. Приезжаю, рассказывает владыка, спрашиваю у них: «Почему возражаете против строительства?» — «Нам негде выгуливать собак!» Но это же по закону частная территория, не государственная, не общественная, при чем тут собаки?.. Чаще всего протестуют очень небольшие, но громко выступающие группы людей. Они создают яркий негативный фон. А прихожане, православные люди, пытаются доносить истину до протестующих, но их голоса тихи.
Такое бывало и в центральной части города. К примеру, прекрасный храм Рождества Христова на Песках был воссоздан из небытия в 2017–2020 годах. До того, как на 6‑й Советской улице началось строительство, долгое время там был сквер. Были проведены археологические раскопки и обнаружен исторический фундамент храма, построенного в конце XVIII века и взорванного в 1934 году в ходе масштабного проведения в СССР «пятилетки безверия». В 2012 году пустовавший сквер был огорожен забором. И в это время возмущенные местные жители стали протестовать против начавшегося грандиозного строительства: они привыкли выгуливать в скверике собак или отдыхать с детьми, с друзьями, как они говорили…
Владыка объясняет: «Протесты, которые мы наблюдали в городе раньше в связи с возрождением или строительством нового храма, — это попытки небольшой группы людей влиять на общественное мнение через социальные сети и некоторые СМИ. Во многом отношение горожан к храмостроительству формировали люди с „протестным мировоззрением“, враждебно настроенные к Церкви и всему, что она несет в мир: вере и верности идеалам, служению ближнему, общинности, защите многодетной семьи и традиционным ценностям… Практика показывает: как только священник и актив прихода спокойно, доброжелательно начинают общаться с местными жителями, разъяснять свою позицию, оказывается, что не так уж и много реально протестующих против строительства храма».
Воссозданный храм Рождества Христова на Песках был построен по архивным документам, по найденным фотографиям, рисункам и чертежам, он практически полностью повторяет архитектуру своего предшественника. В августе 2020 года стали проводиться регулярные богослужения. 27 июня 2021 года митрополит Варсонофий совершил чин великого освящения храма… И после этого в восприятии окрестных жителей произошел разворот на 180 градусов: те, кто протестовал против возрождения храма на историческом месте, пришли к его настоятелю протоиерею Андрею Щербану, извинялись и благодарили, оценив возрожденную красоту этой церкви. Многие стали верными прихожанами. В этом храме создается музей, куда и окрестные жители приносят порой свидетельства о венчании здесь своих прабабушек-прадедушек и иконы, чудом сохранившиеся в годы лихолетья и блокады.
Так и в других случаях: когда рядом с возведенной церковью появляется благоустроенная территория, скамейки, иногда детская площадка, устраивается цветник, для всех очевидно, что храм становится точкой притяжения, украшением микрорайона. «В последние два-три года антицерковное и протестное влияние на информационную повестку утихло. Мы чувствуем спокойное и позитивное отношение горожан к храмостроительству», — рассказал владыка.
В Санкт-Петербурге реставрируется 34 церковных объекта, имеющих охранный статус памятников культурного наследия, из них 21 объект — за счет городского бюджета, 13 объектов — из федерального бюджета, по программам министерства культуры РФ. Многое сделано. Ещё больше предстоит сделать.