Цирк – это серьезно. «Упсала-цирк». Сюжет первый
С чем у вас ассоциируется цирк? С поверхностной забавой, не трогающей ни ума, ни сердца? С высоким уровнем мастерства, воспетым литературой и кинематографом? Опыт героев нашего материала открывает третий аспект этого древнейшего вида зрелищ — воспитание души. О том, как цирковое искусство воздействует на подростков из группы риска, помогает во внешкольной работе, и, наконец, служит подспорьем в лечении тяжелобольных детей, рассказывают энтузиасты «социального» цирка.
Раздел: Крупный план
С чем у вас ассоциируется цирк? С поверхностной забавой, не трогающей ни ума, ни сердца? С высоким уровнем мастерства, воспетым литературой и кинематографом? Опыт героев нашего материала открывает третий аспект этого древнейшего вида зрелищ — воспитание души. О том, как цирковое искусство воздействует на подростков из группы риска, помогает во внешкольной работе, и, наконец, служит подспорьем в лечении тяжелобольных детей, рассказывают энтузиасты «социального» цирка.
Респектабельные хулиганы
По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2012 года в России остались без попечения родителей 654 355 детей, около 20% из них находятся в детских домах, остальные — проживают с родственниками. По данным МВД РФ, за 2012 год несовершеннолетними или при их участии было совершено около 117 000 преступлений.
Цифры говорят сами за себя: Россию захлестывает волна безнадзорности, сопоставимая по масштабам с ситуацией начала 1920‑х годов. В те годы государство смогло принять ряд эффективных мер, и среди тех, кто отдавал жизнь за Родину на фронтах войны, были воспитанники трудовых коммун и детских домов, открытых по всей стране. В современных условиях, к сожалению, полноценное развитие безнадзорного ребенка — скорее исключение, чем правило. Но люди, продолжающие благородное дело Макаренко, есть и сегодня. В этом легко убедиться, побывав на спектакле в цирке «Упсала» — единственном в России (и, похоже, что в мире) цирке для хулиганов.
— Именно хулиганов мы берем в наш цирк, — рассказывает Лариса Афанасьева, директор и худрук «Упсала-цирка». — А точнее, формальный критерий поступления в нашу труппу — это неблагополучие ребенка.
«Неблагополучными» Лариса называет детей из группы социального риска: сирот, детей из семей, живущих за чертой бедности, детей из семей алкоголиков и наркоманов, малолетних преступников — словом, всех тех, кто остался за бортом жизни и кому нужен спасательный круг.
Всего в цирке 60 детей — 4 группы. Старшая, младшая, группа детей с ограниченными возможностями (с синдромом Дауна), а еще группа в спецшколе закрытого типа № 1 на улице Аккуратова. Там находятся в основном мальчики от 12 до 16 лет, совершившие преступления. «Они подготовили выступление на музыку Цоя, — добавляет Лариса Афанасьева. — С ними работают наши старшие воспитанники — как тренеры они очень быстро нашли с ребятами общий язык. Эти дети… будто щеночки, выброшенные из жизни, они многое успели повидать, но по-прежнему остаются детьми».
По признанию Ларисы Афанасьевой, первых артистов она подбирала у метро, а тренировки проходили прямо на улице. Окончив театральный факультет Восточносибирской академии культуры и перебравшись в Петербург, Лариса познакомилась с немецкой цирковой артисткой Астрид Шорн, которая приехала в Россию проходить практику по социальной работе. В 2002 году они вместе и придумали «Упсалу». Постепенно вокруг Ларисы и Астрид сложилась команда единомышленников, а цирк стал международной командой волонтеров. Среди тех, кто сегодня преподает хулиганам цирковое мастерство, есть артисты финской цирковой школы «Circus Helsinki» и других известных цирковых коллективов.
Откуда взялось название «Упсала»? Многие думают, что оно связано со шведским городом Uppsala. На самом деле название родилось из английского междометия «oops», которое выражает удивление при неловкости, то чувство, которое обычно передают в своих пантомимах клоуны. Тот, кто хоть раз побывал на спектакле «Упсалы», подтвердит: цирк не имеет никакого отношения к творческой самодеятельности. Юные артисты — настоящие мастера своего дела. В их репертуаре несколько больших спектаклей. Спектакль «Город в чемодане» рассказывает трогательную историю первой подростковой любви. Главный герой встречает девушку, которая видит вокруг себя только дождь. Преодолевая собственный страх, юноша пытается понять свою возлюбленную и помочь ей. На цирковом языке — при помощи акробатики, жонглирования и эквилибристики — подростки рисуют убедительный портрет робкого молодого человека, впервые почувствовавшего влечение к противоположному полу и не знающего, как справиться с новым чувством. «Город в чемодане» проникнут уважением и любовью к человеку.
Высокая этическая планка помогла «Упсале» найти своего зрителя: чтобы попасть на цирковое представление, билеты заказывают за несколько недель. Об этом цирке знают не только в Петербурге: каждый год юные артисты уезжают на гастроли — их ждут на фестивалях в Германии, Финляндии, Бельгии. А в родном городе хулиганов — в Петербурге — каждое лето проводится фестиваль детского цирка «Летающие дети», на который в гости к «Упсале» приезжают цирковые коллективы из разных уголков мира.
За несколько лет «Упсала» превратился из крохотной полубродячей труппы в респектабельный цирковой коллектив с собственной стационарной площадкой — шатром в парке у дачи Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной.
Смеется тот, кто умеет страдать
— Чтобы стать цирковым артистом, надо преодолевать себя, — рассказывает Лариса Афанасьева. — Сделать сальто — это колоссальная нагрузка. На тренировках с детей льется пот. Они напрягаются, им страшно. Кроме того, цирк отнимает у них все время — его не остается ни на что другое. Цирк учит бережному отношению к партнеру. Они обязаны беречь друг друга: в любой момент каждый может сломать ногу или повредить спину. Они постоянно должны страховать друг друга…
В цирке ребята занимаются по по несколько часов в день — если уделять тренировкам меньше времени, невозможно достичь той планки мастерства, которая отличает «Упсалу» от других непрофессиональных коллективов. При этом подростки продолжают ходить в школу. Можно предположить, что при такой нагрузке цирковые занятия идут в ущерб учебе и семейным отношениям. По словам Ларисы, это совсем не так.
— Мы следим за тем, чтобы ребята посещали школу и получали аттестаты. Периодически у них проводятся тренинги по профориентации. Четыре наших выпускника поступили в высшие учебные заведения. Для нас это стало полной неожиданностью: мы не рассчитывали на такой результат. Ребята сами себя вытащили из такой «ямы», что сложно себе представить. Между прочим, все четверо пошли по педагогической линии. Мы стремимся найти подход и к их семьям. Я очень рада, что через какое-то время родители начинают приходить на выступления. В семьях, из которых к нам приходят артисты, дети часто растут, как трава. У нас был такой случай: родители пять лет не обращали особого внимания, чем занимаются их дети, а потом случайно увидели их на сцене. И когда они увидели, на что способны дети, папа стал собирать все афиши, все плакаты, все фотографии, как-то связанные со спектаклями… Это стало поводом для гордости за своих детей, понимаете? Непутевые родители начинают тянуться вверх за детьми, выкарабкиваться. Дети подтягивают своих родителей. К сожалению, так бывает далеко не всегда.
Одно из важных условий настоящего общения — принятие другого как самого себя, любовь к этому «далекому» другому человеку. «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3), — так начинает апостол Павел свой восторженный гимн любви. В «Упсала-цирке» детей принимают такими, какие они есть, стремятся приучить их к дисциплине и ответственности и, одновременно, сохранить и раскрыть творческий потенциал юного артиста. В каждом таком отверженном обществом хулигане здесь видят… артиста.
— «Хулиганство» в моем понимании — это внутренняя свобода, — говорит Лариса, — умение принять самостоятельное решение. Быть самим собой, а не «как все». И совершать при этом какие-то созидательные поступки. К нам приходят ребята-аутсайдеры, которым не вписаться в систему. И психологи говорят: творчество может их спасти. Вообще, наша цель — чтобы дети сохранили способность хулиганить, но в рамках закона.
Глядя на успехи, которые делают ребята из «Упсалы», убеждаешься, что современный мир имеет ложное представление о смехе, юморе и даже радости. Нам кажется, что смеяться и шутить могут только те, у кого все очень хорошо. Реклама часто эксплуатирует образы картинно счастливых людей, расплывающихся в голливудской улыбке после покупки нового мобильного телефона. С другой стороны этой же монеты — ирония, злая усмешка и глумление, которые (за редким исключением) пронизывают всю современную «интеллектуальную продукцию». Выходит, что — так или иначе — смех трактуется как чувство превосходства, а радость — как удовольствие обладания.
В действительности страдание и радость тесно связаны друг с другом, а смех — это то, что помогает нам держаться на плаву. «Юмор был нашим оружием души в борьбе за самосохранение, — пишет психолог Виктор Франкл о своем опыте выживания в фашистском лагере смерти. — Чувство юмора помогало видеть вещи с их смешной стороны — это был некий вид уловки». «Упсала» возвращает нас к христианскому пониманию смеха: лишая человека гордости, смех помогает ему бороться с косностью окружающего мира. Артисты «Упсалы» умеют смеяться, потому что они умеют страдать.
Владимир Иванов