Церковный музей в городе-музее

Он молодой, ему еще нет и семи лет. Поражает продуманность и наполненность экспозиции, особенно когда осознаешь, что всё было создано с нуля. Верующие петербуржцы с удовольствием посещают епархиальный музей, да и людям не очень церковным он тоже интересен. Как создавался Музей истории Санкт-­Петербургской епархии, каковы его проблемы и задачи, рассказывают его сотрудники во главе с епархиальным древлехранителем Иваном Раевским.
Раздел: ПОДРОБНО
Церковный музей в городе-музее
В залах музея. Современный вид
Журнал: № 4 (апрель) 2024Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 3 апреля 2024


За три недели

— В 2017 году владыка обратился ко мне: «Иван Сергеевич, надо создать епархиальный музей», — рассказывает Иван Раевский. — Я никогда музейной работой не занимался, но, исходя из своего жизненного опыта, имел представление, что такое музейные экспонаты и как формируются экспозиции музеев. Владыка предложил не просто создать музей, но и сделать это к приезду в наш город Святейшего Патриарха Кирилла.

Иван Раевский на открытии выставки в Законодательном собрании, посвященной 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. 16 января 2024 года
Иван Раевский на открытии выставки в Законодательном собрании, посвященной 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. 16 января 2024 года

Идея создания епархиального музея уже давно «витала в воздухе», была даже группа, которая этим занималась, но они никак не продвинулись. Иван Сергеевич выбрал помещения в зданиях епархиального управления — Митрополичьем и просфорном корпусах. В них надо было делать ремонт с заменой системы отопления, прокладкой электропроводки для освещения залов, витрин, стендов, ремонт стен, замену полов, установку защитных решеток на окна и двери, монтаж пожароохранной сигнализации. Владыка выделил средства. Строители работали в три смены.
Но стены — это еще не музей. Для создания экспозиции Иван Раевский обратился к заведующей архивом Ольге Ходаковской и дизайнеру Сергею Жигулину, который тогда работал в Александро-­Невской лавре.

— Материалы собирала Ольга Ивановна, а я оформлял стенды, — рассказывает Сергей Жигулин. — Готовил материалы к печати, забирал их из типографии. Помещения были заброшенными, там не было ничего. Но сказали сделать за три недели — и мы сделали.

— Надо было уяснить, какого плана музей нужен, — продолжает Иван Раевский. — Древлехранилище, как в Лавре? В прошлые времена туда просто относили всё старинное, ценное из богослужебных предметов, что нельзя было повседневно использовать. По большим праздникам эти предметы могли использовать в богослужении. «Нет, — сказал владыка, — это будет тематический музей. Первый раздел — история Санкт-­Петербургской епархии с момента образования до сегодняшнего дня, второй раздел — мученики Санкт-­Петербургские». Это заметно упростило нам задачу. Но поначалу у нас не было ни одного предмета в экспозиции. Мы сели с Ольгой Ивановной и стали думать, что делать. Я сказал: «Сейчас очень популярны планшетные выставки. Это быстро, это дешево. Теперешняя молодежь к такой подаче привыкла. Сначала пойдем по императорам, поскольку речь о синодальном периоде, а после революции, когда Церковь была отделена от государства, — по митрополитам». Решения проводились быстро, поскольку времени было в обрез. Оказалось, что все решения были правильными. Сделали первые планшеты, посвященные дореволюционной истории, в нашей столярке изготовили рамочки. Когда владыка увидел, что тема представлена очень толково, интересно, сказал: «Говори, что тебе надо». Я придумал напольные витрины в классическом стиле из резного дуба, бронзовые люстры. Нашел фирму, которая сделала мебель, витрины, люстры. Работа шла в крайне быстром темпе.

Ольга Ходаковская
Ольга Ходаковская

Когда владыка Варсонофий понял, что организацией музея занялись всерьез, он не только предоставил средства, но и стал передавать музею экспонаты. Так, он передал коллекцию крестов-­мощевиков, около 30 экземпляров.

— Когда мы Ольгой Ивановной увидели эти мощевики, очень обрадовались. В каждом из них находятся святые мощи, и написано чьи. Мы отдали один из крестов на экспертизу — оказалось, что это XVI век! Владыка передал нам серебряную дарохранительницу XVIII века. У неё был поломан крестик, ювелир Вячеслав Арзуманов из Александро-­Невской лавры её отреставрировал.

Митрополит Варсонофий передал и другие экспонаты — в частности, походный набор священника для причащения на дому, дореволюционный, начала XX века. Владыка и сейчас продолжает пополнять коллекцию музея: передал более 20 старинных аналойных икон, евхаристический набор (чаша, дискос, звездица из золоченого серебра начала ХХ века), фотографии, книги, мантию, рясу с церковными и светскими наградами, альбомы, многотомное издание своих проповедей и многое другое. Дары владыки стали основой музейной коллекции.
Параллельно сотрудники музея размещали объявления на радио «Град Петров», в журнале «Вода живая», рассылали по приходам письма по благословению владыки — просили пожертвовать будущему музею старинные предметы.

— Бывает же так, что бабушка умирает, а внукам-­правнукам её вещи не нужны, они их продают по дешевке и даже выбрасывают, часто вообще не интересуясь, что там, — говорит Иван Сергеевич. — Постепенно люди начали звонить нам, ­что-то приносить. Однажды прихожанка собора Владимирской иконы Божией Матери, где я являюсь ктитором, подошла ко мне и сказала, что у неё есть старинная метрическая книга — Церковь же до революции выполняла функции органов ЗАГС: вела учет, кто родился, кто венчался, кто умер. Потом ко мне пришли строители, которые проводили работы в семинарском корпусе, они нашли на чердаке лист бумаги — с одной стороны было рекомендательное письмо для поступления в семинарию, а с другой стихи, очевидно, сочиненные самим абитуриентом. Ольге Ивановне преподаватели Духовной академии передавали редкие книги, дневники ссыльных священников. Мы приносили из дома старинные предметы для создания инсталляций. Правнучка митрополита Григория (Чукова) передала его личные вещи — пенсне, печатную машинку, бумаги. Протоиерей Владимир Сорокин передал из ризницы Князь-­Владимирского собора облачения XIX века, вышитые настоящей золотой ниткой. Служить в них нельзя, они обветшали. Шесть или семь облачений он нам передал. Одно из них мы отправили на реставрацию: прихожанка собора Владимирской иконы Божией Матери Ксения, тогда работавшая реставратором по тканям в Этнографическом музее, провела комплексную реставрацию.

Дизайнер Сергей Жигулин
Дизайнер Сергей Жигулин

Ольга Ходаковская занималась подбором фотографий, составлением пояснительных текстов. Иван Сергеевич думал об оформлении залов. Когда Ольга Ивановна нашла текст указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Санкт-­Петербургской епархии, у Ивана Сергеевича появилась идея разместить факсимильную надпись на стене, в лепном декоре. Было решено сделать для музея уменьшенные копии портретов всех правящих архиереев епархии, которые в свое время были написаны по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Тогда епархиальное управление находилось на втором этаже Духовной академии, а когда епархия переехала, портреты перенесли в Портретный зал, где они находятся и поныне. Теперь такая же галерея есть и в музее.

Факсимиле указа императрицы Елизаветы Петровны об образовании Санкт-Петербургской епархии
Факсимиле указа императрицы Елизаветы Петровны об образовании Санкт-Петербургской епархии


Свидетельства о новомучениках

Через три недели был создан не только основной зал, но и экспозиция, посвященная новомученикам.

— Тут задача была гораздо сложнее, — объясняет Иван Сергеевич, — ведь не было вообще никаких вещей, только материалы, собранные покойной помощницей отца Владимира Сорокина Лидией Ивановной Соколовой. Она совершила настоящий подвиг. Когда в 1990‑х годах были открыты архивы КГБ, людей пускали везде, любой человек мог найти документы своего репрессированного родственника и подать документы на реабилитацию. И Лидия Ивановна фотографировала дела священников и простых мирян, связанных с Церковью, которые пострадали по 58‑й статье — «контрреволюционная агитация и пропаганда». Она говорила: «Я понимала, что эта дверь может в любой момент захлопнуться, и копировала, копировала…»; она собрала очень много документов. Признавалась, что очень тяжело читать эти документы. К сожалению, часто люди под пытками не выдерживали и «уводили за собой» еще 30–40 человек. Но были и те, которые никого не оговорили, не назвали никаких имен. Эти дела Лидия Ивановна передала Ольге Ивановне. От многих новомучеников не осталось вообще ничего, даже фотографий, но часто фотографии находились именно в этих делах, они там избитые, изнуренные допросами…


Для этой экспозиции горожане тоже передавали экспонаты. Так, в музей принесли митру, собственноручно сделанную одним священником в 1930‑е годы, когда купить её было невозможно. Сохранились молитвословы, от руки написанные священниками: они в лагерях, ссылках записывали тексты, чтобы не забыть.

— Для этой экспозиции мы оформили стенды в сдержанном, брутальном стиле, повесили фонари, сделанные под старину, — продолжает Иван Раевский. — В свое время, когда помещение епархиального управления занимал институт стали и сплавов «Прометей», в этом зале была литейка. В стенах были сделаны ниши, и я решил их использовать. Одну из них мы обклеили фотообоями, имитирующими тюремные стены. Это была инсталляция камеры владыки Вениамина: поместили туда клобук, пенсне — вещи не подлинные, но стилизованные. Нам передали куски облицовки, найденные при раскопках разрушенного храма. Для инсталляции, посвященной Соловкам, я с дачи привез камни гранитные. Позже Соловецкий монастырь передал нам кованую решетку с одной из камер Соловецкого лагеря особого назначения, сокращенно СЛОН. У нас была еще инсталляция комнаты ссыльного архиерея. К сожалению, это уже нельзя увидеть: в просфорном корпусе проводится ремонт, пришлось экспозицию, посвященную новомученикам, перенести в основные залы, всю экспозицию переделать, «ужать».

Владыка подарил музею специально написанную икону новомучеников Санкт-­Петербургских. Она и сейчас украшает экспозицию, уже в новом зале.

Лучший церковный

— И вот настал этот день, 28 июля 2017 года, — вспоминает Иван Раевский. — Когда Святейший Патриарх зашел в здание епархиального управления, в музее еще отмывали полы. В Синем зале шло заседание, владыка Варсонофий периодически звонил и спрашивал: «Иван Сергеевич, так мы сможем посетить музей?» Я отвечал: «Владыка, заканчиваем последние приготовления!». Владыка предупредил, что у Святейшего следующая встреча, и на посещение музея отведено десять, от силы пятнадцать минут.

Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Варсонофий — первые посетители музея. 28 июля 2017 года
Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Варсонофий — первые посетители музея. 28 июля 2017 года

Когда Святейший пришел смотреть музей, владыка говорит: «Иван Сергеевич, рассказывайте!» Пришлось мне провести экскурсию, и вместо пятнадцати Патриарх находился в музее более сорока минут — правда, экспозицию, посвященную новомученикам, он посмотреть не успел, зато очень внимательно изучил залы, посвященные истории епархии. Прочитав ­какую-то информацию на одном из стендов, он отметил: «Надо же, я этого не знал». В экспозиции, посвященной хрущевским временам, было очень много фотографий профессоров и сотрудников Духовной академии, у которых он учился, сотрудников епархии, которых он знал. Когда нам в руки попали эти фотографии, мы определили отнюдь не всех, кто был на них запечатлен. Патриарх Кирилл назвал нам очень много имен и фамилий. В этой экспозиции также было несколько инсталляций — в частности, фрагмент актового зала, который был при владыке Никодиме, и конечно, это было очень знакомо Предстоятелю. Нам пожертвовали облачение архиепископа Мелитона (Соловьёва) — это был викарный архиерей во времена митрополита Никодима, и владыка подарил ему некоторые облачения: он любил дарить архиереям свои клобуки, панагии. Я хорошо помню владыку Мелитона, это был очень добрый, скромный человек. Еще одна инсталляция — место секретаря владыки Никодима. Мы нашли вещи того времени: стол, пишущую машинку, лампу… К сожалению, это тоже ушло в запасники, когда нас уплотнили. Многое из того, что увидел Патриарх Кирилл, было ему памятным. Он высоко оценил наши труды: «Это лучший церковный музей, который я видел». И все, кто потом побывал у нас в музее, удивлялись, как это Ольга Ивановна, я и наш дизайнер, никогда не занимавшиеся музейной работой, смогли сделать такую экспозицию.

Выставки музейные и выездные

Через ­какое-то время Иван Раевский попросил владыку предоставить музею помещение для временных выставок. Зал был отремонтирован. Первой была экспозиция, посвященная княгине Ольге, второй была экспозиция к 800‑летию со дня рождения святого Александра Невского — она получилась, по отзывам и посещаемости, очень удачной, и было принято решение сделать её постоянно действующей, образовательной.

Экскурсовод Надежда Зорина
Экскурсовод Надежда Зорина

Экскурсовод Надежда Зорина, которая работает в музее с 2018 года, познакомила Ивана Сергеевича с обществом реконструкторов. Они готовы были на время дать для этой выставки кольчуги, одежду, изготовленную по старинным образцам. Кое-что из этих предметов приобрели и в коллекцию музея. Когда в этом зале проходят экскурсии для школьников, каждый из детей непременно примеряет кольчугу, шлем, берет в руки меч, фотографируется.
Коллективом музея были подготовлены планшетные выставки, посвященные Крещению Руси, годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.

— Мы часто её показываем, вот недавно, в январе, она демонстрировалась в Законодательном собрании, — рассказывает Иван Раевский. — Интересно, что инициаторами показа этой выставки были… представители партии коммунистов. Когда я на церемонии открытия проводил экскурсию, конечно же, сказал, что большевики устроили гонения на Церковь и в городе во время вой­ны действовали всего десять храмов. Над ними тоже был занесен топор, их хотели закрыть, но не успели. Волей Божией они сохранились, власти к тому же открыли закрытую было церковь на Серафимовском кладбище. Даже безбожная власть понимала, что в дни испытаний и беды надо дать людям место надежды, отдохновения, молитвы.

Сотрудники музея создали и выставку, посвященную 100‑летию Петроградского процесса «об изъятии церковных ценностей». Экспозиция демонстрировалась в Филармонии, где проходили памятные мероприятия; некоторые материалы из нее были представлены на выставке в часовне «Спаса-на-­Крови», посвященной священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому. По поручению митрополита Варсонофия была сделана выставка об истории Казанского собора, она демонстрируется в настоящее время в крипте. Во Владимирском соборе сделали выставки к 90‑летию приснопамятного митрополита Владимира — он был почетным настоятелем собора — и об истории собора с начала строительства по сегодняшний день.

Перспективы развития

Была создана и экспозиция, посвященная нынешнему правящему архиерею — владыке Варсонофию, в которую включили информацию о деятельности епархиальных отделов. Она находилась в просфорном корпусе, который, как уже было сказано выше, теперь на ремонте. Для этой выставки нашли другую комнату, экспозицию также пришлось значительно ужать, но она существует.
Все экспозиции музея пришлось переформатировать. Возможно, после ремонта музею передадут ­какие-то помещения, но пока об этом говорить рано.

— Со стороны Митрополичьего сада есть выступающая часть, где ­когда-то была дверь, а потом, в советское время, её заложили кирпичом, — говорит Иван Сергеевич. — Одно время шла речь об отдельном входе в музей, но если делать такой вход, придется снова переделывать экспозицию. Кроме того, мы находимся в здании XVIII века, и все изменения необходимо согласовывать с КГИОП. Может, мы к этой теме и вернемся, когда начнется реставрация Митрополичьего корпуса.

В этом году сотрудники музея готовят выставку к 300‑летию перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-­Петербург. Она будет демонстрироваться в галерее Митрополичьего корпуса. В планах на 2025 год — экспозиция, посвященная 100‑летию со дня преставления Святейшего Патриарха Тихона.

— Когда мы начали создавать музей, у нас не было ни одного экспоната, а на сегодняшний день в музейной коллекции — около 800 единиц хранения, — отмечает Иван Сергеевич.
В зале есть интерактивный экран, с помощью которого можно познакомиться с интересными сведениями о епархии.

В 2017 году было проведено всего 12 экскурсий, их посетили 170 человек — 100 взрослых, 70 детей. В 2023 году проведено 280 экскурсий, их посетили 5895 человек: 1345 взрослых, остальные школьники. За январь-­февраль 2024 года музей посетили 1900 человек: 1600 школьников, 300 взрослых. Среди взрослых посетителей — жители и гости Санкт-­Петербурга, ветераны, блокадники, педагоги, прихожане храмов.
Музей принимает посетителей по предварительной записи.

— Даже один человек может договориться, и для него проведут экскурсию, — рассказывает Надежда Зорина. — Когда я начинаю экскурсию, всегда спрашиваю, где мы находимся. Обычно получаю ответ: «В Александро-­Невской лавре». Приходится объяснять, что, хотя исторически это здание принадлежало монастырю, сейчас это — территория епархиального управления. К нам приходят группы из ветеранских организаций районов. Проводим экскурсии и по Александро-­Невской лавре по договоренности с паломнической службой обители. Часто приходят слушатели Академии постдипломного педагогического образования. Есть группы из Мариуполя, Донецка.

Но самые частые посетители музея — разумеется, школьники, причем как из воскресных, так и из общеобразовательных школ.

— Нельзя сказать, что приходят эрудированные воспитанники воскресных школ и ничего не знающие дети из школ обычных, — все дети очень разные, — продолжает Надежда Константиновна. — С группами из воскресных школ бывает даже тяжелее, потому что приходят вместе дети разного возраста. Но в общении с ребятами из воскресных школ есть свои плюсы. Например, спрашиваю, сколько в русском языке падежей, отвечают: «Шесть». — «А раньше было семь». — «Да, мы знаем, звательный». — «Приведите примеры». Приводят примеры из молитв. Дети из общеобразовательных школ этого не знают, они удивляются, им приходится объяснять, впрочем, как и нецерковным взрослым. А взрослые прихожане храмов могут даже сами ­что-то рассказать, особенно если речь идет о новомучениках. В нашей епархии 53 прославленных новомученика, и о многих в экспозиции есть материалы. Часто приходится слышать: «Это наш святой, у нас в храме служил». Некоторые приходят специально, чтобы изучить материалы о «своих» новомучениках.

У музея сложились хорошие отношения с миссионерским отделом, а через его председателя иерея Николая Святченко — и с Невским благочинием. Сотрудник отдела Владимир Назыров с 2022 года проводит в музее занятия со школами Невского района (см. № 12 журнала «Вода живая» за 2022 год. — Прим. ред.).  С этого года присоединился Центральный район — предварительно преподаватели школ пришли для знакомства с музеем. Занятие начинается с экскурсии по Александро-­Невской лавре — в этом году оно приурочено к празднованию 300‑летия перенесения мощей святого Александра Невского, — затем в зале, посвященном князю, проходит беседа с детьми. Посещают музей дети с третьего по девятый класс.

— Наш музей — бесплатный, владыка сказал, что это принципиально, — говорит Иван Раевский. — Есть книга отзывов посетителей, она пестрит благодарностями о прекрасной экспозиции, работе экскурсоводов, подаче материала, и это придает нам импульс для дальнейшего развития.


Фото: Станислав Марченко, Александр Назаров, Марина Куракина



Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"