Церковная жизнь. Введение

Протоиерей Александр Степанов осознал необходимость катехизации еще до того, как стал священником, — еще в советские годы, когда не было ни книг, ни помещений для занятий, только жажда духовных знаний. Сейчас в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы действует система оглашения, построенная на многолетней практике и потребностях небольшой общины. Отец Александр делится своим частным опытом в достижении универсальной цели.
Раздел: ПОДРОБНО
Церковная жизнь. Введение
Журнал: № 10 (октябрь) 2022Автор: Артем Гравин Опубликовано: 31 октября 2022

Катехизация на квартире

Отец Александр, расскажите, пожалуйста, немного об истории катехизации на вашем приходе. Как у вас возникла идея организовать курсы? Давно ли это случилось?

— Я начал заниматься катехизической деятельностью очень давно — задолго до того, как стал священником. Надо сказать, что еще прежде, чем отношение власти к Церкви стало смягчаться, я уже получил опыт церковной жизни в общинах, тайно собиравшихся по домам. Таких общин было несколько в Ленинграде. Они концентрировались вокруг более-­менее известных пастырей, которых, конечно, могли преследовать за их деятельность. Несмотря на это, они ­как-то более-­менее тайно немножко руководили нашей жизнью. Иногда даже приходили на эти собрания, которые мы устраивали в своих квартирах. Там мы читали Евангелие и научались его понимать. Доставали ­какие-то изданные самиздатовским способом старые книги с комментариями и толкованиями. Всё это нам было очень интересно, и друг от друга мы очень многому научились. Таким образом постепенно сложилась база знаний.

Всё это было еще до того, как в конце 1980‑х почувствовалось оживление и заговорили о грядущем тысячелетии Крещения Руси. В это время многое менялось, постепенно монастыри стали передавать Церкви. Тогда у людей стал просыпаться интерес к вере, но удовлетворить его было почти невозможно. В­се-таки еще никаких книг не издавалось — разве что ­какими-то совсем незначительными тиражами. Например, можно было купить Евангелие, правда, по ­какому-то «большому блату», как тогда говорили. Или ­какой-­нибудь молитвослов с утренними и вечерними правилами, молитвами к причащению, с канонами, акафистами. Я помню, был издан канонник — толстая книга, в которой суточный круг представлен в общем изложении. Как гонялись за этим канонником! В общем, не было никакой информации. Духовные школы тоже были достаточно закрытыми. Казалось бы, иди туда и там беседуй. Но это было не ­так-то просто: в Духовные школы практически не пускали. Но главное — власти за этим внимательно следили. Контактов быть не должно. И священнослужителей очень серьезно предупреждали, чтобы они не особо миссионерствовали. Однако в наших маленьких группах ­какое-то знание существовало, ­какие-то связи сохранялись, была возможность ­что-то узнать. В ­какой-то момент стало ясно, что на некоторые вопросы мы и сами можем ­как-то внятно отвечать. К тому моменту мы уже ­чего-то поначитали, поузнавали. Затем мы организовали катехизический цикл и предложили тем, кому это интересно, приходить послушать. Большую роль в этом сыграла Духовная академия: тогда был активен здесь будущий протоиерей Георгий Кочетков. Ректором же там был нынешний наш Святейший Патриарх Кирилл, который очень поддерживал Кочеткова в этих просветительских проектах. Кочетков, кстати, писал в то время работу по катехизации, и именно тогда выстроилась трехчастная схема курса — она затем значительно трансформировалась и варьировалась в использовании, но сам базовый принцип остался.

С тех пор всё и началось. У нас было три человека, которые были готовы этим заниматься. Мы набирали группы, готовили людей, приводили к пастырям, которые нас окормляли, и представляли их им. В то время спрос на это был  очень большим. Поэтому наша община росла и распределилась по многим точкам. Стало довольно много групп. В 1988–1990 годы это уже была некоторая сеть такого рода групп.

Многие из нас стали священниками и продолжали на своих приходах ту деятельность, что мы осуществляли в рамках этих групп. Конечно, многое со временем менялось. И сейчас эти практики приобрели несколько иные формы. По квартирам, скажем, сейчас я не вижу смысла собираться, когда есть храмы с дополнительными помещениями вроде трапезных.

Крещальная Литургия в храме великомученицы Анастасии. Великая суббота. 2015 год
Крещальная Литургия в храме великомученицы Анастасии. Великая суббота. 2015 год


Раскрытие дара Крещения

— Отец Александр, чем отличается катехизация от «школьного» изучения основ христианского вероучения?

— Катехизация нацелена на то, чтобы ввести человека в Церковь, передать ему опыт христианской жизни, которым обладает только тот, кто этой жизнью живет. Катехизация не доносит до человека ­какие-то абстрактные истины веры. Сегодня ты узнаешь христианские истины, завтра буддийские, послезавтра мусульманские… Совсем другое дело непосредственно верить, проживать эти истины. Если человек, прочитав Евангелие, чувствует, что слова Христа являют собой именно то, на что откликается его сердце, он захочет узнать подробнее, что представляет собой христианство. Это точка отсчета для катехизации. Разные её варианты предусматривают определенную последовательность бесед, встреч, предложений личных и совместных молитв, соучастия в богослужении. Это целый комплекс разного рода практик.


— В истории бывали различные периоды, когда катехизаторская деятельность оказывалась востребованной, а бывали, когда она сходила на нет. Почему так?

— Грубо говоря, в первом тысячелетии нашей эры в той или иной форме катехизация в церковной жизни была предусмотрена. В эпоху гонений, скорее всего, стройной системы не было, но, по крайней мере, в III веке в Александрии были огласительные училища. А с Константиновской эпохи катехизация приобретает общеобязательную форму. Связано это прежде всего с тем, что масса людей решила прийти в Церковь и воцерковиться.
Как раз в это время сложилась схема, заключающая в себе огласительные беседы, которые продолжались от года до трех лет. При этом важной была та особенность, что нельзя было экстерном сдать ­какие-то экзамены и стать христианином. Важнейшим фактором в оценке обучения тогда было заметное изменение жизни оглашаемого человека. И это имело вполне себе практическое измерение. Так, для осуществления контроля восприемник должен был давать епископу сведения о том, какой жизнью живет оглашаемый.

— А что сейчас?

— Многие наши прихожане годами ходят в храмы, но не считают нужным в своем отношении к ближним вести себя по-христиански. Огромное количество людей были крещены либо в детстве, либо во взрослом возрасте, но научения и введения в церковную жизнь так и не получили. Ведь большинство крещеных у нас вообще не посещают храмы, не участвуют в Таинствах и не принадлежат к ­какой-либо общине. Но дар, который человек получил в Крещении, должен раскрыться. В связи с этим катехизация представляет собой крайне важный период, который необходимо пройти оглашаемым и подготовляемым ко Крещению и который желательно пройти тем, кто крестился, но по ­какой-то причине по-настоящему не воцерковился.

Школа. Фрагмент погребальной стелы. Трир (Германия). 180­­­–185 годы
Школа. Фрагмент погребальной стелы. Трир (Германия). 180­­­–185 годы


Ничего, кроме Евангелия

— Как долго длится период оглашения в храме святой Анастасии Узорешительницы? Отличается ли практика вашего храма от практик других приходов?

— Насколько я знаю, в других храмах катехизация проходит около года. В нашем храме она включает в себя три этапа и проходит в течение одного семестра, то есть около полугода. Это связано с чисто прагматическим соображением. У нас не очень большой храм, и мы не можем себе позволить набирать много групп в течение года. Поэтому, как правило, мы начинаем новый курс раз в полгода. И это может быть удобным для самих оглашаемых. Если через месяц после начала курсов или позже приходит человек и говорит, что хотел бы принять Крещение и сделать это сознательно, то, предлагая ему прийти через год, мы рискуем его больше не дождаться. А если предложить прийти через три-четыре месяца, то заинтересованный человек вполне сможет подождать.

— Как проиходит катехизация в вашем храме? С каких книг вы начинаете?

— Мы, как правило, в самом начале не даем людям ничего читать, кроме Евангелия. Человек должен сначала принять решение и самым общим образом познакомиться с тем, что такое христианство. Мы предлагаем первые три Евангелия. Четвертое, от Иоанна, — более сложное и богословски нагруженное. А вот синоптические Евангелия, которые повествуют о событиях жизни Христа, о Его учении и нравственной стороне христианства, оказываются важнейшими текстами на этом первом этапе. Можно сказать, что мы помогаем человеку раскрыть евангельский текст. Он довольно сложен для понимания, написан две тысячи лет назад, реалии жизни тогда были совершенно другими.

Так вот, первые полтора-два месяца мы занимаемся внимательным чтением Евангелия. Собственно, читают Евангелие люди сами, у них возникают вопросы, и они задают их на очередной встрече. Общение на наших встречах построено на интерактивном принципе. Человек может задавать вопросы как по прочитанному евангельскому тексту, так и вне его рамок. Обычно мы встречаемся раз в неделю, и занимает такая встреча около двух часов. По необходимости и по желанию мы можем задерживаться и на большее время.

— А о чем чаще всего спрашивают?

— Чаще всего о других религиях, о других конфессиях, о церковнославянском языке. Это наиболее свободная часть наших встреч. По нашим правилам, люди обязуются прочитывать определенное количество текста ежедневно, чтобы за полтора-два месяца освоить три синоптических Евангелия.

Христос в синагоге. Фрагмент реликвария. Милан. IV век
Христос в синагоге. Фрагмент реликвария. Милан. IV век


Учимся просить Бога

— Есть ли в рамках ваших курсов ­какие-то практические занятия?

— Да. На этом же этапе мы предлагаем людям заходить в храм, немного бывать на службах. Хотя бы раз в неделю. Лучше даже не на Литургию, а на вечернюю службу. А можно и во внебогослужебное время. Немного присмотреться, почувствовать атмосферу храма. Призываем побыть столько времени, сколько хочется: может быть, пять минут, может, двадцать, может — час… И конечно, важно начать регулярно индивидуально молиться. Человек должен утром и вечером привыкать совершать ­какое-то молитвенное правило. Причем на этом этапе мы поощряем молитвы своими словами, прошения о том, чего сейчас бы хотелось от Господа Бога. Мы, безусловно, даем и ­какие-то специальные темы для молитвословий: благодарение, прославление, испрошение благословения на ­какое-то хорошее дело. Но индивидуальное стремление и индивидуальное общение с Богом здесь является более важным. Таким образом соединяется теоретическое знание, получаемое при чтении Евангелия, с молитвенной практикой.



— Окончание этого этапа ­чем-то знаменуется?

— Мы предлагаем человеку сделать выбор: либо идти дальше (если не произошло отторжения, разочарования), либо признать собственную неготовность стать христианином. При этом нам важно, чтобы не было никакого принуждения, чтобы человек сделал осознанный выбор.


Погружение в богословие

— И вот решение принято…

— В таком случае совершается чин оглашения и начинается собственно огласительный этап (предыдущий был предогласительным). Здесь мы уже обучаем людей основам нашего вероучения. Начинаем обычно с Ветхого Завета, разбираем первые три главы книги Бытия, где дается общая мировоззренческая рамка христианства. Затем даем исторический обзор Ветхого Завета и выделяем основные его духовные линии и богословские темы. При этом у нас отсутствует задача охватить текст Ветхого Завета в полной мере; мы лишь предлагаем ключ к пониманию его многочисленных и довольно разнородных текстов.

Также на этом этапе мы проводим три-четыре беседы на Символ веры с разъяснением каждого из его пунктов. Что такое Троица? Кто такой Иисус Христос? Кто такой Святой Дух? Мы пытаемся ­как-то раскрыть это перед слушателями, делая поправку на то, что познать в полной мере тайну Божественного существа мы не можем. Мы на этом этапе также излагаем в общих чертах историю Церкви от апостольской общины до сегодняшнего дня. И несомненно важной частью данного этапа является обсуждение богослужения. Оно занимает большое место в жизни верующего человека, но его смысл часто оказывается сокрытым. Также обычно мы устраиваем учебную службу: берем вечерню и служим её с остановками и объяснением соответствующего смыслового фрагмента. С теми, кто готовится креститься, мы разбираем отдельно сам чин Крещения (соответствующий богослужебный текст). К слову, впоследствии при совершении Таинства мы всем присутствующим раздаем текст чина Крещения на церковнославянском и русском языках.

— А как часто происходит само Крещение?

— Два раза в год. Один раз перед Рождеством на Сочельник (или на крещенский Сочельник), а другой раз в Великую Субботу перед Пасхой. При этом во время крещения обязательно присутствует община, с членами которой оглашаемый за время своего посещения богослужений в нашем храме и катехизаторских курсов постепенно знакомится.

— Вы говорили о трехчастном делении вашего катехизаторского цикла. Что из себя представляет третий этап?

— Это собственно введение в тáинственную жизнь Церкви. Он проходит после совершения Таинства Крещения и представляет собой две-три встречи, где мы рассказываем о Таинствах Церкви, разбираем богословие этих Таинств. Прежде всего это касается Таинства Евхаристии. А дальше… дальше сама жизнь в Церкви, в конкретной приходской общине.

Христос в синагоге (?). Фрагмент реликвария. Милан. IV век
Христос в синагоге (?). Фрагмент реликвария. Милан. IV век


Усилие над собой

— Нередко в храм приходят родители и просят покрестить ребенка. При этом сами родители невоцерковлены. Предлагаете ли вы им катехизацию?

— Разумеется. Сейчас правила такие, что и Таинство Крещения, и Таинство Венчания предусматривают определенную подготовку. Это относится не только к тем, кто хочет крестить ребенка, но и к восприемникам. Нередко стать крестными просят абсолютно светских людей — друзей или ­кого-то из близких родственников. По современным церковным правилам предполагается, что восприемник может «Символ веры» прочитать наизусть, но бывает так, что предполагаемый крестный даже не слышал, что это такое. Разумеется, сначала нужно, чтобы родители и восприемники узнали хотя бы самое основное о христианстве, а потом уже крестили своего ребенка. Иначе в крещении отсутствует ­какой-либо смысл.

— Получается, что человеку нужно сделать над собой усилие.

— Конечно. Были исторические периоды, когда катехизация исчезла, — после первого тысячелетия. Это было связано с тем, что фактически все жители христианских стран были христианами. Ребенок, как правило, рождался в христианской семье, и он непосредственно из семьи получал все необходимые сведения о Церкви. В семье ему сообщали, Кто такой Бог, ему читали Евангелие (если мы говорим о времени всеобщей грамотности). Его водили в церковь — приносили его младенцем, и по мере возрастания в Церкви он более-­менее впитывал всё самое важное из окружающей среды. Потом появились уроки Закона Божия в школах, в гимназиях. Просто вся жизнь христианской страны была устроена так, что ребенок не получал никакого другого мировоззрения, кроме как христианского, — в силу того, что этим жило всё общество.

После советской власти мы оказались в ситуации, когда была утрачена некая всеобщность церковной среды. Вера в XIX веке была, может быть, и не слишком крепкая (аристократия, образованные люди не слишком стремились в храмы), но сама культура, которой они жили, была в основе своей христианской. Возьмите в руки любую книгу этого времени, и увидите, что, несмотря на случаи критики в адрес религии, произведения эти чаще всего основаны на христианском миропонимании. Видно, что писатели выросли в христианской среде. Поэтому та ситуация, в которой оказались мы, больше похожа на первые века христианства, когда вокруг небольшого количества христиан была масса языческого населения. Правда, в наше время это население по ­какому-то недоразумению оказалось крещеным.

— И теперь с этим нужно ­что-то делать.

— Именно поэтому приходится проводить катехизацию среди крещеных невоцерковленных родителей, приносящих в храм детей. Если мы будем крестить детей, не катехизируя родителей, то дети будут точно такими же — крещенными только формально. И если теперешние родители по ­каким-то причинам ­все-таки принесли ребенка в храм, то их формально крещенные дети, сами став родителями, своих детей скорее всего, в храм уже не понесут. И тогда мы просто потеряем паству, и люди будут жить обычными язычниками. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"