Церковь - Тело Христово
Что такое тайна? Это не просто нечто неизвестное, сегодня недоступное, а завтра ставшее общим местом. Тайна — это то, что невозможно узнать, оставшись при этом тем же.
Раздел: От редакции
Журнал: № 12 (декабрь) 2011 Опубликовано:
Что такое тайна? Это не просто нечто неизвестное, сегодня недоступное, а завтра ставшее общим местом. Тайна — это то, что невозможно узнать, оставшись при этом тем же. Представьте себе простого гражданина, который случайно узнал государственную тайну. Разве он сможет спокойно спать после этого? Тайна доступна не всем, и потому она делает знающих ее особым сообществом. Все заговоры, подпольные организации и спецслужбы основаны на тайном знании. Тайну невозможно украсть, ее можно только опошлить, упростить, создав двойник-пародию и выставив на всеобщее обозрение, как это сделали филистимляне с Ковчегом Завета.
Тайна Троицы, тайна Боговоплощения, тайна Церкви — привычные нам словосочетания… Но что в Церкви таинственного? В «Символе веры» нет ничего, что нельзя было бы объяснить даже ребенку. Аристотель и Шеллинг создавали куда более непонятные тексты. Мы знаем всех православных патриархов, епископов и благочинных, их характеры, биографии, богословские и политические взгляды. Таинственны церковные обряды? Но сходные ритуалы есть во многих религиях. Жрецы нехристианских культов «крестят», «венчают» и «отпевают», совершая очень похожие действия и даже произнося близкие по смыслу слова. Да и скрывает ли Церковь то, что происходит во время богослужения? Даже возглас «Оглашенные изыдите» перед Литургией верных давно превратился в формальность. Любой человек может спокойно зайти в храм и понаблюдать за православным богослужением.
Тайна Тела Христова — вот Тайна Церкви. При полной открытости христианской общины для мира тайна эта остается недоступной для внешнего наблюдателя. Описанная в богословских трактатах, проговоренная в проповедях и на конференциях, она все же остается неизреченной.
Вся христианская екклезиология заключается в формуле «Тело Христово = Хлеб Евхаристии = тела верных». Как это возможно? Только через изменение жизни мы можем стать теми, кто причащается «Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан. Обо всем этом рассуждают авторы и гости нашего журнала.
Тайна Троицы, тайна Боговоплощения, тайна Церкви — привычные нам словосочетания… Но что в Церкви таинственного? В «Символе веры» нет ничего, что нельзя было бы объяснить даже ребенку. Аристотель и Шеллинг создавали куда более непонятные тексты. Мы знаем всех православных патриархов, епископов и благочинных, их характеры, биографии, богословские и политические взгляды. Таинственны церковные обряды? Но сходные ритуалы есть во многих религиях. Жрецы нехристианских культов «крестят», «венчают» и «отпевают», совершая очень похожие действия и даже произнося близкие по смыслу слова. Да и скрывает ли Церковь то, что происходит во время богослужения? Даже возглас «Оглашенные изыдите» перед Литургией верных давно превратился в формальность. Любой человек может спокойно зайти в храм и понаблюдать за православным богослужением.
Тайна Тела Христова — вот Тайна Церкви. При полной открытости христианской общины для мира тайна эта остается недоступной для внешнего наблюдателя. Описанная в богословских трактатах, проговоренная в проповедях и на конференциях, она все же остается неизреченной.
Вся христианская екклезиология заключается в формуле «Тело Христово = Хлеб Евхаристии = тела верных». Как это возможно? Только через изменение жизни мы можем стать теми, кто причащается «Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан. Обо всем этом рассуждают авторы и гости нашего журнала.