Тесные рамки субкультуры

Чем встряхнуть самодостаточное (если не сказать самодовольное) общество сегодняшних православных христиан. Как направить творческий импульс церковной миссии вовне? Быть может, обратить внимание на тех, кто образовывает все новые и новые субкультуры, попробовать говорить на их языке? На эти темы размышляют авторы и гости нашего журнала.
Раздел: От редакции
Тесные рамки субкультуры
Журнал: № 1 (январь) 2012 Опубликовано:
В 50‑е годы американские социологи ввели понятие «субкультуры» — некой замк-нутой общности, которая утверждается не за счет внутренних ресурсов, а за счет отрицания большого социума. Субкультура байкеров, например, не представляет собой ничего оригинального: утрированная мас-кулинность, склонность к нарушению правил, определенный стиль в одежде. Интересно в «ночных волках» и «черных медведях» не их мировоззрение, а стремление противопоставить себя обществу потребления, которое, кстати, и эстетизировало байкерское движение. Подобных субкультур можно перечислить множество. Эмо-киды привлекают (а кого-то отпугивают) внешним видом и отстраненностью от обывательского мира, из которого, подразумевается, они не прочь уйти. Растаманы давно уже не отстаивают идею возвращения американских чернокожих в Африку, но носят дреды, слушают регги и исповедуют пацифизм. Примерно так же обстоит дело и с этническими субкультурами. Скажем, североамериканские индейцы уже давно не производят в культурном отношении ничего ценного, кроме поделок для туристов. При этом они настаивают на своей не только социальной, но и правовой обособленности в обществе.

Номинальная стоимость «духовной валюты» не имеет значения, если социум не способен эту стоимость конвертировать в нечто новое и значимое. Что дают обществу, например, молодежные субкультуры? Смело скажем, немного. Быть может, лишь некую промежуточную ступень, где можно отсидеться в тот период жизни, который хочешь посвятить уже не только процессу потребления материальных благ, но еще и не чему-то большему…

Если социальная группа по-настоящему стремится расширить зону своего влияния, она творит. Она производит новые культурные формы, этого требуют новые более сложные условия ее существования. Линию «культура-субкультура» можно отследить и в Церкви. Раннее христианство, еще одержимое духом экспансии, духом миссио-нерства, адаптировало все, что встречало на своем пути: от философии до базиликального храма. Но если культурная общность решает, что ей достаточно сохранять status quo, она деградирует. Она даже может создавать, но ее создания будут вторичны. Так в церковной среде, успокоившейся в себе, появляются стройные ряды православных писателей, православных бардов, однообразных «правильных» публицистов.

Чем встряхнуть самодостаточное (если не сказать самодовольное) общество сегодняшних православных христиан. Как направить творческий импульс церковной миссии вовне? Быть может, обратить внимание на тех, кто образовывает все новые и новые субкультуры, попробовать говорить на их языке? На эти темы размышляют авторы и гости нашего журнала.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "От редакции"

13 января, понедельник
rss

№ 1 (январь) 2012

Обложка

Тема номера:Тесные рамки субкультуры

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Умные, ответственные, неравнодушные
интервью с протоиерем Александром Степановым
Православные СМИ — не только московские
ПОДРОБНО
/ От редакции / Тесные рамки субкультуры
/ Острый угол / Евангелие для рэп-поколения
/ Интервью / По имени рок
/ Крупный план / Закорюки на стене
/ Крупный план / Хранить традиции, насколько возможно
/ Via Historica / Хиппи мы или нет?
ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Подлинная история
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Бартов
/ Аксиос / иерей Димитрий Лушников
/ Ленинградский мартиролог / Священник Александр Секундов
/ Камертон / Общенародное пение в храме: за и против
/ Дошкольное богословие / Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве
/ Приход / Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
/ Служение / Потребуется лет пять…
/ Служение / Кто есть кто в «Воде живой»