Театр начинается с молитвы

Есть мнение, что истоки русского театра — в Церкви. В начале XVII века святитель Димитрий Ростовский создал первые духовные драматургические произведения, и он же осуществил их постановку. Однако в последующие годы и столетия театр становится неотъемлемой частью лишь светской жизни. Сейчас мы можем наблюдать возвращение театра в церковную ограду. О приходском театре «Радуйся» при подворье Александро-Свирского монастыря рассказывает его основатель и руководитель Марина Сергеева.
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2023Автор: Наталья СавельеваФотограф: Юрий Торлопов Опубликовано: 3 августа 2023

Всё началось с мечты

В раннем детстве мама и папа отвели меня на спектакль в Мариинский театр, и возвращалась я оттуда сама не своя: у меня появилась настоящая мечта — балет. Я твердо заявила родителям: буду танцевать.

Потом было Вагановское училище, все трудности и испытания учебной жизни в балетной школе. И хоть впоследствии я не стала танцевать классику, моя мечта сбылась! Я попала в театр! 20 лет проработала в Театре музыкальной комедии и за это благодарна судьбе: я работала с прекрасными актерами, замечательными режиссерами. Благодаря работе в Музкомедии у меня появился интерес к драматическому направлению, ведь в оперетте важно и слово, и актерское мастерство, не только музыка, пение и танец.

 

Ангельское служение

Когда я закончила танцевать, сначала стала преподавать балет, танец в школе-студии. Также мне было интересно осваивать гримерное дело.

Уход моих родителей из жизни стал поворотным для меня событием. Я поняла, что больше не могу работать в театре. Мне хотелось посвятить себя служению Богу, даже были мысли уйти в монастырь. Этого не случилось, но я попала в сестричество и устроилась помогать в храм святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище. Вот уже 10 лет служу в этом храме, и он для меня как дом родной. Это очень личное восприятие, но я чувствую себя словно ангелом в этом храме. Ведь выполняют свою работу люди по-разному: можно просто чистить подсвечники, не замечая людей вокруг, а можно обратить внимание на человека, зашедшего в храм, на его состояние. Иной раз ответишь на вопрос, что-то подскажешь: куда сходить, где найти помощь… И люди возвращаются и благодарят.

Для меня важно помогать на отпеваниях, в эти моменты во мне оживает память смертная: я смотрю на усопшего и понимаю, что для него сейчас происходит встреча с Вечностью.

Сейчас я понимаю, что Господь направляет нас туда, где может полнее раскрыться наш талант, наша личность. Порой может показаться, что какой-то этап в жизни уже завершен, но потом оказывается, что надо погрузиться во что-то совершенно другое, чтобы осознать важные смыслы и уже с этим знанием и опытом открывать в прежнем новую дверь. Видимо, театру я не всё отдала, и Господь снова вернул меня на этот путь.

 

Свеча не под спудом

Удивительным образом к созданию театра меня подтолкнул протоиерей Александр Гаврилов. Я обучалась на самом первом потоке его программы, помогающей раскрыть себя духовно и психологически, развить возможности для реализации таланта как уникального дара Божия. Однажды он меня спросил: «О чем ты мечтаешь?» Я не знала толком, что ответить, и, чтобы отмахнуться, сказала: «Хочу быть клоуном. То есть создать театр „Доктор-клоун“». Я где-то услышала тогда о благотворительном театре, артисты которого приходят к детям в больницы, чтобы скрасить их будни, порадовать, поднять дух и, возможно, помочь обрести силы для выздоровления. Завершилось множество сложных тренингов и заданий, и отец Александр сказал мне: «Вот теперь ты можешь быть лидером. Иди и создавай свой театр».

Я собиралась пойти учиться в проект «Доктор-клоун», его создатели должны были приехать в Петербург из Москвы, провести курс. Но, к сожалению, всё сорвалось. Я решила: значит, это не мое, и устроилась сестрой милосердия в Госпиталь для ветеранов войн на Народной улице.

Однажды иду по госпитальному коридору, а навстречу — отец Александр. Он удивленно посмотрел на меня и спросил: «Марина, что ты здесь делаешь?» Рассказала, он в ответ достаточно настойчиво сказал: «Вообще-то тебе надо было театр свой создавать». В его строгом замечании улавливались отголоски слов Христа о свече, которую не прячут под сосудом, но ставят на подсвечнике, чтобы светила всем в доме.

Вскоре в нашем сестричестве прозвучала однажды идея, что было бы хорошо на праздники что-нибудь показывать в актовом зале госпиталя. Зная, что я театральный человек, обратились ко мне и предложили: «Напиши сценарий к Рождеству».

Еще в детстве я любила сочинять, и тут решила попробовать. Однако, к сожалению, поставить спектакль не удалось, и это очень меня огорчило. И тут вдруг мне звонит приятельница, работавшая при подворье Александро-Свирского монастыря. Выслушав мою невеселую историю о несостоявшейся постановке, она предложила: «А давай его покажем у нас!» Она взяла благословение у батюшки, и всё стало складываться очень быстро. Но у меня возникла непреодолимая, как мне казалось, проблема: как я буду ставить? Сценарий-то у меня есть, а вот актеров нет.

И тогда бросили клич среди прихожан. Стали приходить люди, которые хотели попробовать свои силы в этой постановке. И к Рождеству мы поставили первый спектакль, нам даже разрешили показать его в храме. Это было семь лет назад. Так зародился наш театр. 


Есть потребность — есть театр

Потом я вошла во вкус, мне понравилось ставить спектакли. Сначала наши постановки были приурочены к церковным праздникам: мы сделали работу к Пасхе, ко дню Казанской иконы Божией Матери. Постепенно тематика спектаклей расширялась, к нам пришли люди, которые достаточно хорошо актерски могли их преподнести, и у нас появился детский спектакль, потом — о Великой Отечественной войне.

Сейчас я понимаю, что всё это не просто так возникло, вижу потребность именно в православном театре. Театров много, а вот при храмах их практически нет. Нами движет потребность в высказывании. Хочется говорить со зрителем о взаимоотношениях с Богом, о том, для чего человек живет. Побуждать зрителя задавать себе эти сложные, но крайне важные вопросы, и совместно искать на них ответы.

Наш театр существует при подворье Александро-Свирского монастыря. И я чувствую, что святой Александр Свирский словно нас благословил. У меня к нему особое, очень личное, глубокое отношение. Когда мне тяжело, я отправляюсь в монастырь святого Александра Свирского. Расскажу ему обо всем — и получаю утешение. И если потом события складываются, понимаю, что получила благословение. А если возникают препятствия, настораживаюсь. То, что действительно важно и необходимо в жизни, — остается, а ненужное — уходит.

Я чувствую, будто святой Александр Свирский дал мне путевку в жизнь.

 

Радостное имя

Название «Радуйся» мы придумали все вместе. Оно родилось естественным образом. Возможно, так мы нашли отражение словам святого Серафима Саровского, который ко всем обращался: «Радость моя!» Да и в Евангелии Господь много раз говорит: «Радуйтесь!»

В моей жизни случалось многое: и горести, и радости. Жанр оперетты, в котором я работала, — тоже ведь о радости. Но то была радость другого плана. Мне нужно было пройти путь отвержения предыдущего этапа жизни, чтобы открыть для себя нечто абсолютно новое. Пришла радость другого ощущения бытия: видеть повод для радости в каждом дне жизни, несмотря ни на что.

Неслучайно в нашем спектакле «Счастье» Ангел задает главной героине, проживающей тяжелую болезнь, вопрос: «Что для тебя счастье?» Она отвечает: «Просто жить, радоваться». Этим пониманием хочется делиться со зрителями.

 

Вдохновение и любовь к делу

Наш коллектив — как семья, в которой мы все очень разные, и порой это усложняет работу на репетициях. Но в то же время, как и в любой семье, мы учимся понимать, слышать друг друга. Бывает, идея спектакля и написанный мной сценарий не сразу находят отклик у команды. Но, разбирая текст в процессе репетиций, все постепенно увлекаются, а когда появляется первый видимый результат — законченная сцена или эпизод, это придает всем еще сил и желания продолжать. Одна из моих задач — вдохновить, вовлечь людей в процесс.

Мы стараемся поддерживать друг друга. Все-таки любительский театр построен на вдохновении и любви к делу. Это в профессиональном театре можно хорошо сыграть, основываясь на имеющемся опыте: не всегда хорошая игра актера подкреплена действительным внутренним горением. Но любительский театр без вдохновения всех участников может распасться.

Перед каждым спектаклем для нас обязательна молитва. Мы беремся за руки, и в этот момент я ощущаю, что мы одна семья. Самое главное для каждого из нас — это партнер. На сцене важно, когда работаешь не на себя, а на партнера. Этот навык переносится и в повседневную жизнь.

 

Через тернии к сердцам зрителей

Мне приходится совмещать разные роли: сценариста, режиссера, актрисы и организатора. Имея опыт работы в профессиональном театре, я совершенно ясно понимаю: чтобы заниматься искусством, надо многому учиться. Тем более это касается режиссуры, драматургии.

Все сценарии для спектаклей пишу сама. В этом смысле наш театр уникальный: нигде больше вы не увидите пьесы, которые ставим мы. Но я была бы рада, если бы к нам приходили авторы и предлагали свои пьесы. Тогда у нас появился бы выбор. Поэтому обращаюсь ко всем, кто пишет: пожалуйста, приносите свои материалы, мы будем рады поставить то, что тронет сердца людей.

Режиссура для меня — не меньший вызов, поскольку у меня нет профессионального образования, приходится осваивать всё на ходу. Получается не всегда сразу, бывают и промахи. Я пошла учиться в школу-студию при театре «Странник» под руководством Владимира Уварова, чтобы получить режиссерские знания. У него я проучилась два года. Важно, что он — православный режиссер, его идеи мне близки, очень нравятся его спектакли по произведениям Достоевского. И он хороший педагог. Много времени провела на репетициях Владимира Николаевича, смотрела, как он репетирует. Работает он кропотливо, для него важно каждое слово. И ему интересен актер, он стремится максимально раскрыть каждого.

Однако быть режиссером и выстраивать спектакль с актерами — это одно, а вот «режиссировать» самого себя — почти нерешаемая задача. Ведь я не могу оценить свою актерскую работу со стороны, действую буквально по наитию. Выхожу на сцену на свой страх и риск.

Конечно, у нас возникают и организационные трудности. Первые пять лет у нас не было помещения, и мы репетировали в трапезной при подворье Александро-Свирского монастыря. Это было очень необычно. Бывало, люди вокруг едят, а мы разбираем пьесу или прорабатываем роли. Ну и реакция на нас была разная. Но однажды к нам пришла директор классической школы имени Александра Невского, расположенной неподалеку от подворья. Она предложила нам репетировать в школе, у них прекрасный актовый зал. Теперь мы готовим наши спектакли там.

 

Двигаться дальше, не опуская рук

Все трудности мы преодолеваем. А потом, у меня все-таки серьезная балетная закалка: когда чего-то по-настоящему хочешь, просто идешь к цели. Да, порой руки опускаются, но говоришь себе: «Надо двигаться дальше».

Мы не стоим на месте, стараемся развивать театр. Наши первые спектакли, поставленные к Рождеству, Пасхе, были призваны в первую очередь представить библейские истории и показать связь между ними и жизнью современного человека. Но сейчас нам хочется идти в глубь человеческих характеров, переживаний, подняться на уровень психологического театра. «Счастье» — первый такой опыт. Характеры персонажей раскрываются через их взаимодействие, что помогает в поиске ответов на серьезные вопросы: о смысле жизни, смерти, дружбе и любви. Работа над образами обогащает нас самих, мы пытаемся понять мотивы поведения человека в разных жизненных обстоятельствах.

У нас особая публика. Это люди, которые ходят в храм и которым не чужды размышления о жизни и её смысле. Во всех спектаклях мы говорим о Боге. К сожалению, не все готовы воспринимать эту тему. Но наши зрители понимают и принимают нас. Сейчас уже можно сказать, что появилась публика, которая нас любит и ждет. Нас стали приглашать «на гастроли» в различные храмы. Неоднократно мы выступали в крипте Казанского собора, а недавно два наших спектакля, «Путешествие Нильса с дикими гусями» и «Счастье», были представлены в Духовно-просветительском центре Феодоровского собора.

Несколько лет подряд наш театр принимает участие в Пасхальном театральном фестивале на сцене театра «Странник». Это возможность не только расширить зрительскую аудиторию, но и получить ценные комментарии от профессионального жюри. 

Актеры театра «Радуйся»:

Юлия Вольхина: В театр я пришла совершенно случайно, меня привела наш звукорежиссер Елена Горячева, с которой я познакомилась в Казанском соборе. Там я пою в любительском церковном хоре. Театр для меня — это целый мир: другой круг общения, возможность реализоваться, выходить к зрителю и доносить до него свои мысли и идеи. Например, спектаклем «Путешествие Нильса с дикими гусями» мне хочется сказать зрителям, что человеком родиться мало, им надо стать.

Марина Торчаловская: С нашим руководителем Мариной мы знакомы много лет. Я следила за творчеством театра, но поскольку я не танцую и не пою, актрисой себя никогда не представляла. Однажды на терапевтическом тренинге меня спросили: «Вспомни, какая у тебя в детстве была мечта? Что бы ты хотела делать?» И мне вспомнилось, как в третьем классе я поставила спектакль. Буквально на той же неделе я встретила Марину в храме, подошла к ней и спросила: «Может, возьмешь меня „Кушать подано“ говорить?» А она: «Тебя Бог послал, у нас как раз не хватает актеров». Спектакль о Нильсе для меня — это иллюстрация притчи о блудном сыне.

Лариса Бритвина: С Мариной и её театром я познакомилась на подворье Александро-Свирского монастыря, там я помогаю. Увидела, как они репетируют, сценарий разбирают, и мне захотелось присоединиться. Всю свою жизнь я была зажатая, и мне было очень сложно не то что на сцену выйти, а даже просто с кем-то пообщаться. А здесь я вкладываю в роль свою душу, раскрываюсь перед зрителем. И мой характер меняется. Для меня театр — это возможность стать лучше, хотя бы на ступенечку!

Светлана Миссник: В театр я пришла по просьбе Марины, чтобы помочь разучить песни. Неожиданно для себя осталась. Мне нравится репетиционный процесс: интересно наблюдать, как люди совершенно разных профессий, с разными характерами, объединяются, чтобы заниматься творчеством. Случаются и непростые моменты, когда нам трудно договориться, но мы стараемся всё решать мирно и приходить к общему мнению. Это коллектив, который живет, дышит, творит, и мне это очень дорого. Михаил Быстров: В театре я уже давно, но ощущение, как будто присоединился к нему совсем только что. Я не быстро набираю опыт. В театр меня пригласила соседка по дому: помочь со звуком и поставить музыку. Спустя время у меня появилось желание играть на сцене. Сначала у меня были роли без слов, а теперь мне доверяют создание полноценных образов.  


Чудо: со сцены в жизнь

Так сложилось, что в наших спектаклях всегда присутствует чудо. Кому-то это может показаться наивным, но я пишу и ставлю спектакли о том, что волнует мое сердце. В постановках к Рождеству и Пасхе чудеса представлялись явными событиями жизни персонажей пьесы. Нам хотелось показать чудесное, чтобы человек вспомнил себя в детстве и открытым сердцем воспринимал спектакль. А вот в спектакле «Счастье» явного чуда не происходит, но там совершается чудо человеческих отношений, чудо любви. Мы хотели сказать людям, как важно друг друга ценить, любить, понимать.

Театр может оказывать очень сильное влияние на человека. Театральными средствами мы обращаемся к чувствам, эмоциям человека, и это порой воздействует сильнее проповеди. У нас был спектакль «По вашей вере да будет вам», поставленный к Пасхе. Мы показывали его на подворье Александро-Свирского монастыря. Через некоторое время священник с подворья выразил большую благодарность нашему театру. Оказалось, на спектакле был мальчик, лет семи-восьми. В детстве он не был крещен, так как его родители хотели, чтобы он осознанно пришел к этому шагу. Посмотрев наш спектакль, он сказал: «Я понял, что хочу креститься». Для нас это настоящее чудо, подлинная радость и знак, что наш театр существует не напрасно.

Из отзывов зрителей о спектакле «Счастье» после показа в Просветительском центре Феодоровского собора 17 мая 2023 года:

*** Спектакль так сильно взволновал, что подступили слезы. Хочется помолчать и поразмышлять о собственных отношениях с жизнью и Богом.

*** Спектакль глубокий, но при этом — смотрится на одном дыхании. Действительно, как важно замечать и быть благодарным за добро, которое окружает нас каждый день жизни.

*** Поразительно, насколько гармонично и правдиво играют непрофессиональные актеры. 

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"