Там, где не знали Единого Бога

В традиционном сознании маска ассоциируется с демоническим началом — с идеей обмана, сокрытия, со временем карнавала, когда властвуют силы тьмы. Личина противостоит Божественному лику, являясь зримым выражением могущества потусторонних, враждебных человеку сил. Сил хаоса и смерти, в конечном итоге: не случайна связь венецианской маски с чумным костюмом, маски египетской — с обрядом погребения. В эпоху пандемии маска приобрела зловещую актуальность, а потому открытие большой выставки «Трансфигурации: африканские маски XIX–XX веков» в Эрмитаже — событие далеко не заурядное.
Журнал: № 12 (декабрь) 2021Автор: Владимир Иванов Опубликовано: 6 декабря 2021

Несмотря на желание кураторов видеть Африку единым континентом, искусство маски принадлежит, прежде всего, «Африке черной» — территориям к югу от Сахары, куда не добралось влияние монотеистических религий. Процесс складывания национальных государств в XX веке носил здесь болезненный характер, поэтому этнические границы редко соответствуют границам политическим, и предметы на выставке отнесены не к государствам, а к культурам.


Африканское собрание самого Эрмитажа, увы, никак нельзя назвать представительным: музей впервые обратил внимание на африканское искусство лишь во времена Пиотровского-старшего, а первые покупки были сделаны 1988 году. Сегодня залы постоянной экспозиции африканского искусства находятся в Главном Штабе, по соседству с собранием Щукина и Морозова: этим подчеркивается связь Африки с искусством модерна — главным образом, с полотнами Матисса и Пикассо (по признанию последнего, знакомство с африканской маской перевернуло его представление о смысле искусства). Однако в подобном ракурсе выставка в Малом Эрмитаже африканскую маску не рассматривает. На первое место выходит бытование маски в ритуальном пространстве. Отсюда и название — «Трансфигурация»: имеется в виду ритуальное перерождение человека в дух той маски, которую он надевает.

Представление о таком перерождении дают предметы из Кунсткамеры, где есть вещи мирового уровня (об их существовании, увы, знают лишь специалисты). На выставке можно, например, увидеть предметы, собранные выдающимся африканистом и этнологом XX века Лео Фробениусом (1873–1938). Это маски, которые в церемониальных танцах использовали члены тайных мужских союзов земледельцев. Они изображают священную антилопу Чи-Вара — один из главных художественных символов Мали и Западной Африки в целом. Она считалась животным, связанным с земледельческими циклами, и особо почиталась во время сельскохозяйственных праздников. Это не маски, а скорее наголовники: в тропической Африке понятие маски шире и включает в себя личину, наголовник и костюм. Как и все живые существа, маски имеют свой пол: например, на женских масках у антилопы — прямые рога и зачастую изображают детеныша, мужские маски — с загнутыми рогами.

Маски, использовавшиеся тайными обществами охотников и воинов, происходят из региона реки Кросс на границе Камеруна и Нигерии. Они необыкновенно реалистичны, и их зачастую обтягивают кожей животного. В древности такие маски делались из человеческих черепов, и в обрядах инициа­ции они позволяют встретиться с духами предков или поверженных врагов. Рядом с ними — красочные реликварии с навершиями в виде масок. Кстати, изготовление масок, по-видимому, не было занятием сугубо ремесленным. Маски делали от сезона к сезону, часто над ними работали высокопоставленные члены тайных обществ. Большинство масок, представленных на выставке — деревянные. Заметное исключение — знаменитые бенинские бронзы.

Бенинские бронзы — условное название группы предметов, происходящих из дворца правителя Бенина, который был сожжен английскими колонизаторами во время карательной экспедиции 1897 года. Государство Бенин существовало на территории современной Нигерии с XIII века, и до прихода европейцев было одним из самых развитых государств. Бронзы изготавливались методом утраченного воска: металл заливался в глиняные формы, которые лепились поверх восковых. При заливке металла слой воска вытапливался, а изделие принимало необходимую форму. На выставке представлена поздняя маска богини-матери из собрания Кунсткамеры. Для европейского зрителя именно бенинские бронзы стали наглядным свидетельством древней художественной традиции Черного континента, а также примером жестокости и культурной ограниченности колониальной системы, выстроенной на континенте и в мягкой форме продолжающей существовать и сегодня.

 Петербургская выставка делает робкую попытку приоткыть дверь в духовный мир Африки и выводит искусство населяющих её народов за рамки экзотики, в которые зачастую его помещают. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"