Сыны России: поют и показывают
Спеть не хуже
Последние несколько минут перед выходом на сцену всегда очень волнующие. Особенно когда это твое первое выступление на общегородском фестивале. Особенно когда знаешь, что другие участники поют хорошо, а кто-то просто отлично. Особенно когда тебе 17 лет.
— Конечно волнуемся, — говорят собравшиеся у сцены конкурсанты. — А как не волноваться? Слышали, как только что девушка спела? Нам нужно спеть не хуже.
Со стороны, из зрительного зала, сложно оценить, сколько труда вкладывают участники фестиваля в свои выступления — а это ведь не только многие часы подготовки непосредственно перед конкурсом, но и все предыдущие годы учебы вокальному мастерству или игре на музыкальных инструментах.
Виктория и Кристина учатся в Академии управления городской средой, градостроительства и печати.
— Мы первокурсницы, — говорят девушки, — поэтому нам очень интересно принимать участие в таком фестивале — мы никогда раньше не выступали на подобных площадках. Виктория приехала учиться в Санкт-Петербург из Псковской области.
— Музыкой я занималась с 12 лет, — продолжает она, — но не в классе вокала, а на музыкальных инструментах. Занятия проходили в нашем доме культуры.
Кристина, в отличие от Виктории, занималась именно пением — в школьном хоровом кружке, потом какое-то время дома, самостоятельно.
Фестиваль будущего
Фестиваль «Сыны России» появился не на пустом месте. Еще в декабре 2013 года, силами участников Александро-Невского братства была разработана просветительская программа «Будущее России», реализацию которой благословил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. Название программы отражает её суть: помочь подрастающему поколению осознанно выбрать нравственные идеалы и ориентиры. За минувшие годы в нескольких десятках колледжей, техникумов и школ проводили беседы со священником, тематические концерты, кинолектории, посвященные истории Санкт-Петербурга и России, учащихся возили на экскурсии в Лавру и по другим достопримечательным местам города. Один из основателей этой программы, диакон храма святых праведных Симона Богоприимца и Анны Пророчецы Сергий Учанейшвили, рассказывает:
— Начинали мы буквально с нескольких средних и средне-специальных учебных заведений Санкт-Петербурга, но с каждым годом всё больше и больше желающих принять участие в нашей программе. Это была большая удача, что нам разрешили говорить с подростками, но всё равно получался больше монолог, чем диалог: мы приходили и что-то рассказывали, показывали фильмы, пели для ребят песни под гитару. Обращались мы к молодежи с темами, которые волнуют их самих, — отношения между молодыми людьми и девушками, проблемы здоровья, вопросы творчества и самореализации, отношения с родителями. Но это было такое одностороннее общение, обратной реакции мы не получали. Нет, они, конечно, задавали вопросы, и мы на них отвечали, но этим дело и ограничивалось. Получалась такая односторонняя связь. Тогда мы подумали: надо дать высказаться уже и молодежи. Так в 2016 году родилась идея фестиваля. Владыка Назарий благословил и поддержал начинание, и в 2021 году, при поддержке Комитета по культуре, мы проводим пятый фестиваль.
Получается, что программа «Будущее России» и фестиваль «Сыны России» — это своего рода диалог между разработчиками программы и организаторами фестиваля с одной стороны, и подрастающим поколением — с другой.
В этом году фестиваль посвящен 800-летию со дня рождения святого князя Александра Невского.
— Даже когда просто рассказываем молодежи об Александре Невском, они открывают много нового для себя, — говорит отец Сергий. — Что и неудивительно, потому что учебная программа очень плотная, много информации, дат, персоналий, и история о князе Александре Невском вообще могла пройти мимо. Церковную тему мы в беседах сами не поднимаем, говорим исключительно о светских вещах, но если дети начинают интересоваться, тогда не отказываем поговорить и о Церкви, о святости.
Фигура Александра Невского — святой, защитник Отечества — очень органично вписалась в общую идею и тематику фестиваля. Ведь главной его целью организаторы называют «духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, студентов средних и высших учебных заведений Санкт-Петербурга».
Мастер-классы
Руководитель фестиваля «Сыны России» — референт Александро-Невского братства Галина Микшакова, которая стояла у истоков программы «Будущее России» вместе с диаконом Сергием Учанейшвили и координатором Александро-Невского братства Петром Серовым.
Галина Владимировна рассказывает, что в этом году в фестивале принимают участие около 500 участников из 58 учебных заведений.
— У нашего фестиваля две большие части, — говорит она, — конкурсная и внеконкурсная. Конкурсная, в свою очередь, включает в себя музыкальное, фото- и видео направления. А внеконкурсная часть — это встречи отца Сергия со студентами, кинолектории, концерты.
В этом году фестиваль проходил с 10 октября по 25 ноября. Внеконкурсная часть кроме встреч отца Сергия Учанейшвили и кинолекториев включает мастер-классы по съемке видеороликов и фотографии. Видеоблок ведут лауреаты международных конкурсов Екатерина Орлова и Лариса Соколова, а мастер-классы по фотографии — насельник и фотограф Александро-Невской лавры иеромонах Лев (Чирихин). Мастер-классы — это небольшой экспресс-курс, погружение в искусство фото- и видеосъемки. Как проходят такие занятия? Обычно они проводятся в стенах самой Александро-Невской лавры: намного удобнее собирать всех желающих в одном месте, чем посещать каждое учебное заведение. К тому же участие в мастер-классе может мотивировать кого-то на участие уже в конкурсной программе, хотя это и не обязательно, равно как нет и условия, чтобы участник конкурса проходил мастер-класс.
Вот, например, мастер-класс по фотографии 28 октября. Сначала отец Лев рассказал о своем жизненном пути и становлении как фотографа, показал несколько своих работ с одной из выставок, посвященных 800-летию Александра Невского. Затем рассмотрел с учениками несколько работ, присланных на фотоконкурс в прошлые годы, — разобрал типичные ошибки, ответил на вопросы. Ну а завершилось всё практической частью: отец Лев поставил задачу найти хороший ракурс для фотографирования храмов и корпусов монастыря, показать в нескольких кадрах территорию Лавры, внутреннее убранство Троицкого собора и сделать панорамные снимки с колокольни. Далеко не каждый горожанин, стоит тут заметить, на нее поднимался!
По схожему плану проходят и мастер-классы по видео под руководством Ларисы Соколовой и Екатерины Орловой. К примеру, 25 октября учащиеся сразу нескольких учебных заведений принесли на занятие фрагменты своих видеоработ, каждый из них был подробно разобран ведущими. Любой участник мог задать вопросы и детально обсудить ошибки, допущенные при съемке. После ребят ждало самое интересное — посещение расположенной в Лавре студии документального кино «Благовестмедиа» и знакомство с её сотрудниками.
— На первом фестивале у нас было всего четыре видеоработы, — вспоминает Галина Микшакова, — и отчасти поэтому мы решили проводить мастер-классы, — чтобы научить ребят тому, как нужно снимать, а значит, и познакомить с критериями, по которым будут оцениваться их работы во время конкурсной части. Как правильно монтировать съемку, как лучше донести сюжет, как его выстроить, развить и раскрыть, на что обратить внимание во время фотосъемки — не просто сфотографировать, а найти такую точку, с которой лучше всего раскроется запечатлеваемый на кадре объект. В этом году на мастер-класс по фотографии пришло больше сорока участников, они с удовольствием послушали рассказчиков, получили ответы на свои вопросы, пофотографировали, имели возможность прояснить для себя какие-то конкретные тонкости мастерства.
А вот по музыкальному направлению мастер-классы не проводятся. Почему так?
— Наши мастер-классы по пению — это отборочные конкурсы прошлых лет, — объясняет Галина Микшакова. — Приходя на конкурс, ты слушаешь, как поют и играют твои соперники, учишься у них новому, перенимаешь опыт. И на следующий год приходишь, уже развив те навыки, которые смог приметить для себя на прошлом конкурсе. Заметно, как растет мастерство наших участников, из года в год оно становится всё лучше и профессиональнее.
Как звучит человек
В колледже «Звёздный» есть специальность «музыкальное звукооператорское искусство». На конкурс «Сыны России» приехали как раз учащиеся этого отделения — небольшой хоровой коллектив. Профессиональные звукооператоры, которыми ребята решили стать, должны уметь не только грамотно обращаться с пультом, но чувствовать и понимать работу тех, кто находится на сцене. По крайней мере, так считает замдиректора колледжа по учебно-методической работе Марина Филиппова.
— В нашем колледже есть отделение дополнительного образования, где любой студент может изучать хореографию или, например, вокал. Его я и преподаю. Мы исполняем самые разные произведения: народные, эстрадные, — у нашего ансамбля многогранный репертуар. Когда к нам в руки попало положение о фестивале «Сыны России», мы очень обрадовались: конкурс этот действительно общегородской, к тому же проходит в Лавре — ребятам должно быть интересно. Почему будущим звукооператорам важно самим побывать на сцене? Чтобы понимать, как озвучивать ансамбль, знать, что чувствуют певцы на сцене. Вообще важно понимать, как звучит на сцене человек, любой. Бывает, наш собственный ансамбль сталкивается с плохой работой звукорежиссеров: не так поставят микрофон, не так настроят звук, и из-за технических нюансов твоя работа звучит уже не так, как должна была бы. Поэтому и важно звукооператорам понимать, что происходит на сцене. Кстати, хотела бы похвалить уровень звукооператоров, которые работают на фестивале, — всё очень профессионально. Вообще, чувствуется высокий уровень технической подготовки. Такое не всегда встретишь.
Обычно готовиться к музыкальной части фестиваля участники начинают еще весной, когда получают положение о конкурсе. Нужно определиться с произведением, как следует подготовиться — конкуренция здесь высокая.
У каждого участника музыкального конкурса есть возможность отрепетировать номер непосредственно перед выступлением. Это много говорит о том, как устроители фестиваля относятся к конкурсантам.
— Наша задача, чтобы все ребята выступили хорошо, — говорит руководитель фестиваля Галина Микшакова, — ведь они стараются, готовятся, переживают. Нам важно, чтобы они чувствовали себя у нас комфортно, чтобы им захотелось вернуться на фестиваль и в следующем году.
Взрастить таланты
Владислав Суздалев из Лесотехнического института — самоучка. На вопрос, выступал ли он когда-нибудь на фестивалях, он отвечает: «Вы что, это мой первый фестиваль!».
Заниматься самообразованием Владислав начал в 15 лет:
— Слушал песни, хотелось повторить, так и взялся за гитару. Начинал я с произведений Владимира Высоцкого, это мой любимый поэт. Когда переехал в Питер и поступил в институт, пошел в вокальный кружок, но всего пару месяцев пока занимаюсь.
На конкурсе Владислав исполнил песню «Журавли», но говорит, что с удовольствием бы вышел и с произведением Высоцкого, если бы мог повторить его манеру:
— Исполнять его на сцене так, как исполняю я, нельзя. У меня пока не получается повторить его расщепление голоса. Впрочем, этот прием оказался небезопасен для его голосовых связок. Когда научусь такой манере, вот тогда и поглядим.
Собственный голос Владислава — бас, владеет он им очень уверенно, и даже не верится, что он учился петь самостоятельно.
— Бывают такие таланты от природы, — говорит член жюри музыкального конкурса фестиваля «Сыны России», заслуженный артист России, ведущий солист театра «Алеко» Владимир Дяденистов. — Если ему подобрать хороший фон, получится очень здорово.
Каждое выступление оценивается жюри по десятибалльной шкале.
— Руководствуемся мы несколькими критериями, — объясняет член жюри актриса Ксения Зуден. — Во-первых, произведение должно соответствовать тематике конкурса. Если нет — автоматически снижаем оценку, как бы хорошо ни было исполнено произведение. Смотрим и на внешний вид: хорошо, когда костюм артиста соответствует содержанию исполняемого произведения. Ну и главное — вокальные данные. Есть среди конкурсантов те, кто занимается много лет, есть совсем новички — но ничего не поделаешь, все равны. Мы состоим в жюри самых разных музыкальных конкурсов, и хочу отметить, что здесь, на фестивале «Сыны России», почти каждый номер слушаешь с удовольствием. Редко так бывает.
— Главное, нужно помнить, что не жюри дает путевку в жизнь молодым талантам, — добавляет Владимир Дяденистов, — а их педагоги, художественные руководители. Талант нужно заметить, взрастить, не загубить.