Святыни рядом

Христианская вера ведет к обóжению, преображению материи, освящению тела. Поэтому так важно отличать подлинные святыни от мнимых. Вот уже шесть лет при отделе религиозного образования и катехизации работает епархиальный Центр по изучению православных святынь. Многие грани научной деятельности не видны людям извне, но есть и открытое всем.
Домой храм священномученика Серафима Петроградского - часовня реликвий
Журнал: № 01 (январь) 2021Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 22 января 2021

Как создавался храм

Святой Венедикт. Настенный киот-реликварий
Святой Венедикт. Настенный киот-реликварий

Храм священномученика Серафима Петроградского при ОРОиК, который часто называют часовней реликвий, — единственный в России храм, в котором документально подтверждена подлинность каждой пребывающей в нем святыни.

— Слушателям епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского — а это несколько сот человек, — был необходим свой храм, чтобы совместно молиться, учиться помогать на богослужениях, — рассказывает ключарь храма, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров. — Несколько последних лет мы общими усилиями приводили в порядок помещения отдела и аудитории епархиальных курсов, которые после советского запустения были получены в плачевном состоянии.

После ремонта зашел вопрос о месте для богослужений. Поначалу временный храм был устроен в одной из учебных комнат на втором этаже. Слушателям курсов приходилось каждый раз перед богослужениями убирать стулья и переоборудовать аудиторию в храм. Выделить на первом этаже место для храма, поменяв местами несколько аудиторий и служебных помещений, предложил во время одной из рабочих встреч ОРОиК директор Центра по изучению православных святынь, кандидат исторических наук Михаил Артеев.

— Давайте запросим благословение владыки митрополита на создание храма на первом этаже. Храм станет и молитвенной аудиторией, и местом молебнов перед святынями. Конечно, придется потрудиться, но если мы соединим силы, всё получится, — предложил он и тут же набросал эскиз храма: аскетичное убранство в стиле Русского Севера, простая отделка темным натуральным деревом, всё внимание — на святыни.

Проект горячо поддержал ктитор ОРОиК, председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович. Владыка Варсонофий ознакомился с проектом и дал свое благословение на создание храма.

По окончании переустройства и строительства 6 ноября 2017 года ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий освятил храм священномученика Серафима Петроградского. За богослужением пел малый состав Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова. Настоятельство возложил на себя митрополит Варсонофий.

До революции на территории Александро-Невской лавры было немало домовых храмов. В наше время в монастырском каре помимо храма при ОРОиК домовой храм устроен лишь на месте кельи преподобного Серафима Вырицкого.

Прихожане полюбили свой храм. Утром здесь молятся студенты, днем занимается церковный хор. Богослужения совершаются регулярно, примечательной особенностью стали ночные богослужения.

— Из нашего маленького храма не хочется уходить, в нем всё настраивает на молитву, приносит покой: дерево, строгость линий, камерность, ароматы. Посещая занятия, мы имеем возможность прийти в храм, приложиться к святыням, молитвенно обратиться ко Христу, к Богородице и святым, чьи мощи пребывают в храме. На занятиях нам рассказывают о литургической жизни нашей Церкви, и в храме мы становимся настоящими её участниками, действительными членами Церкви. Каждый слушатель курсов читает в храме Псалтырь. Часто слышишь от сокурсников о пережитом душевном трепете и волнении, словно при чтении стоишь перед Самим Господом. Мы учимся понимать и ощущать всю красоту наших православных богослужений. Приобретенный на курсах духовный опыт дает мир, дает силу нести людям веру Христову, — делятся впечатлениями слушательницы третьего курса.

— В храме священномученика Серафима (Чичагова) все учащиеся епархиальных курсов проходят обязательную богослужебную практику, — рассказывает регент, руководитель богослужебной практики, преподаватель курсов Елена Лоцман. — Певческое и катехизаторское отделение практикуется в пении, а будущие уставщики-псаломщики — в богослужебном уставе и чтении. Слушатели проходят весь суточный круг богослужений: вечерню, утреню и Литургию. Все богослужебные тексты поют простыми обиходными напевами, осилить которые способен каждый. Нашим прихожанам уже понятно, как поются ирмосы канона, что такое катавасия, почему именно в субботу поют заупокойные тропари. Во время службы ум и уста заняты молитвой, в руках тексты, что способствует осознанному участию в богослужении. Конечно, особо мы почитаем святых, чьи мощи хранятся в часовне реликвий: например, каждый год 1 января, в день памяти мученика Вонифатия, совершается ночная Литургия.


Одна из первых святынь, принесенная в часовню реликвий, - частица Животворящего Креста Господня

Одна из первых святынь, принесенная в часовню реликвий, - частица Животворящего Креста Господня 


Святой покровитель

Курсы носят имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, но храм было решено посвятить иному святому, связанному с нашим городом: священномученику митрополиту Петроградскому Серафиму (Чичагову). Почему?

— Казалось бы, двое совсем разных святых, но именно праведный Иоанн Кронштадтский благословил офицера Леонида Чичагова, будущего митрополита Серафима, на священство, — напоминает Михаил Артеев. — Их объединяет многое: оба были молитвенниками, оба были членами «Союза русского народа», передового отряда русского сопротивления, объединяющего людей, пытавшихся противостоять лавине зла, излившейся на Российскую империю. Оба были монархистами, не изменившими ни Христу, ни церковной присяге на верность помазаннику Божию.

Каждую неделю 1937 года каток сталинских репрессий подминал под себя по одному архиерею, что и говорить о священниках, аристократах, простых гражданах. Во время очередной волны красного террора был расстрелян и митрополит Серафим. 30 ноября 1937 года восьмидесятилетний старец был арестован. Сотрудники НКВД не смогли увезти его в арестантской машине — вызвали машину «скорой помощи» и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря решением «тройки» при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. По свидетельству обвинения, арестованный «проводит глубоко законспирированную контрреволюционную церковную деятельность — дает указания к переходу церкви на нелегальное положение». Согласно показаниям свидетеля, он говорил: «Не думайте, что эта власть вечна. И горе тем, кто перешел на сторону советской власти и поверил большевистским учениям».

Дело митрополита Серафима курировал комиссар Госбезопасности 1-го ранга Станислав Реденс, женатый на сестре Светланы Аллилуевой, то есть свояк Сталина. Реденс всего на два года пережил митрополита: в 1940 году он был признан виновным в шпионаже в пользу польской разведки и расстрелян.

— Мы объясняем студентам, что через возможность прикоснуться к материальным свидетельствам жизни того или иного святого учение Православной Церкви актуализируется, это уже не просто рассказ о каких-то древних событиях, — продолжает отец Илия. — Так как священномученик Серафим (Чичагов) был расстрелян и захоронен на Бутовском полигоне, его мощи не обретены. Но есть предметы, связанные с ним, в том числе его архиерейское облачение. Когда в тюремной больнице исповеднически скончался архиепископ Иларион (Троицкий), его не в чем было хоронить, и тогда митрополит Петроградский Серафим дал свое архиерейское облачение, и в нем похоронили владыку Илариона на Новодевичьем кладбище. Когда обрели мощи священномученика Илариона, обрели и архиерейское облачение, которое носили двое святых. Облачение осталось в Новодевичьем монастыре. Тогдашний председатель ОРОиК архиепископ Амвросий обратился к игумении Софии, и она передала в часовню часть саккоса. Есть у нас и другие реликвии ХХ века: часть епитрахили другого петербургского Серафима — преподобного Серафима Вырицкого, частичка рясы небесного покровителя наших епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

Древние святыни

Как уже было сказано, с самого начала храм задумывался как место, где будут храниться реликвии.

— Иногда можно видеть в храмах частицы мощей многих святых, собранные в одном мощевике, но у нас совсем другой путь, — говорит отец Илия. — Мы очень хотели, чтобы каждая реликвия была особым образом оформлена для отдельного поклонения, чтобы можно было посвящать этому святому богослужение, именно к нему обращаться в молитве.

Уникальность храма при ОРОиК в том, что каждая святыня, в нем хранящаяся, имеет документы — неоспоримые свидетельства подлинности. Среди них — старинное Распятие с частицей Креста Господня — всего три передачи, подтвержденные документами, отделяют эту частицу от рук святой царицы Елены. В храме покоится малая часть Тернового венца Спасителя, части Покрова и Ризы Богоматери, престольный крест с частицами мощей святых апостолов, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомучениц Екатерины и Варвары, мученика Вонифатия и другие. Совсем недавно в часовню прибыли настенные реликварии с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, преподобного Венедикта Нурсийского.

В наполнении храма переданными на временное ответственное хранение святынями ключевая роль принадлежит Фонду «Священное наследие». Гигантская работа была проделана, чтобы эти частицы мощей попали в часовню.

Более того, за много лет Фонд достиг больших успехов в прикладном церковном искусстве — все мощевики в часовне сделаны его мастерами. Фонд стал участником нескольких выставок церковного искусства, был принят в Гильдию храмоздателей. В течение двух лет работы мастеров Фонда демонстрируются в ежегодном общецерковном каталоге мастеров современного христианского искусства Издательства Московской Патриархии — это собрание произведений ведущих деятелей современного христианского искусства России, Европы, США.


Митрополит Варсонофий наградил Михаила Артеева медалью святого апостола Петра. 28 февраля 2020 года

Митрополит Варсонофий наградил Михаила Артеева медалью святого апостола Петра. 28 февраля 2020 года 


Реликвия или фальшивка?

— К сожалению, мы постоянно сталкиваемся с попытками фальсификации реликвий, — отмечает отец Илия. — Владыка Амвросий, ныне митрополит Тверской и Кашинский, в бытность ректором СПбДА не просто благословил, но вдохновил нас на изучение вопросов подлинности реликвий, на создание Центра по изучению православных святынь, зная, что огромный поток фальшивок попадает в Россию.

Отец Илия рассказал, что в 2017 году, спустя некоторое время после принесения в Санкт-Петербург части мощей святого Николая из Бари, к нему как к куратору Центра по изучению православных святынь обратились сразу несколько петербургских священников, которые рассказали, что некие люди предложили им приобрести реликварии с частицами мощей святого Николая Угодника. Интересно, что предложения пришли разными путями, одно из них исходило от одного католического священника. Отец Илия обратился к Михаилу Артееву, и через некоторое время, после консультаций, они пришли к выводу, что это откровенная стилизация. Когда отец Илия и Михаил связались с этим священником и задали ему несколько вопросов, он сказал: «Да, наверное, это ошибка, мне предложили, а сам я информацию не проверял». Хорошо, что факт подделки был установлен, но отец Илия обращает внимание на печальный факт: несколько человек готовы были приобрести эту сомнительную «реликвию».

— Не так давно на меня вышел человек, — продолжает священник, — рассказавший, что некий деятель из Украины Юрий Б. предлагает десятки, сотни «реликвий» древних святых с документами. Но в архиве Центра уже были подобные и реликвии, и документы. Было выяснено что это — фальшивки, плоды деятельности группы мошенников из Италии. Это — лишь два из сотен случаев, когда фальшивые «реликвии» не попали в храм. Но бывает, и попадают. В один из петербургских храмов были принесены неким фондом части «мощей святых» (на самом деле от мощей этих святых частицы никогда не отделялись), а в качестве документа предоставлена смехотворная подделка — на бланке свидетельства о паломничестве в храм апостола Павла выписано «свидетельство» о подлинности частиц мощей.

— Масштабы фальсификаций реликвий в России, к сожалению, просто огромны, об этом можно рассказывать часами, — дополняет Михаил Артеев. — Некоторые фальсификаторы изготавливают «документы» и «печати» XVIII века на струйном принтере. До недавнего времени некие околокатолические деятели продавали в Россию сомнительные реликвии, которые хранятся в архивах — так в Католической Церкви поступают с предметами, подлинность которых была опровергнута. Да и с православными братьями возникают казусы. Были случаи, когда человек, представляясь послушником греческого монастыря, предлагал купить у него мощи святых по 800 долларов за частицу. Другой, греческий диакон, выкапывал кости на кладбище, варил их в миро и продавал как святыни. Позже его судили, но, согласно материалам следствия, в Россию успело отправиться четыре чемодана таких «святынь».

В Санкт-Петербурге находится множество православных святынь, в подлинности которых никто не сомневается. Но есть, к сожалению, святыни, подлинность которых подтвердить нельзя, они появились непонятным образом. Немецкий ученый, исследователь христианских реликвий Михаэль Хесеманн (см. «Вода живая» № 3 за 2017 год), пройдя по храмам Петербурга, нашел там реликвии с выставленными документами сомнительного свойства.

— Люди, занимающиеся проблемой фальшивых реликвий, сталкиваются с одними и теми же проблемами, — говорит Михаил. — Дискуссии, обмен опытом с западными специалистами показывают полное совпадение по всем позициям. По всей Европе у антикваров, на аукционах, в том числе в интернете, можно легко купить фальшивую реликвию. Определенные реликвии все наперечет, но в России всплывают чуть ли не веточки с Тернового венца или огромные части мощей, которые никак не могли попасть к нам, следовательно, являются стопроцентными фальшивками — хотя бы в силу того, что появились «из воздуха», без какой-либо документации или с фальшивой историей.

 

Работа над расширением

Число прихожан храма священномученика Серафима Петроградского за эти годы существенно увеличилось, зачастую во время богослужений храм их уже не вмещает, поэтому при поддержке Фонда «Священное наследие» проводится расширение храма.

У обновленного храма появятся два придела. Левый планируется посвятить небесным покровителям Санкт-Петербурга апостолам Петру и Павлу. В нем будут храниться документированные частицы их мощей в особых высокохудожественных реликвариях, планируется предоставлять эти реликварии на архиерейское богослужение 12 июля в Петропавловском соборе. Правый придел будет посвящен Святому Кресту, потому что первая святыня, которая была принесена в храм на хранение, — частица Животворящего Креста Господня.

Храм расширяется и благоукрашается, в дальнейшем в него будут прибывать новые святыни для утешения православных верующих, а при храме — осуществляться новые проекты.

 

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"