Святой Серафим в бывшей Графской
ВИШНЕВЫЙ САД
На крыльце нас встречает настоятель протоиерей Игорь Филин.
— История нашего поселка напоминает мне сюжет «Вишнёвого сада» Чехова, — говорит он, улыбаясь. — Там ввиду отсутствия средств к существованию решили часть земли продать под дачи. В начале XX века графиня Левашова точно так же поступила со своими угодьями. Застучали топоры, и в 1902 году здесь появился дачный поселок, который был назван, как и ближайшая станция, — Графская. И уже в 1904 году была построена церковь.
Территория храма большая — около 2 гектаров земли. Очень много сосен. Небольшой прудик. Сестринский и братский корпуса. Прямо по центру красуется сам храм.
— Поскольку еще при строительстве здесь планировалось создание «приюта для бедных детей и богадельни по призрению престарелых её членов», то места было выделено очень много, — поясняет отец Игорь. — Вообще, когда мы получили здание, оно напоминало сарай. Ни колокольни, ни куполов. Крыльца уничтожены. Долгое время храм использовался как клуб, кинотеатр, танцплощадка, пункт проката. Было много протечек, крыша почти снесена. Туалет тоже в храме. К 1991 году здание оказалось под угрозой разрушения. Но в итоге мы его восстановили, причем по архивным чертежам и фотографиям.
ТАМ, КАЖЕТСЯ, ИКОНА
Входим внутрь. Нас встречают два образа, уцелевшие со времен постройки храма. Слева — образ Серафима Саровского, молящегося на камне. Справа — икона Божией Матери «Умиление».
— Когда мы занимались восстановительными работами, в развалинах колокольни обнаружили дверь, обитую железом из соображений пожарной безопасности. Решили железо снять. Да и дверь могла пригодиться. И тут молодой человек, который этим занимался, вдруг говорит: «Отец Игорь, там, кажется, икона».
Когда работники начали скоблить краску, действительно увидели икону. На счастье, поверхность её закоптилась и запылилась, и потому изображение с краской не слиплось. Постепенно икону отреставрировали. А второй образ, икону Богородицы, в храм принес прихожанин, хранивший её в сарае. Этот образ написан на металле, в начале XX века иконы часто писали на цинковом сплаве.
ТЕПЕРЬ ТЕПЛО
Чуть дальше, ближе к алтарю, по обе стороны храма расположены две печки. Изначально храм задумывался летним, очевидно, что до революции в нем было какое-то отопление, но современные печи построены уже в советское время, при этом расположены неудачно.
— Вроде топишь, а всё тепло поднимается вверх, и храм холодный, — сетует отец Игорь, — поэтому первый год, можно сказать, мы были совсем без отопления.
Приход построил новые печи, топили углем — грязно. Затем установили котел с соляркой — огромные деньги. Наконец, в 2009 году в поселок провели газ, и к храму, конечно, тоже.
— Поначалу было настолько холодно, что даже обувь к полу прилипала, а теперь тепло, — радуется Любовь Васильевна Сидоренко, обетная сестра милосердия.
СИМВОЛ МЕДИЦИНЫ
Сестричество «Обитель Веры и Милосердия» образовалось при храме в 2000 году. Его появление было вполне закономерно: здесь, в Песочном, расположены два онкоцентра: НИИ онкологии имени профессора Н.Н. Петрова и Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова.
— Очень скоро мы столкнулись с тем, что больным необходимо окормление. А мне больница имени Петрова была известна, — делится отец Игорь. — Мой отец, хирург, иногда здесь оперировал. Потом сам заболел онкологией. Его оперировал врач из этой больницы, но в другом месте. Эта атмосфера мне близка.
В каждом центре открыта своя часовня: в первом — святых бессребреников Космы и Дамиана, во втором — иконы Божией Матери «Всецарица».
— Сестричество образовалось из духовных чад отца Игоря, — рассказывает Любовь Васильевна. — Мы эту идею восприняли с большим воодушевлением, всем хотелось послужить. В больнице нас принимали очень тепло, больные держались за нас, как за соломинку. Рассказывали о своих болезнях, а мы направляли их к Богу. Сестры готовили больного к приходу священника, к Исповеди, Причастию.
Послушание они несут не только в больницах, но и в храме — территория большая, дел на приходе много: просфорная, трапезная, сад, огород, куры, свечи, клирос, уборка храма, утренние и вечерние правила, которые по собственной инициативе совместно читают прихожане.
Естественно, что многие «попадают» в храм из больницы — но есть среди прихожан и жители Песочного, а также близлежащих поселков: Дибунов, Сертолово, Левашово.
— Я пришла к православию в 2000 году, — вспоминает Любовь Сидоренко. — В период поиска смысла жизни. Было много течений вокруг, но везде Господь меня останавливал. А привела меня все-таки Ксения Блаженная. На Смоленском кладбище, помолившись у её часовни, мы с дочкой направились в храм. Там произошла наша первая Исповедь. А у дочки уже давно была иконка, на которой написан образ, чествуемый в день её рождения — 10 августа. Так вот, когда мы вышли из храма после Исповеди и Причастия, то увидели тот самый образ, что и на иконке, — Смоленскую икону Божией Матери, память которой празднуется 10 августа.
Любовь Сидоренко начала воцерковляться. И случайно, из разговора на автобусной остановке, узнала о храме в Песочном.
— Удивительно, но первой православной книгой, которую я купила, (я тогда о храме в Песочном еще не знала), была брошюра о преподобном Серафиме Саровском, — вспоминает Любовь Сидоренко. — Теперь я здесь. Днем в храме, на ночь ухожу домой.
Сегодня в сестричестве 32 сестры. Посвящение происходит по чину, составленному преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Всего ступеней посвящения три: испытуемая сестра, сестра милосердия и обетная сестра (не связанная семейными обязанностями). Трое сестер недавно стали монахинями — кто в Дивеево уехал, кто в Курск. Самой старшей сестре, Нине Ивановне Измайловой, уже 91 год:
— Я в храме уже 25 лет, — делится она. — Я была прихожанкой храма на Смоленке. Священника сюда привела. Отец Игорь у нас неповторимый, такой молитвенник, молится всегда и за всех.
СНАЧАЛА ЛЕКЦИИ…
И сам настоятель протоиерей Игорь Филин связан с храмом Смоленской иконы Божией Матери. В этом году он отмечает 25-летие своего служения в Песочном.
— Я крестился в 35 лет, — рассказывает он историю своего воцерковления. — Папа — военный врач, мама после войны работала инженером на заводе. Родители в Бога не верили. Бабушка в Гражданскую войну тоже веру в Бога потеряла. Рядом вообще не было верующих людей. Мною двигали земные интересы. Я поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института. Окончил её. Защитил кандидатскую. Стал преподавать. Жизнь прекрасна! И вот однажды неожиданно погибает мой двоюродный брат, а он был одной из главных фигур в моей жизни. И тогда, на похоронах, я задумался, для чего живу вообще, если меня в конечном итоге вот так же положат в деревянную коробку? С тех пор стал об этом очень много думать…
Поиски привели будущего священника в Пицунду, куда его покойный брат ездил несколько раз на собрания верующих. Находясь какое-то время с ними, отец Игорь понял: если Он есть, то только Он и может ему об этом сказать.
— Я набрался наглости, смелости и спросил: «Господи, если Ты есть, то яви мне как-то Себя. Дай мне знак», — вспоминает настоятель. — И Господь явил, удивительным и ясным образом. Когда я приехал домой, то сразу крестился. У меня было ощущение, что я заново родился. Целый год каждое воскресенье причащался. И вот однажды батюшка меня спрашивает: «А ты священником не хочешь стать? Ты подумай!»
…ТЕПЕРЬ ПРОПОВЕДЬ
— И вот этим «ты подумай» вбил мне в голову гвоздь, — продолжает отец Игорь Филин. — Я только об этом и стал с тех пор думать. Съездил в Псково-Печерскую лавру. Пошел к архимандриту Адриану (Кирсанову), а он мне говорит: «Вотты лекции читаешь, а будешь проповеди читать». Так и произошло. Вернувшись в Ленинград, я уволился из института и стал служить псаломщиком в храме Смоленской иконы Божией Матери. Потом, по благословению настоятеля, написал прошение правящему архиерею. Вскоре меня рукоположили во диакона, а затем во священника. Это было в 1991 году. Два года я послужил на Смоленке, а потом был направлен сюда.
В 2002 году в Серафимовском храме появился еще один священник — протоиерей Михаил Волынин, в 2011-м — второй: иерей Сергий Довбенько. А потом и диакон — отец Валентин Овчинников.
ЧАСОВНЯ НОМЕР ТРИ
Третья храмовая часовня (первые две, как мы уже говорили, находятся в онкологических больницах) построена у освященного источника.
— Раньше тут была водозаборная станция, — рассказывает настоятель. — А когда провели водопровод, то местная власть отдала это место нам. И мы решили здесь построить часовню. А как её строить? Тут мне попался альбом «Саровские торжества» о прославлении преподобного Серафима. И в нем я увидел фотографию часовни на источнике в Нижегородской области на месте молитвенного подвига преподобного. Наша часовня — её уменьшенная копия. Тут же имеется купальня. Неподалеку — источник. Его привели в порядок, местные жители и приезжие там воду набирают.
ЧАСТИЧКА С АФОНА
Еще одно место, которое сыграло в жизни отца Игоря определенную роль, — это Святая Гора Афон. Впервые он побывал там в 1999 году.
— Меня так поразило византийское пение, греческое богослужение, афонская жизнь, — вспоминает настоятель. — После я 10 лет подряд ездил туда в отпуск. Любовь к Афону поселилась в моем сердце.
В одну из таких поездок отец Игорь встретил группу паломников — русских мигрантов из Канады. Отец Владимир, руководитель этой группы, упомянул среди прочего, что на Афоне хранятся останки схимонаха Иннокентия (Сибирякова). По некоторым сведениям, он жил в Андреевском скиту и на его деньги был достроен Андреевский собор.
— Вошли мы в Костницу, а там среди прочих отдельно стоят три главы, — говорит настоятель. — Одна из них — схимонаха Иннокентия. Афонский монах взял главу в руки, предлагает приложиться. Приложившись, мы решили осторожно попросить небольшую частичку. На что монах нам ответил, что не положено. Но вдруг косточка сама отделилась. Он и говорит: «Раз он сам решил с вами поделиться, тогда берите». И у нас эта частичка хранится. По возвращении в Петербург мы организовали «Православное просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)», председателем которого я являюсь. Ведется просветительская деятельность: мы знакомим с личностью Сибирякова, при нашем содействии снято о нем уже три фильма.
С ДРУГОГО РАКУРСА
Молодежный клуб при храме появился семь лет назад. Он создан как площадка для общения, совместного изучения Евангелия и другой духовной литературы. Помощница настоятеля по молодежному служению — Ксения Степнова. В клубе собирается молодежь от 20 до 40 лет. Многие ходят даже семьями — дети и родители. Окормляет клуб протоиерей Михаил Волынин.
— Раз в месяц мы устраиваем уроки русской словесности, — рассказывает священник, выпускник филологического факультета РГПУ имени Герцена. — За месяц даю задание. Потом все вместе разбираем. Мы уже читали Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Изучаем святых отцов. Почему молодежь уходит из Церкви? Потому что нет глубины духовной. А именно её дают нам святые отцы. Мы и классическую литературу рассматриваем с духовной точки зрения. Не с того ракурса, с которого в школе учили.
Отец Михаил уверен, что большая проблема современных людей — нелюбовь и непривычка к чтению. Поэтому для занятий в молодежном клубе отбираются обычно небольшие произведения.
— Но всё равно с чтением тяжело пока, — сетует священник.
За несколько лет у приходского молодежного движения появилось множество различных видов деятельности, среди них военно-спортивный клуб для детей «Графская дружина», которым руководит отец семерых детей священник Сергий Довбенько. Регулярно молодежь храма посещает Центр реабилитации инвалидов Выборгского района, детское отделение онкологической больницы. В местных школах с недавних пор стали проводить беседы и встречи на православные темы, экскурсии в храме для учащихся. А на базе местного Дома культуры в прошлом году открылись дошкольная группа «Графская азбука» и Православная студия, а также летний лагерь «Графские каникулы».
— У нас у самих уже подрастают дети, — делится куратор дошкольного направления Ева Калашникова. — Запустили дошкольную подготовительную группу при ДК, а в Православной студии ребята готовят концертные номера к праздникам.
С некоторых пор прихожане Серафимовской церкви и сотрудники администрации поселка стали готовить концертные программы к большим христианским праздникам совместно. И теперь Пасха, Рождество, Троица празднуются всем поселком: после Литургии весь приход идет в Центральный сквер или в Дом культуры, где проходят народные гуляния. Вот такая добрая традиция.