Святой Серафим у Перуновой горы
Первый петербургский храм преподобного Серафима Вырицкого начали строить в Купчино через несколько лет после прославления святого. Место оказалось непростым: пустырь на пересечении улицы Ярослава Гашека и Загребского бульвара облюбовали неоязычники. Но приходу удалось и пережить столь необычное для нашего времени соседство, и справиться с трудностями строительства церкви «всем миром».
Раздел: Приход
Журнал: № 4 (апрель) 2016Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 18 апреля 2016
Гибель богов
Серые бетонные коробки жилых многоэтажек, синие строительные заборы, редкие деревья — «невидимки» на фоне урбанистического пейзажа, аляповатая реклама. А на этом безликом фоне — высокий, выразительно простой, с белоснежными стенами и позолоченным куполом храм, напоминающий устремленную ввысь свечу. Когда-то таких много «теплилось» под холодным небом Новгородчины и Псковщины. Некоторые сохранились до наших дней, вдохновляя современных храмоздателей. Так и в Купчино появился храм в древнерусском стиле, заметно украсивший пустырь на перекрестке улицы Ярослава Гашека и Загребского бульвара.— Мы воспитывались в нецерковных семьях, — рассказывает Татьяна, прихожанка из «молодых». — Раньше я искренне считала, что Церковь — это для того, чтобы зайти и свечку поставить. А когда «вырос» новый храм, заглянула в него — и открыла для себя целый мир! И не я одна. Как его достроили, сюда стало очень много народу ходить.
История этого прихода началась в 1999-м, еще до официальной канонизации вырицкого старца. К тому времени в Купчино уже строился первый в районе храм святого Георгия Победоносца. Однако было ясно, что всех верующих он не вместит. И возникла инициативная группа по строительству храма преподобного Серафима Саровского. А вскоре Церковью был прославлен другой Серафим, старец из Вырицы, и новообразовавшийся приход стал носить его имя. Возглавил общину иерей Николай Мочалкин. В 2003 году прихожане поставили деревянную часовню, которая сейчас используется как вспомогательное помещение (здание требует ремонта, служить в нем нельзя), служились молебны, панихиды. Но к тому времени стало понятно: на пустырь претендуют не только православные.
На холме, в считанных метрах от отведенного приходу участка (он оформлен в аренду), обосновались неоязычники. Установили главного идола — Перуна, по четырем сторонам света расположили кострища с жертвенными камнями. Позднее появилась ритуальная избушка с окном в крыше, другие идолы. Трижды в неделю крепкого вида молодые люди в расписанной языческой символикой одежде совершали на капище свои обряды. На одни молитвы в борьбе за место родноверы полагаться не стали и несколько раз поджигали часовню. В 2004-м она сгорела наполовину. Явленное при пожаре чудо — алтарные иконы Спаса Вседержителя и Владимирский образ Божией Матери не сгорели, тогда как стоявшая рядом купель для крещения наполовину расплавилась — укрепило православных.
В 2005 году настоятелем прихода был назначен протоиерей Валерий Клименков. Отношения с последователями славянских богов он вспоминает так:
— Мы ни разу с язычниками не контактировали, их идолов не крушили, а только молились. Мой духовник, протоиерей Василий Ермаков, говорил: «Будешь совершать Божественную литургию, и они убегут». Мы отреставрировали часовню после пожара, наладили в ней полный круг уставных богослужений. И слова отца Василия сбылись.
В 2009 году по приказу городского правительства капище снесли. Причем против исторического реваншизма в отдельно взятом микрорайоне выступила не Церковь, а местные жители, которые за годы соседства двух вер сделали свой выбор. Недавно язычники снова пытались поставить на холме свой столб. Но люди сбросили его с горы.
Обыкновенное чудо
С появлением отца Валерия (а с ним пришла и часть его паствы) в обновленном приходе закипела работа по возведению нового каменного храма: с нуля, при отсутствии регулярного финансирования.— Без помощи Божией, просто человеческими силами, нам такое капитальное строительство было бы не поднять, — рассказывает отец Валерий. — Сколько раз случалось, что нужны средства, брать неоткуда, взмолишься — и вдруг на горизонте появляются благотворители. Вера из Харькова прислала нам деньги на купол. Анатолий Николаевич Диордиев, наш генподрядчик, взялся поставить стены. Только помечтали, хорошо бы храму иметь паникадило, как в церковную кружку положили нужную сумму. А когда задумались об иконостасе, подошел в храм Владимир Акопов и сказал: я готов пожертвовать иконостас.
Народная стройка
— Большую роль в строительстве храма сыграл наш настоятель, отец Валерий, — делится наблюдениями клирик храма иерей Георгий Марченко. — Надо уметь найти и привлечь нужного человека: кто машину водит, кто на тракторе ездит, кто электричеством занимается, кто может навести порядок. Отец Валерий умеет общаться с людьми и объединил нас всех.
Иерей Георгий Марченко
Литургия в новом храме проходит при большом стечении народа: только постоянных прихожан здесь около трехсот. Внутри не хватает икон (они пишутся на заказ по мере нахождения средств), а букеты живых цветов у икон заменяют большие комнатные растения в горшках. Но так еще уютнее. После службы настоятель по традиции выходит на амвон. Люди сдвигаются ближе, чтобы услышать от него проповедь и последние новости. На строительство храма приход привлек десятки миллионов рублей инвестиций. Половину отдали, а половину еще нужно вернуть. Впереди — благоустройство прихрамовой территории, еще не освобожденной от строительного мусора, и строительство второй очереди: зданий воскресной школы и причта с трапезной и гостиницей для паломников.
Плоды просвещения
Когда служба закончена, многие прихожане вновь, как на исповедь, выстраиваются в очередь к священникам. Зачем? Чтобы спросить совета в личном деле, предложить помощь или просто сказать несколько добрых слов. Клир храма состоит из четырех штатных священников и диакона, все искренне любимы паствой.Настоятель протоиерей Валерий Клименков — из семьи потомственных железнодорожников по материнской линии и учителей по отцовской. После армии, в 1990-е, крестился и стал воцерковляться. Начинал чтецом, был рукоположен в диаконы, потом в священники. Служил диаконом в Карелии, был настоятелем сельского прихода и клириком женского монастыря в Тверской области, возглавлял два храма в городе Мирный Архангельской области, на космодроме «Плесецк». Своей главной задачей в приходе в Купчино называет просвещение:
— В этом микрорайоне проживают рабочие люди, а они, как правило, исторически не жалуют Церковь и священство, — признается настоятель. — Здесь проповедовать нужно особенно истово. И то, что сегодня храм привлекает народ, — первые плоды евангельской проповеди.
Своя работа
Помимо ежедневных служб у каждого из клириков своя сфера ответственности. Иерей Георгий Марченко (он был прихожанином, а потом «потянулся» за настоятелем и при его поддержке принял сан) по субботам преподает в детской воскресной школе Новый Завет. Да так радостно и интересно, что дети просят не прерывать занятия даже на перемене. Сейчас отец Георгий занят организацией приходского шахматного турнира.Иерей Александр Яковлев руководит воскресной школой для взрослых. Каждую неделю по пятницам в маленьком вагончике трапезной — единственном помещении прихода на сегодняшний день — собираются около двух десятков человек.
иерей Александр Яковлев
— Стараюсь, чтобы мы говорили максимально серьезно, с привлечением догматического богословия и святоотеческого опыта, — делится отец Александр. — Но при этом в формате беседы по душам, с обсуждением волнующих людей вопросов.
Иерей Максим Василюк — самый молодой священник прихода, ему досталось «поднимать» молодежное направление:
— Молодежь приходит в храм, ничего не зная. И главное, что мы делаем, — это формируем правильное отношение к христианству и богослужению. Стараемся, чтобы молодые регулярно исповедовались и причащались. Устраиваем встречи и богословские беседы, организовали киноклуб, привлекаем в храм семинаристов. Они читают лекции, несут клиросное послушание. Видя молодых людей в Церкви, их ровесники начинают задумываться: а что это за мир христианства?
Диакон отец Леонид Королёв — директор детской воскресной школы. Здесь около 30 детей в двух возрастных группах (третья, для старших, — в процессе формирования) изучают традиционные дисциплины, а также рисуют, рукодельничают, поют. Сам отец Леонид в прошлом — музыкальный дирижер, театральный актер и режиссер. Вместе с супругой он когда-то организовал детский театр на подворье Валаамского монастыря. Возможно, после строительства нужных приходу помещений здесь тоже появится подобный проект.
Служение «Серафимы»
Из стремления узнать получше, кто стоит рядом с тобой на службе, на приходе два года назад возник женский клуб «Серафима».— В Рождество устраиваем на улице чаепитие для прихожан. «Отогреваем» чаем людей, стоящих в очереди за крещенской водой. Проводим лекции по иконографии, истории церковной музыки, — перечисляет дела активных прихожанок руководитель клуба и регент приходского хора Надежда Тиманкова. — Изучаем гласы, чтобы знать о красоте богослужения. Матушка Наталья, жена нашего настоятеля, — педагог по образованию, организует для нас встречи с писателями. Ездим по святым местам, ходим в музеи. Одна наша прихожанка, тоже педагог, устроила на дому школу духовно-эстетического развития для маленьких детей. В ней около двадцати ребят, начиная с годовалого возраста. Так «выращиваем» кадры для воскресной школы.
Участницы клуба ведут активную переписку на своей страничке «Вконтакте». У них удивительная взаимовыручка — и поэтому гораздо меньше «женских» забот: где, например, найти репетитора или с кем оставить детей на пару часов.
Хоры на хорах
В приходском хоре есть и профессионалы (например, Денис Беленков, певчий из Михайловского театра, Петр Иванов, который учится в консерватории у композитора Сергея Слонимского), и талантливые любители, хорошо знающие службу.Нередко «усилить» звучание хора приезжает регент Благовещенского собора в Шлиссельбурге Илья Овчинников — альтист, церковный композитор. Его песнопения иногда исполняются на Литургии. А сам Илья выступает перед прихожанами (и жителями округи) на концертах, которые клуб «Серафима» организует в стенах расположенной по соседству библиотеки «Славянка».
Во время субботних Литургий место на хорах занимают любители. Их регенту, певчей Александре Мельниковой — всего двадцать с небольшим. Но она успешно управляется с коллективом, насчитывающим четыре десятка людей разных возрастов.
Духовные связи
Многие прихожане этого храма вышли из общины покойного протоиерея Василия Ермакова, который когда-то встречался с Серафимом Вырицким. Преемственность!— Видно, как батюшка Василий воспитал свою паству, — делится наблюдениями о приходе «человек со стороны», музыкант Илья Овчинников. — Это очень добрые, отзывчивые люди! Они в беде помогают, я это на себе испытал.
По петербургской традиции, люди стали нести в храм записки к преподобному Серафиму. Их в электронном виде даже оставляют в гостевой книге приходского сайта. Обо всех, чьи имена написаны там, молятся священники этого прихода.