Святой Серафим у Перуновой горы

Первый петербургский храм преподобного Серафима Вырицкого начали строить в Купчино через несколько лет после прославления святого. Место оказалось непростым: пустырь на пересечении улицы Ярослава Гашека и Загребского бульвара облюбовали неоязычники. Но приходу удалось и пережить столь необычное для нашего времени соседство, и справиться с трудностями строительства церкви «всем миром».

Раздел: Приход
Святой Серафим у Перуновой горы
Журнал: № 4 (апрель) 2016Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 18 апреля 2016

Гибель богов

Серые бетонные коробки жилых многоэтажек, синие строительные заборы, редкие деревья — «невидимки» на фоне урбанистического пейзажа, аляповатая реклама. А на этом безликом фоне — высокий, выразительно простой, с белоснежными стенами и позолоченным куполом храм, напоминающий устремленную ввысь свечу. Когда-то таких много «теплилось» под холодным небом Новгородчины и Псковщины. Некоторые сохранились до наших дней, вдохновляя современных храмоздателей. Так и в Купчино появился храм в древнерусском стиле, заметно украсивший пустырь на перекрестке улицы Ярослава Гашека и Загребского бульвара.


— Мы воспитывались в нецерковных семьях, — рассказывает Татьяна, прихожанка из «молодых». — Раньше я искренне считала, что Церковь — это для того, чтобы зайти и свечку поставить. А когда «вырос» новый храм, заглянула в него — и открыла для себя целый мир! И не я одна. Как его достроили, сюда стало очень много народу ходить.

История этого прихода началась в 1999-м, еще до официальной канонизации вырицкого старца. К тому времени в Купчино уже строился первый в районе храм святого Георгия Победоносца. Однако было ясно, что всех верующих он не вместит. И возникла инициативная группа по строительству храма преподобного Серафима Саровского. А вскоре Церковью был прославлен другой Серафим, старец из Вырицы, и новообразовавшийся приход стал носить его имя. Возглавил общину иерей Николай Мочалкин. В 2003 году прихожане поставили деревянную часовню, которая сейчас используется как вспомогательное помещение (здание требует ремонта, служить в нем нельзя), служились молебны, панихиды. Но к тому времени стало понятно: на пустырь претендуют не только православные.


На холме, в считанных метрах от отведенного приходу участка (он оформлен в аренду), обосновались неоязычники. Установили главного идола — Перуна, по четырем сторонам света расположили кострища с жертвенными камнями. Позднее появилась ритуальная избушка с окном в крыше, другие идолы. Трижды в неделю крепкого вида молодые люди в расписанной языческой символикой одежде совершали на капище свои обряды. На одни молитвы в борьбе за место родноверы полагаться не стали и несколько раз поджигали часовню. В 2004-м она сгорела наполовину. Явленное при пожаре чудо — алтарные иконы Спаса Вседержителя и Владимирский образ Божией Матери не сгорели, тогда как стоявшая рядом купель для крещения наполовину расплавилась — укрепило православных.
В 2005 году настоятелем прихода был назначен протоиерей Валерий Клименков. Отношения с последователями славянских богов он вспоминает так:

— Мы ни разу с язычниками не контактировали, их идолов не крушили, а только молились. Мой духовник, протоиерей Василий Ермаков, говорил: «Будешь совершать Божественную литургию, и они убегут». Мы отреставрировали часовню после пожара, наладили в ней полный круг уставных богослужений. И слова отца Василия сбылись.

В 2009 году по приказу городского правительства капище снесли. Причем против исторического реваншизма в отдельно взятом микрорайоне выступила не Церковь, а местные жители, которые за годы соседства двух вер сделали свой выбор. Недавно язычники снова пытались поставить на холме свой столб. Но люди сбросили его с горы.


Обыкновенное чудо

С появлением отца Валерия (а с ним пришла и часть его паствы) в обновленном приходе закипела работа по возведению нового каменного храма: с нуля, при отсутствии регулярного финансирования.

Настоятель храма протоиерей Валерий Клименков
Настоятель храма протоиерей Валерий Клименков 

— Без помощи Божией, просто человеческими силами, нам такое капитальное строительство было бы не поднять, — рассказывает отец Валерий. — Сколько раз случалось, что нужны средства, брать неоткуда, взмолишься — и вдруг на горизонте появляются благотворители. Вера из Харькова прислала нам деньги на купол. Анатолий Николаевич Диордиев, наш генподрядчик, взялся поставить стены. Только помечтали, хорошо бы храму иметь паникадило, как в церковную кружку положили нужную сумму. А когда задумались об иконостасе, подошел в храм Владимир Акопов и сказал: я готов пожертвовать иконостас.



Народная стройка

— Большую роль в строительстве храма сыграл наш настоятель, отец Валерий, — делится наблюдениями клирик храма иерей Георгий Марченко. — Надо уметь найти и привлечь нужного человека: кто машину водит, кто на тракторе ездит, кто электричеством занимается, кто может навести порядок. Отец Валерий умеет общаться с людьми и объединил нас всех.

Иерей Георгий Марченко
Иерей Георгий Марченко

Литургия в новом храме проходит при большом стечении народа: только постоянных прихожан здесь около трехсот. Внутри не хватает икон (они пишутся на заказ по мере нахождения средств), а букеты живых цветов у икон заменяют большие комнатные растения в горшках. Но так еще уютнее. После службы настоятель по традиции выходит на амвон. Люди сдвигаются ближе, чтобы услышать от него проповедь и последние новости. На строительство храма приход привлек десятки миллионов рублей инвестиций. Половину отдали, а половину еще нужно вернуть. Впереди — благоустройство прихрамовой территории, еще не освобожденной от строительного мусора, и строительство второй очереди: зданий воскресной школы и причта с трапезной и гостиницей для паломников.

Плоды просвещения

Когда служба закончена, многие прихожане вновь, как на исповедь, выстраиваются в очередь к священникам. Зачем? Чтобы спросить совета в личном деле, предложить помощь или просто сказать несколько добрых слов. Клир храма состоит из четырех штатных священников и диакона, все искренне любимы паствой.

Настоятель протоиерей Валерий Клименков — из семьи потомственных железнодорожников по материнской линии и учителей по отцовской. После армии, в 1990-е, крестился и стал воцерковляться. Начинал чтецом, был рукоположен в диаконы, потом в священники. Служил диаконом в Карелии, был настоятелем сельского прихода и клириком женского монастыря в Тверской области, возглавлял два храма в городе Мирный Архангельской области, на космодроме «Плесецк». Своей главной задачей в приходе в Купчино называет просвещение:

— В этом микрорайоне проживают рабочие люди, а они, как правило, исторически не жалуют Церковь и священство, — признается настоятель. — Здесь проповедовать нужно особенно истово. И то, что сегодня храм привлекает народ, — первые плоды евангельской проповеди.


Своя работа

Помимо ежедневных служб у каждого из клириков своя сфера ответственности. Иерей Георгий Марченко (он был прихожанином, а потом «потянулся» за настоятелем и при его поддержке принял сан) по субботам преподает в детской воскресной школе Новый Завет. Да так радостно и интересно, что дети просят не прерывать занятия даже на перемене. Сейчас отец Георгий занят организацией приходского шахматного турнира.

Иерей Александр Яковлев руководит воскресной школой для взрослых. Каждую неделю по пятницам в маленьком вагончике трапезной — единственном помещении прихода на сегодняшний день — собираются около двух десятков человек.

иерей Александр Яковлев
иерей Александр Яковлев

— Стараюсь, чтобы мы говорили максимально серьезно, с привлечением догматического богословия и святоотеческого опыта, — делится отец Александр. — Но при этом в формате беседы по душам, с обсуждением волнующих людей вопросов.
Иерей Максим Василюк — самый молодой священник прихода, ему досталось «поднимать» молодежное направление:

— Молодежь приходит в храм, ничего не зная. И главное, что мы делаем, — это формируем правильное отношение к христианству и богослужению. Стараемся, чтобы молодые регулярно исповедовались и причащались. Устраиваем встречи и богословские беседы, организовали киноклуб, привлекаем в храм семинаристов. Они читают лекции, несут клиросное послушание. Видя молодых людей в Церкви, их ровесники начинают задумываться: а что это за мир христианства?

Диакон отец Леонид Королёв — директор детской воскресной школы. Здесь около 30 детей в двух возрастных группах (третья, для старших, — в процессе формирования) изучают традиционные дисциплины, а также рисуют, рукодельничают, поют. Сам отец Леонид в прошлом — музыкальный дирижер, театральный актер и режиссер. Вместе с супругой он когда-то организовал детский театр на подворье Валаамского монастыря. Возможно, после строительства нужных приходу помещений здесь тоже появится подобный проект.

диакон Леонид Королев
диакон Леонид Королев


Служение «Серафимы»

Из стремления узнать получше, кто стоит рядом с тобой на службе, на приходе два года назад возник женский клуб «Серафима».

— В Рождество устраиваем на улице чаепитие для прихожан. «Отогреваем» чаем людей, стоящих в очереди за крещенской водой. Проводим лекции по иконографии, истории церковной музыки, — перечисляет дела активных прихожанок руководитель клуба и регент приходского хора Надежда Тиманкова. — Изучаем гласы, чтобы знать о красоте богослужения. Матушка Наталья, жена нашего настоятеля, — педагог по образованию, организует для нас встречи с писателями. Ездим по святым местам, ходим в музеи. Одна наша прихожанка, тоже педагог, устроила на дому школу духовно-эстетического развития для маленьких детей. В ней около двадцати ребят, начиная с годовалого возраста. Так «выращиваем» кадры для воскресной школы.

Участницы клуба ведут активную переписку на своей страничке «Вконтакте». У них удивительная взаимовыручка — и поэтому гораздо меньше «женских» забот: где, например, найти репетитора или с кем оставить детей на пару часов.


Хоры на хорах

В приходском хоре есть и профессионалы (например, Денис Беленков, певчий из Михайловского театра, Петр Иванов, который учится в консерватории у композитора Сергея Слонимского), и талантливые любители, хорошо знающие службу.

Нередко «усилить» звучание хора приезжает регент Благовещенского собора в Шлиссельбурге Илья Овчинников — альтист, церковный композитор. Его песнопения иногда исполняются на Литургии. А сам Илья выступает перед прихожанами (и жителями округи) на концертах, которые клуб «Серафима» организует в стенах расположенной по соседству библиотеки «Славянка».

Во время субботних Литургий место на хорах занимают любители. Их регенту, певчей Александре Мельниковой — всего двадцать с небольшим. Но она успешно управляется с коллективом, насчитывающим четыре десятка людей разных возрастов.

Хористы хвалят новый храм за чудесную акустику
Хористы хвалят новый храм за чудесную акустику


Духовные связи

Многие прихожане этого храма вышли из общины покойного протоиерея Василия Ермакова, который когда-то встречался с Серафимом Вырицким. Преемственность!

— Видно, как батюшка Василий воспитал свою паству, — делится наблюдениями о приходе «человек со стороны», музыкант Илья Овчинников. — Это очень добрые, отзывчивые люди! Они в беде помогают, я это на себе испытал.
По петербургской традиции, люди стали нести в храм записки к преподобному Серафиму. Их в электронном виде даже оставляют в гостевой книге приходского сайта. Обо всех, чьи имена написаны там, молятся священники этого прихода.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"

12 сентября, четверг
rss

№ 4 (апрель) 2016

Обложка