Святость — это желание угодить Богу

Что такое святость? Нужно ли для веры расписание? В чем истинный патриотизм священника? Эти и другие вопросы обсуждают в эфире программы «Неделя» радиостанции «Град Петров» ее ведущий Александр Крупинин и клирик храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, протоиерей Александр Рябков.
Журнал: № 10 (октябрь) 2014Автор: протоиерей Александр Рябков Опубликовано: 21 октября 2014

Что такое святость? Нужно ли для веры расписание? В чем истинный патриотизм священника? Эти и другие вопросы обсуждают в эфире программы «Неделя» радиостанции «Град Петров» ее ведущий Александр Крупинин и клирик храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, протоиерей Александр Рябков.

Радость только одна

Александр Крупинин: Отец Александр, меня заинтересовало сообщение на сайте митрополии о службе в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке, где выступал епископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ. Им высказана была мысль, что святой (речь шла о преподобном Силуане Афонском) — это не безгрешный человек, он имеет немощи, недостатки, совершает падения. Но это человек, который любит Бога, и эта любовь преодолевает все преграды. В нашем понимании святой чем-то отличается от нас, обычных людей?

Протоиерей Александр Рябков: Во-первых, его понимание счастья отличается от понимания счастья людей, далеких от святости. Святость — это желание угодить Богу, отсюда «угодник Божий». Нам кажется, что мы молимся (совершаем утреннее и вечернее молитвенное правило), соблюдаем посты, отказываемся от каких-нибудь вредных или греховных привычек для того, чтобы Богу угодить, но и показать, что мы себя чего-то лишаем ради Него. Слово-то неправильное — «лишаем» себя. У святого все по-другому, для него пост — это не лишение, а освобождение себя. Нам кажется, что когда мы воздерживаемся (духовный, телесный пост) или больше внимания уделяем молитве, наша жизнь становится иной, она приобретает более тусклую окраску, мы лишаем себя чего-то интересного, приятного в ощущениях. Для святого это «лишение» — приобретение: он больше приобретает духовной свободы, духовной широты в своей личности.

Мне кажется, с Богом мы часто скорее заключаем сделку, строим отношения купли-продажи: я — Тебе, Ты — мне. Поэтому так легко люди теряют плоды, приобретенные за время поста: праздник Пасхи сразу превращается в потерю даже опыта этого поста. Потому, что у нас нет осознания, что пост, послушание, смирение, кротость, воздержание, молитва, трезвение — это то, что придает нашей жизни подлинную Радость с большой буквы. Мы эту Радость легко размениваем, дробим на «радости». Нам кажется, что они создают некую полноту бытия. Святой же понимает, что полнота бытия может быть только в одной Радости о Христе Иисусе, Господе нашем. И чтобы приобрести эту Радость, он готов на все. Да, он может где-то ошибиться, утомиться, даже пасть (потому, что с ним борется дьявол), но его невозможно сбить с пути и внушить ему: «Знаешь, ты потерял очень многое, отказавшись от нашего яркого фейерверка мирской суеты», — он на это уже не купится.

Я приведу слова преподобного Силуана Афонского: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Человек должен всегда сознавать свою ограниченность, свою немощь. Апостол Павел сказал: сила Моя (то есть сила Божия) совершается в немощи (см. 2 Кор. 12, 9). Не в греховных немощах, а в осознании того, что в основном, плоды во мне — не от моего труда, а от моего согласия. Я только стараюсь не мешать Богу меня спасать. Ты можешь только создать ад — и в себе и вокруг себя, — это прекрасно у нас получается. Рай же создает только Бог, а мы только даем Ему согласие и не мешаем Ему — не отвлекаемся на радости, понимая, что Радость только одна. И если мы стараемся не отвлекаться и не продавать Христа за временные мирские радости, нам Господь дает Радость. Это понимание своей немощи, своего тщедушия, и есть «держание своего ума во аде».

протоиерей Александр Рябков
протоиерей Александр Рябков


Чем занять мысли?

Александр Крупинин: Многие люди приходят на Всенощную, на Литургию, постятся, вычитывают правила, и все через силу, потому что «надо». И человек постоянно чувствует, что он что-то плохо сделал: поленился, не вычитал все правило, а если и вычитал, то думал при этом о чем-то другом, а если и не думал, то все равно он постоянно чувствует себя недостойным. Это состояние довольно тяжелое и оно длится годами.

Протоиерей Александр Рябков: Иногда оно и заканчивается трагически: человек может сломаться, не выдержать. Мы почему-то соглашаемся, что это — некая данность. А надо идти к своему духовнику и сказать, что ты в противоречии. Сила Божия в нашей немощи совершается. Если я считаю, что я могу стать и стану правильным, то здесь уже Богу делать нечего. Если духовная жизнь созидается на самости, на гордыне (я могу, я должен), здесь другая сторона медали, и закончиться тоже может трагично. Только духовник даст правильный совет.

Я часто говорю людям: важно не то, что вы сегодня не прочитали правило, а то, что вы не молитесь в течение дня. Мы нигде в Писании не найдем прещений или наказаний за то, что человек не прочел правило, но апостол Павел говорит: молитесь непрестанно! И нам кажется — проще прочитать утром и вечером правило, нежели непрестанно молиться. А то вообще голова кругом пойдет. Но молитва утром и вечером будет только легче, если мы будем постоянно пребывать в молитве.

Что это значит? Не может быть у христианина момента, секунды, часа, когда бы он был без Бога. Почему когда, например, женщина гладит белье, она при этом смотрит телевизор? Или когда я иду по дороге, еду в транспорте, зачем в голове выискиваю слова, кому и как я отвечу, как я кого-то посильнее оскорблю за то, что меня оскорбили? Голова у нас занята этим в течение всего дня. Так лучше занять голову обращением к Богу: у меня обида в сердце — я буду молиться Богу, чтобы Он эту обиду у меня убрал. У меня в душе страх, нет сил начать какое-то дело — я молюсь о том, чтобы Господь тебе дал их, пока ты еще к этому делу идешь. Ты о какой-то проблеме вспомнил и подумал, как бы ее разрешить? Сколько бы я не думал об этом, она сможет разрешиться только вкривь и вкось. Лучше помолиться Богу, и Господь устроит. Вот что значит — непрестанно молиться, — речь не об Иисусовой молитве. Так молиться очень легко, жизнь приобретает совсем другие краски. Если душа свободна от тягостных мыслей, мы видим прекрасный рассвет или закат, небо с тучками — поблагодарите Бога за это: спасибо Тебе за то, что все так прекрасно Тобой устроено. И тогда у нас будут силы и вечером стать на молитву, потому что мы с Богом постоянно были в общении.

протоиерей Александр Рябков
протоиерей Александр Рябков


Всегда благодарите

Александр Крупинин: Все это действительно так, но человеку, по его немощи, легче, когда все расписано — утром делай то-то, вечером то-то.

Протоиерей Александр Рябков: Мы должны понимать, что когда мы читаем молитвенное правило, мы его читаем не для кого-то, как будто выполняя какую-то заданную нам работу. Вечером у нас много дел, нам еще и развлечения какого-то надо: телевизор или детектив, что-то интересное… Что такое любить Бога? Если мы возлюбили какую-то вещь, то мы всеми усилиями, расталкивая людей и идя по головам готовы что угодно сделать, чтобы завладеть ею (это и коллекционеры, и фанаты того или сего, не важно). Если мы возлюбили человека, мы стремимся ему угождать, быть рядом с ним. А по отношению к Богу у нас такого нет. Мы, получается, вполне можем жить в течение целого дня без Бога и даже о Нем не вспоминать, закрыть Его как бы в шкафчик и доставать, когда надо.

Вера, кроме любви, вбирает в себя и благодарность Богу. Почему сейчас много людей страдают депрессией? В первую очередь потому, что нет благодарности, потому, что мы не видим красивых облаков, солнца, листвы, а видим, что у нас все плохо: плохо вокруг, плохо и во мне. Наша печальн от того, что нам как бы не за что благодарить Бога. А святому всегда есть за что. Человек из толпы ищет выхода из этой бессмысленности в упоении каким-то моментом, моментальным удовольствием. А человек культуры, размышляющий и ищущий выход из этой бессмысленности жизни, ищет ответа в глубинах своей души. Нужно посмотреть туда — Царствие Божие внутри вас есть. Но бывает и так: я обратил глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна — есть чем заняться. Но при этом надо благодарить Бога за то, что Он дал мне это увидеть. За все можно Бога благодарить, за все, за каждый момент прожитой жизни, а жизнь прекрасна.

Патриоты или предатели?

Александр Крупинин: Михаил Шкаровский, известный историк, высказался, что в период Второй мировой войны священники оставались на оккупированных немцами территориях, как агенты советской разведки. Всегда считалось наоборот: обвиняли священников, что они совершали службы на оккупированных территориях, потом их сажали в лагеря. А тут... Это связано с изменением идеологии нашей страны? Патриотическое единство народа и священничества?

Протоиерей Александр Рябков: Я не думаю, что данному историку был дан какой-то такой посыл или он это почувствовал, что изменилось отношение к вопросу священничества в оккупации. Видимо, у него есть какие-то данные. И мы знаем, что были священники, которые имели и правительственные награды за участие в подпольной деятельности, в партизанском движении. Это не массовое явление, но такие священники были. Но мы знаем и другое. Я еще застал в живых отца Ливерия Воронова, общался с ним лично и с отцом Кириллом Начисом, которые участвовали в деятельности из Псковской Православной Миссии, служили во время оккупации в храмах и потом попали в лагеря. Война — это очень разные истории. Церковь во время войны собрала деньги на танковую колонну имени Дмитрия Донского, на эскадрилью самолетов — это были патриотические акты.

Роль Церкви

Слушатель: В войну на оккупированных территориях за победу какого оружия молились священники? Может быть, за прекращение войны вообще, ведь это грех?

Протоиерей Александр Рябков: Священники служили молебны о воинах, которые были на войне, за сыновей, мужей, братьев и сестер тех прихожан, которые за них подавали записки. Общая тенденция (где бы то ни было) — это совершение священником своей пастырской деятельности. Церковь не обязана никому создавать некий фон (патриотический или коллаборационистский), она совершает свою пастырскую деятельность. Но никому же не придет в голову во время оккупации открыто организовать молебен посреди площади, среди гитлеровцев, за победу товарища Сталина.

Почему у нас такие вопросы возникают? Потому что мы воспринимаем Церковь как некий институт, довольно мирской, светский, который помогает нам бороться с врагами внешними или внутренними. Или помогает, например, бороться с алкоголизмом (хотя я не говорю, что это плохо), или с наркоманией, нищетой, бедностью или еще с чем-то. «А для чего вы вообще нужны? — можем мы услышать вопрос. — Если нищих вы не кормите, слепых через дорогу не переводите, с алкоголиками не нянчитесь, с молодежью хороводы не водите — вы дармоеды». И мы, к сожалению, тоже с этим соглашаемся и считаем, что если мы не покажем миру, что мы и тут успели, и там успели, и тут сделали что-то, и там поговорили, и тут собрались, и там кого-то приветили, и тут кому-то улыбнулись — тогда, вроде как, нам позволят и существовать. Это глубоко ошибочное представление о роли Церкви.

Суета о многом

Александр Крупинин: Сама Церковь часто дает повод к обвинениям в том, что занимается больше земными вопросами, чем вопросами спасения души.

Протоиерей Александр Рябков: Я думаю, что большинству священников все-таки нужно заниматься пастырством, душепопечением. Мы столько сегодня говорили о наших проблемах, о нашей запутанности в элементарных вещах, даже в вопросах молитвы. И мы настолько сегодня просвещены в вопросах национальности, антропологии, проблемах гражданских, правовых… Мы знаем все, что угодно, но не знаем, как молиться.



Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ"

11 декабря, среда
rss

№ 10 (октябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (октябрь 2014)
ПРАЗДНИК
Торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть I)
/ Интервью / Социальное служение: здесь и сейчас
/ Информация / Церковное попечение об инвалидах в Санкт-Петербурге
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Сила мертвых
/ Имена / Первый русский мистик
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / В гармонии… с собой
/ Приход / Монастырь главного святого
/ Служение / Тридцать шагов до храма
/ Проект / Часовня в поликлинике: развеять страхи
/ Проект / Мягче мягкого и веселее веселого
/ Проект / Футбол на приходе: по свистку настоятеля
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в октябре
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Ответы петербургских священников на актуальные вопросы
Святость — это желание угодить Богу
Покров для студентов