Священство Христа и священство Церкви
В июньском номере мы поднимаем тему священства Церкви в его соотношении со священством великого Архиерея — Господа нашего Иисуса Христа.
Раздел: От редакции
В современном обществе все мужчины пока еще призваны быть сантехниками, электриками и грузчиками, а женщины — кулинарами и портными. Например, бабушка просит соседа по лестничной клетке починить проводку не потому, что он профессиональный электрик, а потому что он мужчина и «должен быть с руками». Так и христиане: в перспективе Второго пришествия они должны играть роль духовных пастырей для всех народов, передатчиков божественной вести. Подтверждают это высокое предназначение «обычных» христиан слова апостола Петра: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9). Они — о христианском призвании в мире, об эсхатологической ценности этого призвания.
Но христианин соотносит себя не только с миром, но и с церковным сообществом — соборным единством, Церковью. Рано или поздно он осознает, кем он для этого сообщества является, а социум обязательно признает его в данном качестве. В Церкви много служений, и одно из них — пастырское. Батюшка, отец, священник, иерей — это, прежде всего, социальная функция, работающая только в рамках христианской общины и только в этом мире: в Царствии Небесном не будет ни священников, ни мирян.
Священство — «инструмент» в руках церковного социума, но очень уж этот социум специфичен. Целью его бытия является не приобретение материальных благ, не достижение земного успеха, а соединение со Христом. Если это так, то и результат деятельности иерея оценивается не по высоте построенного им храма и не по количеству отслуженных треб, произнесенных проповедей или написанных книг. Сколько человек стали ближе к Богу благодаря ему — единственная дисциплина в «табеле успеваемости» священника.
Но священник не только должен, но имеет право. Прихожанин смот-рит на него, как на сакральную фигуру, часто забывая, что «батюшка тоже человек»: он тоже учится (сейчас священники обязаны иметь высшее духовное образование), а потом с годами набирается положительного и отрицательного опыта. У него есть приватное пространство, развлечения, интересы, слабости, вкусы… Как разрешают дилемму «сакрального и профанного» люди, которые постоянно созерцают священника в быту, — их жены и дети?
В эпоху медиа-революции и торжества интернета на священника смот-рят не только глаза его родных, его прихожан, но и многих нецерковных людей. При этом нецерковное общество мерит пастыря более суровым мерилом — именно потому что он выбрал себе крест тяжелее остальных. Какие проблемы связаны с сетевой публичностью батюшек?
Стараясь ответить на все эти вопросы, рассуждают, сетуют, иронизируют и восхищаются наши авторы и гости.