Священник и тюрьма
Город Пушкин, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников федеральной службы исполнения наказаний, 9 утра. За партами, как школьники, сидят взрослые серьезные люди. В силу своей профессии они постоянно контактируют с людьми, преступившими закон. Им нужно быть собранными, строгими, мудрыми и много знающими. На курсах повышения квалификации знаниями с ними делятся опытные специалисты. А еще… священник: уже пять лет институт сотрудничает с отделом по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии.
Раздел: Служение
Протоиерей Олег Скоморох проводит беседу с начальниками исправительных учреждений
Чему обучают?
Служение при местах лишения свободы было официально поддержано государством задолго до революции. С 1836 года в каждой тюрьме обязательно выделялось место под храм, в них направляли священников. В начале 1990‑х в нашем городе тюремное служение возродилось: трудами протоиерея Владимира Сорокина был открыт храм в колонии в поселке Металлострой. С тех пор в процессе сотрудничества Церкви с местами лишения свободы самым сложным было и остается налаживание взаимоотношений с руководством тюрем.— Я общался с тюремными священниками со всей страны, и у всех опыт взаимодействия с начальством исправительных учреждений очень разный, — говорит протоиерей Олег Скоморох, руководитель епархиального отдела по тюремному служению. — Есть случаи отрицательные, есть поразительные. Например, один иеромонах отпросился у епископа и на протяжении полугода жил на территории исправительной колонии. Когда священник приходит в тюремный храм раз в неделю, у него хватает времени пообщаться только с представителями православной общины. А если он проводит всё свое время в колонии, то может поговорить с каждым, в том числе и с сотрудниками. Но когда руководство сменилось и новое начальство обнаружило, что у них на территории незаконно проживает священнослужитель, они попытались перевести его в общежитие для сотрудников. Иеромонах в нем пожил неделю, потом сказал: «Ой, там так шумно! Народу так много!» — и ушел.
Занятия для начальников исправительных учреждений и колоний в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников ФСИН России проводятся, в частности, именно для того, чтобы объяснить, что такое тюремное служение, зачем оно, что делать, если пришел священник. Дисциплина «Взаимодействие с общественными и религиозными организациями» включена в учебные программы повышения квалификации тюремных работников.
Poenitentia
— Инициатива развития сотрудничества между Церковью и аппаратом ФСИН была обоюдной, — рассказывает директор института Сергей Назаров. — Мы понимали, что только силами сотрудников нельзя полностью исправить человека. А Церковь понимала, что заключенные — это тоже паства, их нельзя обойти стороной. С нашим институтом священники сотрудничают с 2000 года, во многом наше взаимодействие было налажено благодаря отцу Олегу Скомороху. Поначалу инициатива привлечения священнослужителей в места лишения свободы была воспринята холодно. И начальство, и заключенных настораживало то, что священник, возможно, будет получать зарплату, как тюремный работник. В итоге сейчас все тюремные священники служат добровольно и денег за свое дело не получают. Но я считаю, что работа на постоянной основе с таким сложным контингентом — она должна быть оплачена! Хотя бы минимально.Директор института повышения квалификации работников федеральной службы исполнения наказаний полковник Сергей Назаров
Отец Олег Скоморох пока в одиночку преподает в Институте повышения квалификации работников ФСИН. Ежегодно его слушателями бывают более полутора тысячи тюремных работников. Это сотрудники самых разных учреждений: СИЗО, тюрем, колоний для несовершеннолетних, колоний строгого режима, женских. На уроки взаимодействия с Церковью отводится от четырех до восьми часов: предполагается, что основы религиоведения уже получены сотрудниками ФСИН в вузах.
Согласно результатам опросов, проводимых руководством института, на данный момент подавляющее большинство сотрудников ФСИН уверено в нужности практики тюремного служения.
— «Исправление через веру» — название одного из направлений воспитательной работы с заключенными. Наши учреждения издавна называют пенитенциарными, а ведь это от латинского «poenitentia» — раскаяние, — объясняет Владимир Самарин, полковник внутренней службы, заведующий кафедрой организации и воспитательной работы, кандидат исторических наук. — Заключенным часто не хватает нравственного идеала, его как раз и предоставляет Церковь. Как правило, те, кто пришел к Богу в тюрьме, выйдя на свободу, правонарушений уже не совершают. Пусть таких немного, но мы не можем гнаться за массовостью в этом вопросе.
Полковник Владимир Самарин, заведующий кафедрой организации и воспитательной работы
Тоже не массовые, но показательные случаи были и «с другой стороны»: за эти годы несколько сотрудников разных исправительных учреждений увольнялись, поступали в духовную семинарию и принимали священный сан. Почти всегда они просили священноначалие направить их служить именно в места лишения свободы.
Тонкости служения
Не только сотрудников ФСИН нужно готовить к работе с тюремными священниками. Тюремных священников в институте тоже уже начинают обучать работе с сотрудниками ФСИН и самими заключенными. Подготовка будет проводиться по трем направлениям: ознакомление с правовыми основами, психолого-педагогический блок и пастырский блок, в рамках которого отец Олег Скоморох рассказывает о специфике тюремного служения.— Если спросить заключенного, за что он отбывает наказание, он ответит: «Да ни за что!» — говорит полковник Владимир Самарин. — Смотришь дело — а он женщине голову проломил и сумочку украл. Часто бывает и так, что заключенный пытается привлечь священника на свою сторону. Опытные священнослужители к этому готовы, а молодые и неопытные могут серьезно запутаться.
В некоторых регионах страны тюремное служение осуществляют и другие конфессии. Например, места лишения свободы в республике Коми кроме представителей Православной Церкви посещают и мусульманские муллы. Конфликтов между священнослужителями не возникает. Но есть другая проблема: пропаганда ваххабитами радикального исламизма среди заключенных, ведущаяся изнутри тюрьмы. Поэтому в ближайшее время в институте начнется курс по профилактике религиозного экстремизма.
— Мы должны объяснить, что сама по себе религия не содержит экстремизм, — продолжает Владимир Самарин. — В новом курсе мы, в частности, будем оговаривать права того или иного религиозного течения на взаимодействие с учреждениями уголовно-исполнительной системы.
— Когда тюремное служение только возрождалось, — рассказывает отец Олег Скоморох, — отношение к нам сотрудников при местах заключения было противоречивым. Священникам, например, не разрешали «проносить» вино для совершения Литургии. Был прецедент с попыткой использовать тайну исповеди в служебных целях. Сейчас, по мере развития тюремного служения, принимаются новые документы, которые оговаривают наши привилегии и наш долг. Происходит активная законотворческая работа в этом направлении. С уверенностью могу сказать, что сейчас каноны церковных обрядов в местах лишения свободы не страдают.
— Я начальник женской исправительной колонии № 2 Вологодской области, — представляется Татьяна Зуброва, полковник внутренней службы и слушатель лекций отца Олега. — У нас проходят Таинства Исповеди и Крещения. Сотрудники присутствуют в церкви только на большие праздники, например на Пасху. Я сама крещеная и, хотя не разбираюсь в тонкостях православия, мне очень нравится беседовать с батюшкой, который к нам приезжает. Вообще, мы все хорошо воспринимаем практику тюремного служения. Вера помогает человеку разобраться в самом себе и в своей судьбе.
Сотрудничество Церкви и Института повышения квалификации работников ФСИН будет продолжаться. Много проектов готовится или уже начинает осуществляться: подготовка тюремных священников, религиозное образование сотрудников института, совместная научная работа по взаимодействию с заключенными.
— Здесь созданы все условия для работы с представителями самых разных учреждений ФСИН, — говорит отец Олег. — На базе этого института с успехом можно заниматься и научно-исследовательской, и преподавательской деятельностью. В июне институту исполняется 20 лет, мы поздравляем коллег с юбилеем и надеемся на дальнейшую совместную работу.
Андрей Гориченский