Свое и чужое
Четырехлетний ребенок уже понимает разницу между своими вещами и чужими. Тем не менее, когда он видит красивую игрушку другого малыша на детской площадке, ему хочется взять ее домой поиграть! Можно ли это делать или нельзя? Что чувствует ребенок, у которого забрали игрушку? Об этом мы говорим на очередном занятии «Дошкольного богословия».
Раздел: Дошкольное богословие
Четырехлетний ребенок уже понимает разницу между своими вещами и чужими. Тем не менее, когда он видит красивую игрушку другого малыша на детской площадке, ему хочется взять ее домой поиграть! Можно ли это делать или нельзя? Что чувствует ребенок, у которого забрали игрушку? Об этом мы говорим на очередном занятии «Дошкольного богословия».
Попросите детей принести на занятие свою любимую игрушку и рассказать о ней, чем она нравится, чем дорога. Могли бы они дать ее другому ребенку на время? А навсегда? Что почувствовали бы ребята, если бы игрушка пропала? Можно попросить детей выразить свои чувства, используя цветные карандаши.
Наглядность.
Найдите иллюстрацию явного воровства, например, покажите детям фрагмент мультфильма «Малыш и Карлсон» (Союзмультфильм, 1968 г.), где жулики крадут белье). Проведите беседу.
Опишите, что вы видите? Как можно назвать такого человека (людей), что он делает, как называется его занятие? Вы думаете, он хорошо поступает? Заметна ли будет пропажа? Что почувствует хозяин украденного? Вы абсолютно правы, такие действия можно назвать воровством, ограблением, кражей, преступлением! Что такое преступление? Через что переступает человек, совершающий преступление? Он переступает через Закон. Вы знаете, что за нарушение Закона людей сажают в тюрьму. Вам известно, где записан этот Закон?
Наглядность.
С особым благоговением покажите ребятам Библию, откройте книгу Исход на 15 стихе 20 главы: «Не укради»!
Это Заповедь, Закон. Что он означает? Что значит «красть»? Красть — брать чужое без спроса. А вы знаете, что называют чужим, а что своим? Чужое — это то, что тебе не принадлежит.
Динамическая пауза. Возьмите два кубика (шарика, яблока) зеленого и красного цвета, положите их в непрозрачный пакет. Предложите детям по очереди вытаскивать из пакета кубики. Если попадется красный, называй чужой предмет и говори: «Это нельзя брать без разрешения», если зеленый, называй свой предмет и говори, что ты можешь с ним делать. Например: «Это моя ручка, я могу ею писать».
Чужим мы распоряжаться не можем, а своим? Всегда ли мы можем по своему желанию распоряжаться тем, что нам принадлежит? Послушайте одну забавную песенку.
Вам потребуется аудиозапись детской песенки «Купила мама Леше отличные калоши» Зинаиды Петровой. Покажите детям калошу (можно нарисованную), объясните назначение этого предмета. Пусть дети заметят, что кошке Алешина калоша очень велика!
Как вы думаете, за что мама отругала Алешу? Конечно, не за то, что он поделился с кошкой. Почему же Леше не стоило дарить калошу, несмотря на то, что она ему принадлежит? Потому что мама зарабатывала деньги, трудилась, покупала калоши для сына. Чтобы ими распоряжаться, он должен спросить у мамы. Вы согласны? Значит, мы не всегда можем распоряжаться своими вещами.
Вот вы называли свои и чужие вещи, а чайник на кухне чей? Чьи телевизор, ванна, лампа?.. Это общие вещи, ими могут пользоваться все. Распоряжаться общим можно, но посоветовавшись со всеми членами семьи. В детском саду игрушки тоже общие. Что это значит? Верно, играть в них могут все дети, а брать домой, ломать, пачкать общие игрушки нельзя. Как нельзя брать и чужое.
Прочитайте детям стихотворение из книги «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду» Г. П. Шалаевой,? О. М. Журавлевой и О. Г. Сазановой.
Заяц с куколкой играл —
Платье куклы разорвал.
Взял потом себе машинку —
Разобрал наполовину.
Мячик маленький нашел —
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял —
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите
И заботливо храните.
Вспомните иллюстрацию ограбления, показанную в начале занятия. Теперь расскажите детям историю о мальчике, который взял без спроса машинку у друга, когда тот не видел.
Дети, как можно назвать такой поступок? Я считаю, что это тоже преступление. Разве друг мальчика не будет чувствовать обиду, огорчение? Этот поступок, как и любая кража, причиняет горе и вред.
Что делать, если все-таки взял чужое, как вы думаете? Конечно, надо вернуть и извиниться! А если страшно исправлять свои ошибки? У вас есть близкие люди, которые разделят с вами этот страх, это родители, вместе с ними можно найти выход из любой ситуации, ведь они ваши лучшие друзья!
Послушайте, что дальше было с мальчиком, взявшим без спроса машинку друга. Он не успел признаться в содеянном, когда воспитательница в детском саду нашла у него пропавшую вещь. Представляете, как ему было стыдно! Больше мальчик никогда не брал чужого. Но, если у кого-то что-нибудь пропадало, всегда сначала думали, что это сделал этот мальчик. Как ему было обидно за такую несправедливость! Вы хотели бы оказаться на его месте? А на месте друга, у которого пропала машинка?
Как вы думаете, ребята, почему иногда так хочется взять чужое? Бывает, что чужая вещь лучше своей, например, у Маши кукла в красивом платье и с длинными волосами, а у меня — в скромном наряде и волосы нарисованные… В такой ситуации нужно постараться найти такие черты своей вещи, которые заставляют ею дорожить: пусть моя кукла и попроще Машиной, зато мне ее любимая бабушка подарила. Я хочу сказать, что свое надо ценить! Иногда очень хочется того, чего у нас нет, так бы и взял себе! Что можно тогда сделать? Можно попросить ненадолго у хозяина, а можно родителям рассказать о том, что вас тревожит. Всегда помните о том, что, взяв чужое, вы причиняете вред не только себе, но и другому человеку.
То, что воровство не оправдывается никакими целями, иллюстрирует сказка «Аленький цветочек», которую вы можете почитать ребятам на досуге. В конце занятия можно предложить детям изготовить запрещающие знаки (вроде дорожных), говорящие о том, что брать чужое нельзя.
Анна Кузьмина
Иллюстрации: Антонина Иванова