Светское – не значит антирелигиозное
Уже год в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С сентября этого года курс будет введен в качестве обязательного. Какие препятствия встречает введение этого предмета? Почему в Санкт-Петербурге родители выбирают «Основы светской этики», а в области — «Основы православной культуры» (ОПК)? Об этом рассказывает заместитель председателя Отдела образования Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Уже год в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С сентября этого года курс будет введен в качестве обязательного. Какие препятствия встречает введение этого предмета? Почему в Санкт-Петербурге родители выбирают «Основы светской этики», а в области — «Основы православной культуры» (ОПК)? Об этом рассказывает заместитель председателя Отдела образования Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
— Отец Илия, прошел год, как «Основы религиозных культур и светской этики» преподаются в школах в качестве экспериментального курса. Каковы результаты?
— У нас есть полная картина по результатам апробации курса в Ленинградской области, которая завершилась в первой четверти этого учебного года. С Комитетом образования Ленобласти у нас достаточно хорошие отношения, они проводили исследование и поделились с нами результатом. Есть положительная динамика, большинство школ области выбрали именно ОПК. А с Санкт-Петербургским Комитетом образования общение происходит на уровне бумаг. Мы знаем только процентное содержание участников апробации, которая, правда, заканчивается только в мае, но даже промежуточных результатов у нас пока нет.
— Есть ли данные, какой курс выбирают в Санкт-Петербурге и области?
— По предварительным данным, к 1 сентября 2012 года «Основы православной этики» в Ленобласти выбирают 57% родителей учеников, а в Санкт-Петербурге цифра не превышает 10%. Но зато очень велика цифра выбравших «Основы светской этики». В области этот курс имеет минимальный процент — 10%.
— Чем Вы объясняете такой разительный контраст?
— В области организационная и методическая работа поставлена лучше, поэтому у учителей больше возможностей организовать свободный выбор родителей и детей. Привлекаются специалисты религиозного образования из епархии, Академии постдипломного педагогического образования (АППО) и Ленинградского областного института развития образования. Проводятся родительские собрания, показываются фильмы, раскрывающие смысл курса ОПК и расставляющие правильные акценты в понимании разницы между предлагаемыми курсами. Было правильно проведено анкетирование. Открытость информации позволяла нам принимать участие в этом процессе. В одной школе директор сказал, что все должны выбрать светскую этику, хотя даже не было родительского собрания по этому вопросу. Но инициатива библиотекаря школы, которая просто поговорила с родителями, изменила ситуацию не только в этой школе, а во всем районе. В другом районе 70% якобы проголосовало за светскую этику, но когда началась проверка — был ли выбор модуля свободным, были ли встречи с родителями? — оказалось, что этой работы не проводилось. Повторное голосование выявляло противоположную ситуацию: около 70% было у ОПК. Причем без использования «административного ресурса», вопреки заявлениям наших оппонентов.
Ситуация в Санкт-Петербурге другая. Из городских школ нам звонят родители и сообщают, что никаких собраний в школах чаще всего не проводится. Директора оповещают их через классных руководителей о том, что они должны расписаться в бумаге, где говорится, будто они ознакомлены с условиями выбора и представленными образовательными модулями. Родители должны поставить галочку в одной из двух граф: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». ОПК там нет в принципе. Мы начали расследовать ситуацию и выяснили, что установка Комитета по образованию Санкт-Петербурга такова: выбирать только из этих двух модулей, потому что «финансирование будет выделяться только на двух специалистов. На конфессиональные модули у нас нет специалистов и нет возможности финансирования их подготовки». Естественно, директора делают то, что говорит Комитет. Мы с такой позицией, конечно же, согласиться не можем.
— Вам не кажется, что сейчас слишком рано вводить ОПК в качестве обязательного предмета в школьную программу?
— Это может показаться преждевременным только в том случае, если мы ограничиваемся рамками Петербурга или Москвы. В других регионах этот курс преподается уже в течение 20 лет, во многих регионах он входит в обязательную сетку часов. Программа духовно-нравственного образования давно уже была разработана в рамках государственного образовательного стандарта. Специалисты, которые сейчас трудятся в АППО, принимали самое активное участие в разработке стандарта и методических рекомендаций программы. И именно благодаря этому появилась возможность по инициативе Патриарха и при поддержке президента опробовать программу в более широких масштабах, нежели ряд общеобразовательных школ в регионах. 19 регионов приняли участие в апробации 2009 года. Она прошла успешно. Петербург подключился к апробации последним, только пос-ле соответствующего письма Патриарха Кирилла губернатору города. Но выходит, Санкт-Петербург вступил в программу формально. Комитет не был заинтересован в том, чтобы этот курс действительно прошел хорошо. Единственное, в чем он был заинтересован — чтобы основы православной культуры или другой религиозной культуры выбрало как можно меньше учащихся.
— Интересно, почему? Чем мешает курс ОПК?
— В официальных выступлениях Комитет по образованию Санкт-Петербурга говорит, что не хочет межконфессио-нальных столкновений. Говорит, что дети, узнав о своих конфессиональных различиях и осознав их, начнут друг с другом спорить, появятся разногласия на религиозной почве. Кроме того, в Комитете боятся, что мусульмане будут против введения ОПК в школах. Хотя мы с представителями мусульман в нашем городе разговаривали, они совершенно спокойно к этому относятся и даже готовы поддержать программу со своей стороны. Приводятся еще экономические доводы: ставка выделяется только на одного учителя в школе. Значит, одна школа может выбрать только один модуль. Комитету по образованию кажется, что самый нейтральный, самый удачный модуль, по которому, к тому же, легко подготовить специалиста, это основы светской этики. И я могу сказать почему: они перепрофилируют на этот курс преподавателей обществознания.
Чиновники Комитета выступают с позиции атеистов, причем воинствующих. Хотя всегда прикрываются светскостью образования, не понимая, что «светское» не значит «антирелигиозное». Однако есть много молодых учителей, которые смотрят на это по-другому. Есть и директора, которые готовы к общению, к сотрудничеству. Они понимают, что без приобщения к культуре, которая зиждется на религиозных православных ценностях, невозможно воспитание гармоничной, нравственно-ориентированной личности ребенка.
— Какие конкретные шаги Вы предпринимаете, взаимодействуя с государственными органами?
— Епархия выступила с инициативой установить взаимодействие на уровне епархиального благочиния и муниципального района администрации. Многие главы районных администраций считают, что такое соглашение находится в компетенции органов образования. Они опускают решение на уровень РОНО, а представители РОНО, когда дело касается преподавания ОПК, тут же обращаются в Комитет по образованию города, который высылает им шаблон отрицательного ответа. Вместе с тем, есть районы, главы которых готовы заключить это соглашение. Мы просим отцов благочинных включиться в этот процесс через своих помощников, а глав района — взять под свой контроль деятельность глав РОНО по взаимодействию с епархиальными структурами.
— У нас сейчас утверждена единая программа курса?
— Да. Министерством образования предложен учебник ОПК, который разрабатывался коллективом из 20 человек под руководством протодиакона Андрея Кураева. В работе принимали участие и петербургские специалисты — Маргарита Белова и Мария Багге. Мы очень рады, что имеем возможность сегодня с ними общаться, они ведут методическую работу с будущими преподавателями курса. Учебник официально утвержден Министерством и одобрен Синодальным отделом религиозного образования.
— Каковы перспективы у ОПК?
— Надеюсь, что скоро у родителей, учеников и преподавателей будет возможность поменять свое отношение к этому курсу, который для многих сейчас является неизвестным и таинственным — по-этому, скорее всего, его боятся реализовывать как церковные, так и светские представители. Мы стараемся приложить к этому максимальные усилия — объясняем через все возможные СМИ, пытаемся наладить контакт с образовательными структурами. Надеемся, что в дальнейшем взаимодействие церковной и светской систем образования все-таки состоится — на почве подготовки специалистов, и мы примем в этом деятельное участие, потому что и мы к этому готовы, и законодательная база для этого имеется. Дело лишь за личной инициативой руководителей Комитета образования или директоров школ.
Беседовал Тимур Щукин
Подготовила Мария Сухова
— Отец Илия, прошел год, как «Основы религиозных культур и светской этики» преподаются в школах в качестве экспериментального курса. Каковы результаты?
— У нас есть полная картина по результатам апробации курса в Ленинградской области, которая завершилась в первой четверти этого учебного года. С Комитетом образования Ленобласти у нас достаточно хорошие отношения, они проводили исследование и поделились с нами результатом. Есть положительная динамика, большинство школ области выбрали именно ОПК. А с Санкт-Петербургским Комитетом образования общение происходит на уровне бумаг. Мы знаем только процентное содержание участников апробации, которая, правда, заканчивается только в мае, но даже промежуточных результатов у нас пока нет.
— Есть ли данные, какой курс выбирают в Санкт-Петербурге и области?
— По предварительным данным, к 1 сентября 2012 года «Основы православной этики» в Ленобласти выбирают 57% родителей учеников, а в Санкт-Петербурге цифра не превышает 10%. Но зато очень велика цифра выбравших «Основы светской этики». В области этот курс имеет минимальный процент — 10%.
— Чем Вы объясняете такой разительный контраст?
— В области организационная и методическая работа поставлена лучше, поэтому у учителей больше возможностей организовать свободный выбор родителей и детей. Привлекаются специалисты религиозного образования из епархии, Академии постдипломного педагогического образования (АППО) и Ленинградского областного института развития образования. Проводятся родительские собрания, показываются фильмы, раскрывающие смысл курса ОПК и расставляющие правильные акценты в понимании разницы между предлагаемыми курсами. Было правильно проведено анкетирование. Открытость информации позволяла нам принимать участие в этом процессе. В одной школе директор сказал, что все должны выбрать светскую этику, хотя даже не было родительского собрания по этому вопросу. Но инициатива библиотекаря школы, которая просто поговорила с родителями, изменила ситуацию не только в этой школе, а во всем районе. В другом районе 70% якобы проголосовало за светскую этику, но когда началась проверка — был ли выбор модуля свободным, были ли встречи с родителями? — оказалось, что этой работы не проводилось. Повторное голосование выявляло противоположную ситуацию: около 70% было у ОПК. Причем без использования «административного ресурса», вопреки заявлениям наших оппонентов.
Ситуация в Санкт-Петербурге другая. Из городских школ нам звонят родители и сообщают, что никаких собраний в школах чаще всего не проводится. Директора оповещают их через классных руководителей о том, что они должны расписаться в бумаге, где говорится, будто они ознакомлены с условиями выбора и представленными образовательными модулями. Родители должны поставить галочку в одной из двух граф: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». ОПК там нет в принципе. Мы начали расследовать ситуацию и выяснили, что установка Комитета по образованию Санкт-Петербурга такова: выбирать только из этих двух модулей, потому что «финансирование будет выделяться только на двух специалистов. На конфессиональные модули у нас нет специалистов и нет возможности финансирования их подготовки». Естественно, директора делают то, что говорит Комитет. Мы с такой позицией, конечно же, согласиться не можем.
— Вам не кажется, что сейчас слишком рано вводить ОПК в качестве обязательного предмета в школьную программу?
— Это может показаться преждевременным только в том случае, если мы ограничиваемся рамками Петербурга или Москвы. В других регионах этот курс преподается уже в течение 20 лет, во многих регионах он входит в обязательную сетку часов. Программа духовно-нравственного образования давно уже была разработана в рамках государственного образовательного стандарта. Специалисты, которые сейчас трудятся в АППО, принимали самое активное участие в разработке стандарта и методических рекомендаций программы. И именно благодаря этому появилась возможность по инициативе Патриарха и при поддержке президента опробовать программу в более широких масштабах, нежели ряд общеобразовательных школ в регионах. 19 регионов приняли участие в апробации 2009 года. Она прошла успешно. Петербург подключился к апробации последним, только пос-ле соответствующего письма Патриарха Кирилла губернатору города. Но выходит, Санкт-Петербург вступил в программу формально. Комитет не был заинтересован в том, чтобы этот курс действительно прошел хорошо. Единственное, в чем он был заинтересован — чтобы основы православной культуры или другой религиозной культуры выбрало как можно меньше учащихся.
— Интересно, почему? Чем мешает курс ОПК?
— В официальных выступлениях Комитет по образованию Санкт-Петербурга говорит, что не хочет межконфессио-нальных столкновений. Говорит, что дети, узнав о своих конфессиональных различиях и осознав их, начнут друг с другом спорить, появятся разногласия на религиозной почве. Кроме того, в Комитете боятся, что мусульмане будут против введения ОПК в школах. Хотя мы с представителями мусульман в нашем городе разговаривали, они совершенно спокойно к этому относятся и даже готовы поддержать программу со своей стороны. Приводятся еще экономические доводы: ставка выделяется только на одного учителя в школе. Значит, одна школа может выбрать только один модуль. Комитету по образованию кажется, что самый нейтральный, самый удачный модуль, по которому, к тому же, легко подготовить специалиста, это основы светской этики. И я могу сказать почему: они перепрофилируют на этот курс преподавателей обществознания.
Чиновники Комитета выступают с позиции атеистов, причем воинствующих. Хотя всегда прикрываются светскостью образования, не понимая, что «светское» не значит «антирелигиозное». Однако есть много молодых учителей, которые смотрят на это по-другому. Есть и директора, которые готовы к общению, к сотрудничеству. Они понимают, что без приобщения к культуре, которая зиждется на религиозных православных ценностях, невозможно воспитание гармоничной, нравственно-ориентированной личности ребенка.
— Какие конкретные шаги Вы предпринимаете, взаимодействуя с государственными органами?
— Епархия выступила с инициативой установить взаимодействие на уровне епархиального благочиния и муниципального района администрации. Многие главы районных администраций считают, что такое соглашение находится в компетенции органов образования. Они опускают решение на уровень РОНО, а представители РОНО, когда дело касается преподавания ОПК, тут же обращаются в Комитет по образованию города, который высылает им шаблон отрицательного ответа. Вместе с тем, есть районы, главы которых готовы заключить это соглашение. Мы просим отцов благочинных включиться в этот процесс через своих помощников, а глав района — взять под свой контроль деятельность глав РОНО по взаимодействию с епархиальными структурами.
— У нас сейчас утверждена единая программа курса?
— Да. Министерством образования предложен учебник ОПК, который разрабатывался коллективом из 20 человек под руководством протодиакона Андрея Кураева. В работе принимали участие и петербургские специалисты — Маргарита Белова и Мария Багге. Мы очень рады, что имеем возможность сегодня с ними общаться, они ведут методическую работу с будущими преподавателями курса. Учебник официально утвержден Министерством и одобрен Синодальным отделом религиозного образования.
— Каковы перспективы у ОПК?
— Надеюсь, что скоро у родителей, учеников и преподавателей будет возможность поменять свое отношение к этому курсу, который для многих сейчас является неизвестным и таинственным — по-этому, скорее всего, его боятся реализовывать как церковные, так и светские представители. Мы стараемся приложить к этому максимальные усилия — объясняем через все возможные СМИ, пытаемся наладить контакт с образовательными структурами. Надеемся, что в дальнейшем взаимодействие церковной и светской систем образования все-таки состоится — на почве подготовки специалистов, и мы примем в этом деятельное участие, потому что и мы к этому готовы, и законодательная база для этого имеется. Дело лишь за личной инициативой руководителей Комитета образования или директоров школ.
Беседовал Тимур Щукин
Подготовила Мария Сухова