«Свет без пламени»

Сегодня Церковь отмечает Преображение Господне. В чем смысл праздника, и почему Преображение совершается именно 6 (19) августа?
Раздел: ПРАЗДНИК
«Свет без пламени»
Журнал: № 7 (июль) 2007Автор: Юрий Рубан Опубликовано: 19 августа 2015

В православном церковном календаре этот праздник носит название «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Для многих любителей литературы «серебряного века» он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака:


Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Эти стихи выражают настроение праздника - аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры увлеченном кулинарией, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

В чем же смысл самого термина Преображение? Преображение (греч. μεταμορφόσις, лат. transfiguratio) - значит «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, произошедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. Как пишет евангелист Лука, «Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, - это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который Он должен будет совершить в Иерусалиме. Петр и его спутники спали крепким сном, а проснувшись, увидели сияние Его славы и двух человек, стоящих рядом с Ним. Появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это Мой Сын, Мой избранник. Его слушайте!» Евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»

Итак, Христос, которого даже апостолы считали, прежде всего, земным царем-воителем, приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, заранее уверяя в том, что близкие страдания - не поражение, но победа, увенчанная Воскресением. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но станут опорой сомневающимся. Об этом хорошо говорят лаконичные формулировки тропаря и кондака праздника. Но что означает присутствие ветхозаветных праведников? Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело». Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя и грозного пророка, Христос удостоверяет апостолов в согласии своего учения с Законом.

Но почему Преображение совершается именно 6 (19) августа? Несомненно, Господь преобразился не именно в этот день. Из сопоставления текста трех евангелистов видно, что это произошло спустя 6-8 дней после того, как в селениях Кесарии Филипповой Христос открыл «ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим - и там пострадать». Затем, после преображения, Он повторил эти слова. Немного позднее, в Капернауме, ап. Петр говорил с «собирателями дидрахм» (Мф. 17, 24). А это - важная календарная отметка. Дань на храм в провинциях начинали собирать с 15 числа месяца адара (февраль-март, предшествующий нисану). Все это указывает на время перед Пасхой. Следовательно Преображение надо праздновать в феврале-марте! Почему же праздник отнесен на конец лета?

«В Каппадокии и до настоящего времени уцелел сельский праздник bartoybaria - в шестое воскресенье после Пасхи. Молодежь гадает о своей судьбе около ведра, в которое опущены в воду сорванные зеленые листья. В Армении праздник Преображения называется - даже и в богослужебных книгах - «wardawar». Тождество имени с каппадокийскими bartoybaria очевидно. Есть известие, что у армянязычников «вардавар» назывался праздник, который они в месяце навасард справляли в честь богини Астхик, именем которой армянские переводчики заменяют греческое Afrodite. Чтобы искоренить этот языческий праздник, древние отцы Армянской церкви в то же время года учредили праздник Преображения Господня, оставив за ним древнее наименование «вардавар» (Болотов В.В. "Михайлов день", с. 619-620).

Вероятно, дата праздника соответствовала каким-то «миссионерским» потребностям и в других государствах. В южных христианских странах окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» - веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его, Церковь совместила с ним благодарственный молебен Богу за дарование виноградных гроздьев и, вообще, плодов земных. Подобный обычай «начатков» существовал еще с ветхозаветных времен.

Церковный Устав запрещает вкушать новый виноград прежде благословения его в день праздника Преображения. Но при чем же здесь яблоки? Заимствовав из Византии календарь праздников и сопровождающих обрядов, русские поневоле должны были заменить виноград яблоками - основными плодами Севера. Отсюда странное название - Яблочный Спас, не имеющее никакого отношения к исторической основе праздника.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРАЗДНИК"