Судьба храма: петербургская история

Пожалуй, первое место по уникальности займет в нашем городе история храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Здесь была явлена единственная петербургская чудотворная икона, с ним связана и судьба одного из первых новомучеников Санкт-Петербургских. Подземная часть разрушенного в богоборческие годы храма полностью сохранилась, и он был восстановлен в былой красоте за рекордно короткий срок. Истории этого храма посвящена книга, тоже сама по себе уникальная. 


Иерей Богдан Полевой и Лариса Юревичиене на презентации книги. 12 апреля 2024 года
Журнал: № 6 (июнь) 2024Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 1 июля 2024

Историческая монография о святыне была представлена 12 апреля в храме. Настоятель иерей Богдан Полевой напомнил, что три года назад также была представлена книга — о Матронушке Босоножке, известной петербургской блаженной старице, долгое время жившей рядом с часовней и похороненной около нее, и вот — силами прихода при помощи благотворителей издана новая книга, полезная тем, кто интересуется историей города. Текст обеих книг написала древлехранитель приходского музея Лариса Юревичиене.
Книга-альбом рассказывает о создании и истории уникального храмового комплекса в Невском районе — церкви и часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Издание включает около 200 иллюстраций — архивных документов, фотографий, живописных и графических изображений, многие из которых публикуются впервые. Повествование начинается с описания места, где потом построят храм, и рассказа о чуде с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», уцелевшей при пожаре. Рассказано о строительстве храма и часовни. Следующие главы посвящены приходской жизни в дореволюционное время, годам лихолетья, возрождению приходской жизни и храмового комплекса. В приложении — биографии тех, кто имеет отношение к храму.
Лариса Юревичиене — прихожанка храма с 2014 года. На презентации она рассказала, что на написание книги её подвигла информация о деятельности Московского общества любителей духовного просвещения, которое возникло еще в XIX веке при митрополите Филарете (Дроздове). Церковно-археологический отдел общества начал масштабное научное исследование истории монастырей и храмов в России, была разработана даже специальная программа, направленная  на создание наиболее полной истории каждого храма, начиная от его создания: архитектура, почитаемые святыни, клир, приход, праздники, церковно-общественные объединения при храме, крестные ходы, некрополи. Эта схема была взята за основу для написания книги. Кроме того, хотелось записать современную историю храма, пока живы свидетели.
Но началось всё с книги о Матронушке Босоножке.

— Года два мы работали с документами для представления в комиссию по канонизации, — рассказывает Лариса Арнольдовна. — Накопилось много интересных свидетельств, документов, фотографий. Жалко было оставлять этот материал, решено было его беллетризовать. Мне давно хотелось сделать книгу о храме, потому что его история уникальная, интересная — благодаря удивительным людям, которые принимали в ней участие. Два года мы работали над книгой. Документы по истории храма находятся в различных государственных архивах, музеях, кроме того, я использовала материалы периодики в Российской национальной библиотеки. Всегда любопытно посмотреть петербургские газеты, они очень подробно описывают события. Читать их так же интересно, как и исторический роман, там много трогательного, смешного…

Самым известным настоятелем храма был священномученик Пётр Скипетров. Отнюдь не все современные прихожане знали, что он был клириком этого храма со дня его освящения. В основном об отце Петре знают только то, что связано с обстоятельствами его трагической гибели.

— В его жизни не было каких-то ярких событий, которые могли бы попасть в газеты, но это была жизнь истинного пастыря, — говорит Лариса Юревичиене. — Когда я начала знакомиться с документами, была потрясена занятостью священников нашего храма. Помимо богослужений, с восьми утра до семи вечера в храме непрерывно служились молебны перед иконой, все священники преподавали в различных учебных заведениях, вели широкую социальную деятельность. Район за Невской заставой был неблагополучным. К 200-летию Петербурга газеты публиковали много материалов о городских заставах. 
В одной из газет каждой заставе был посвящен один номер, а когда очередь дошла до нашей Невской заставы, пришлось отвести ей несколько номеров, настолько «богатой событиями» была тут жизнь. Это был трущобный, бандитский район. К концу XIX века здесь было более пятидесяти промышленных предприятий, где работали в основном выходцы из деревень. Крестьяне приезжали, как тогда говорили, «в отход» и очень быстро развращались. В газетах описан случай, как жены рабочих собрались и пошли к руководству одного из заводов с просьбой, чтобы зарплату отдавали им, а то мужья её до дома не доносят — всё пропивают. Для борьбы с этой бедой тогда в нашем городе возникло очень много обществ трезвости. Мы нашли уникальные документы: рабочие клялись перед чудотворным образом Божией Матери, что не будут пить, и эти бумаги подписывали священники нашего храма. Священники очень много делали, чтобы оздоровить атмосферу жизни рабочих Стеклянного и других заводов. Отец Пётр сначала был просто клириком храма, в 1912 году стал настоятелем. В кризисных обстоятельствах ярко проявился его характер и способность к подвигу. Он не убоялся и остался пастырем до конца.
Были собраны сведения о некоторых других настоятелях и клириках собора.

— Открытием была судьба протоиерея Константина Ивановского (1866 — после 1935), который после гибели отца Петра был настоятелем нашего храма, — продолжает Лариса Арнольдовна. — Он преподавал в Свято-Владимирской школе, его упоминали в статье, посвященной юбилею школы, как знающего и ревностного педагога. Затем его пригласили работать в Училищный комитет при Синоде, впоследствии он был председателем Синодальной издательской комиссии, написал учебник Закона Божия, который переиздавался и в современности. В 1922 году проходил по делу митрополита Вениамина, три года отсидел в тюрьме на Шпалерной улице, вышел оттуда с подорванным здоровьем. Потом он снова был арестован, после чего следы его теряются. Скорее всего, он погиб, еще предстоят исследования.
Протоиерей Владимир Покровский (1871–?) несколько дольше служил настоятелем. Он начинал служение в Никольской церкви при Санкт-Петербургском градоначальстве, воссоздал эту церковь, снискал уважение полицейских чинов, градоначальник и прихожане подарили ему на память золотой крест и ценную икону. Какое-то время служил в Сампсониевском соборе. Он стал настоятелем после ареста отца Константина, затем был репрессирован, сослан. Против него интриговала «Живая церковь». В дальнейшем его следы теряются. Учился он вместе с митрополитом Вениамином, они были друзьями, и владыка довольно часто служил в нашем храме.
Протоиерей Самуил Наркевич тоже был весьма просвещенным священником. Преподавал в гимназии Мая, мы нашли фотографию преподавательского состава, и он там тоже есть, и во Введенской гимназии, где учился Блок. Ученики вспоминали, что в период преподавания отца Самуила в гимназии был восстановлен дух благочестия. Отец Самуил написал первую брошюру, посвященную истории нашего храма. Репринт выходил в 1990-х, и слава Богу, иначе с ней можно было бы познакомиться только в Российской национальной библиотеке.
Отцы Владимир Покровский, Пётр Скипетров и Самуил Наркевич (1862–1911) приглашались на проповедь в Казанский собор. Туда приглашали лучших проповедников, списки публиковались в газетах.
Хотелось бы рассказать и про Андрея Ивановича Галунова. Он был очень богатым купцом, торговал на Калашниковской бирже, был, в нашем понимании, миллионером. Он подавал прошение на строительство нашего храма, стал его первым старостой и был похоронен в Александро-Невской лавре, возможно, могила сохранилось, надо искать. В процессе исследований мы узнали, что некоторые священники нашего храма похоронены на Смоленском и Волковском кладбищах, надо найти эти захоронения и привести в порядок.

Лариса Юревичиене рассказывает, что немало страниц новой книги посвящено часовне, в свое время построенной для хранения чудотворной иконы. Храм в богоборческие годы был разрушен, а часовня уцелела — в здании находилось резинотехническое предприятие. После передачи Церкви часовня долгое время действовала как храм — интересно, что и в дореволюционное время, пока большой храм строился, часовня была освящена как храм.
Рассказала Лариса Арнольдовна  и о том, что в 2014 году, когда всерьез заговорили о восстановлении храма, приходу была передана копия иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», которая до этого находилась в частной коллекции. Икона была в ужасном состоянии, вся изъедена жучком, её долго реставрировали. В процессе реставрации была обнаружена надпись, свидетельствующая, что эта икона была подарена в марте 1922 года, в разгар кампании по изъятию церковных ценностей, митрополитом Вениамином одному прихожанину за то, что он на слепой лошади, сам будучи старым и больным, привез в храм огромный 150-пудовый колокол с Петроградской стороны.

— Промыслительно, что икона была передана нам в то время, когда появилась надежда на восстановление храма. Она находится в нашем музее, — говорит Лариса Арнольдовна.

Настоятель иерей Богдан Полевой, несмотря на занятость, вникал в работу над книгой.

— Конечно, он смотрел окончательный вариант, а последнюю главу мы практически вместе написали, потому что она касается современной истории храма, а кто лучше расскажет, чем настоятель? — делится Лариса Юревичиене. — Я стремилась привлечь как можно больше оригинального исторического материала, справочный материал тоже требовал большой работы. Особенно ценно в книге, что она содержит поименный аннотированный список всех священников, служивших в храме, старост, благодетелей. Приводятся биографические данные, настолько подробные, насколько это возможно. Очень важно, чтобы их жизнь нашла отражение в книге.
В заключение Лариса Арнольдовна сказала, что очень благодарна главному редактору книги — заслуженному работнику культуры РФ Наталье Петровне Феофановой. Благодаря её огромному опыту, вкусу и профессионализму получилась замечательно красивая, четкая по своей структуре книга.
Исторические изыскания продолжаются, ведутся записи и о современной жизни храма, так что, несомненно, книгу ждут переиздания, исправления и дополнения. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"