Станица на невских берегах (часть 1)

Что такое современное казачество? Клуб по интересам, сообщество реконструкторов и любителей отечественной истории? Или же возрождение традиций, возвращение к понятиям и смыслам прошлого? И если так, то какую роль играет в жизни современных казаков православие? В Крестовоздвиженском казачьем соборе Петербурга говорят, что казачество — не просто возврат к корням, но и образ жизни, где православная вера — стержень всего.
Раздел: Приход
Станица на невских берегах (часть 1)
Журнал: № 9 (сентябрь) 2015Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 сентября 2015

Клир


Протоиерей Владимир Сергиенко, настоятель

Как и положено настоятелю казачьего собора, отец Владимир — сам потомственный казак. Вернее, родовой — так принято говорить на Дону. По отцу его предки происходят из запорожских казаков, поселившихся в Черкасске после взятия казаками Азова при государе Михаиле Романове. По матери — из донских казаков Евстратовых.

Отец Владимир — статный, степенный священник, с седой бородой, похож на героя старинной былины. Он служит настоятелем Крестовоздвиженского собора уже 24 года, с самого начала его возрождения. «Сам я родом из Новочеркасска, столицы Всевеликого войска Донского. Там окончил медицинский колледж и работал фельдшером на станции «Скорой помощи», потом учился в Донском сельскохозяйственном институте и, окончив его, был направлен на обучение в Московскую ветеринарную академию на педагогический факультет. Затем я приехал в Петербург. Моей женой стала девица из верующей православной семьи, в то время и началось мое глубокое воцерковление».

Тогда раб Божий Владимир даже и не помышлял о том, что станет священником. Атеистом он не был, в храм заходил иногда, мог помолиться своими словами — но не более того. Важным моментом в его биографии стало знакомство в 1977 году с протоиереем Владимиром Рубининым. «Он был прозорливый батюшка, старец: он так чувствовал своих чад, знал мысли каждого, что у него на сердце, но самое главное так любил, что это определило мою дальнейшую жизнь, он стал моим духовным отцом. Он-то и предсказал мне, что после молитвы ему было открыто, что я буду священником. Отец Владимир благословил меня вернуться из ветеринарии в медицину, чтобы теснее работать с людьми, нуждающимися в любви и помощи. Но наступила перестройка и медицинскую часть, которой я заведовал, сократили».

справка

В приходе Крестовоздвиженского казачьего собора три храма: Крестовоздвиженский собор, церковь Тихвинской иконы Божией Матери и храм святых Кирилла и Мефодия в колокольне. В советское время храмы были закрыты. Сейчас собор реставрируется, здесь проходят молебны, богослужения совершаются в Тихвинском храме.

С этого момента начинается его путь уже внутри церковной ограды: сторож, алтарник церкви святой Екатерины в Девяткино, знакомство с протоиереем Иоанном Мироновым (еще одним глубоко чтимым в народе священником). «А когда в Санкт-Петербурге стало возрождаться казачество и митрополитом Иоанном (Снычевым) был передан казакам на восстановление Крестовоздвиженский собор, мне предложили принять сан: ты, говорят, единственный, кто лоб перекрестить может, и сам казачьих кровей. Это было в 1990 году. Рукоположил меня во священника митрополит Иоанн», — вспоминает настоятель. Потом были и учеба в Московской духовной семинарии, и годы трудов по созиданию зданий храмов и церковной общины, впрочем, отец Владимир всегда оценивает этот период так: «Здесь всё совершается Господом и Его Матерью, я лишь свидетель являемых ими чудес и помощи».

И настоятель храма, и многие прихожане - потомственные казаки
И настоятель храма, и многие прихожане - потомственные казаки



Протоиерей Константин Аугустайтис

Служит в храме с 2000 года. Также настоятель часовни Архистратига Божия Михаила при Северо-Западном управлении МВД России на транспорте. «Для меня очень важно слово „служение“, ведь я служу в духовном плане, а в этот храм приходят в основном те, кто тоже служит, служит в плане физическом. Мы друг другу помогаем, служим одной цели — укреплению, защите нашей страны», — говорит священник.



Иерей Валентин Декалов

По образованию инженер-радиотехник. После окончания физико-математической школы, поступил в институт связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В армии командовал радиовзводом в войсках противовоздушной обороны. В 1993 году, совершая паломничество в Псково-Печерский монастырь, невзначай спросил у архимандрита Иоанна (Крестьянскина) про священство, на что тот ответил утвердительно. В 1996 году отец Валентин поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по окончании которой служит диаконом в храме преподобномученика Андрея Критского в пос. Сергиево. В 2006 году (кстати сказать, через месяц после смерти архимандрита Иоанна Крестьянкина) его рукополагают во священника, и с тех пор он служит в этом приходе.


Протодиакон Андрей Сорокин

Отец Андрей служит в приходе с 1993 года. У диакона 12 детей: старшей дочери уже 30 лет, а младшему сыну всего девять. «Я не очень люблю выпячивать свою многодетность, — говорит отец Андрей. — Что тут такого? Конечно, много детей — тяжело, но я не жалуюсь, они у меня замечательные. Старшие всегда помогали воспитывать младших. Сначала сыновья с дочерьми чередовались: мальчик–девочка. А потом пошли парни, четверо подряд. Вот это ураган! Трудности могут возникнуть в любом возрасте, главное суметь правильно встретить тот момент, когда ты уже не можешь контролировать своего ребенка, когда ему нужно идти по жизни самостоятельно, и остается надеяться лишь на Бога и на то, что ты смог заложить в них основу, которая не даст им оступиться».






Протодиакон Игорь Дуброва

В этом году исполняется 25 лет служения отца Игоря в сане диакона. С 1990 года он служил в Никольском соборе, затем в храме святого Архистратига Михаила в Ломоносове. В приходе Крестовоздвиженского казачьего собора служит с 2007 года.По светскому образованию отец Игорь инженер. Учился на факультете радиоэлектроники в Политехническом институте.










Казачество


Немного истории

«Санкт-Петербургское общество взаимопомощи донских казаков», — так официально называлось основанное в 1899 году первое донское землячество на берегах Невы. В корреспонденции употреблялось неофициальное название — «Невская станица». Ее деятельность не сводилась только к оказанию материальной помощи казакам, приехавшим учиться в столицу империи. Задачи были шире — объединить всех донцов, оказавшихся вдали от родины: велась просветительская работа, проводились казачьи вечера. Уроженец Таганрога Антон Чехов, почетный лейб-медик Лев Васильевич Попов, писатель и публицист Иван Александрович Родионов, супруга Дмитрия Менделеева Анна Менделеева, атаман Войска Донского Петр Краснов, чье литературное творчество высоко чтят вприходе, — все эти люди, как свидетельствуют исторические документы, были членами «Общества взаимопомощи донских казаков».




Современность


Возрождение станицы началось в 1990 году: было учреждено землячество «Невская станица», а Крестовоздвиженский собор стал казачьим приходом.

В «Невской станице» сегодня состоит более сотни казаков. Принимают только православных. Когда-то, на заре становления возрожденной станицы, во время проведения одного из Кругов станицы (Круг — законодательное собрание внутри казачьего объединения) встал вопрос о вероисповедании казаков. Прозвучало, что казаки исповедовали и мусульманство, и иудаизм, и буддизм. «Я воспользовался своим правом вето, — вспоминает отец Владимир, — встал и ушел с казачьего круга. А если духовник станицы покидает Круг, то все принятые на нем решения становятся недействительны». Казаки всегда были только православными и клали свои головы за православную веру, Царя-Помазанника и Отечество.

Атаман «Невской станицы» — войсковой старшина Геннадий Егоров, писарь «Невской станицы» — есаул Петр Лактионов, он же староста Крестовоздвиженского казачьего братства.



Из инженеров в атаманы

Геннадий Георгиевич Егоров —атаман «Невской станицы» — еще и староста храма. «Вот у вас в епархии есть отдел по взаимодействию с казачеством. В нашем приходе я представляю обе стороны, сам с собой взаимодействую», — шутит атаман. Геннадий Георгиевич не только грамотный во всех отношениях человек, но и прекрасный рассказчик: его беседы по истории казачества интересны и школьникам, и взрослым.


Жизненный путь Геннадия Егорова начался на Дону в станице Букановской, он родовой казак. В Петербург Геннадий Георгиевич приехал на учебу, получал образование в Технологическом институте. Работал на Ленинградском фарфоровом заводе «Пролетарий», пройдя путь от рабочего до главного инженера. Потом был директором НИИ «Электрокерамических изделий». В 1998 году Геннадий Георгиевич узнал о существовании «Невской станицы» и пришел служить в Крестовоздвиженский казачий собор.


Казачья жизнь

Отец Владимир освящает царский штандарт
Отец Владимир освящает царский штандарт

Раньше казаки охраняли государственные границы и при надобности должны были быть готовы в любой момент стать на защиту Отечества. Казаки из Крестовоздвиженского казачьего собора всё там же — на границе. Правда, она у них не государственная, а духовная. Чем заняты они сегодня? Прежде всего, это работа по возвращению сознания нашего народа к вере своих отцов — к православию. Для этого казаки ведут широкую просветительскую деятельность, и воспитывают молодое поколение казачат в соответствии с традициями, увековечивают память царской семьи, и, конечно же, всеми силами возрождают свой православный храм — Крестовоздвиженский казачий собор. Казаки «Невской станицы» несут почетный караул у могилы митрополита Иоанна (Снычева) на Митрополичьей площадке Никольского кладбища Александро-Невской лавры, на церковных мероприятиях и православных выставках. При станице создан «Ансамбль казаков Невской станицы», возрождающий старинную казачью певческую культуру. Своими выступлениями коллектив украшает не только приходские праздники, но и городские фестивали.

(Продолжение в следующей публикации)



Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"