Спасительные встречи на Каменке
САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
Встреча настоятеля храма протоиерея Евгения Шогенова с его первой общиной, в которой он был еще не настоятелем, а простым мирянином, произошла давно, в далеком детстве. Хоть мальчик рос в обычной советской семье, эта встреча не выбивалась из ряда предшествующих жизненных событий, наоборот, всё шло как будто закономерно. Евгений родился в Кабардино-Балкарии, а когда ему исполнилось два года, семья переехала в Ленинград — сначала жили на Васильевском острове, через пять лет переехали в Приморский район. Религиозного воспитания ребенок не получал. Но был во всем районе один-единственный храм — святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах. Туда и завело мальчишку любопытство.
— Я попал в место, которое сразу показалось мне очень родным, теплым, я сразу решил — ничего в жизни я не хочу так, как стать священнослужителем, — вспоминает отец Евгений. — Я начал ходить в церковь, потом стал выполнять при храме послушания.
Главной мечтой подростка стало поступление в семинарию. И до сих пор священник считает, что день, когда эта мечта сбылась, был самым ярким и счастливым днем в его жизни настолько сильными были эмоции, когда он увидел свое имя в списке зачисленных на обучение.
— В семинарском храме есть образ Божией Матери «Знамение», перед которым я всегда молился, — говорит настоятель. — Молитва моя была очень лаконичной: «Матерь Божья, благослови меня стать священником».
ДЕЛО ЗА СЛОВОМ
Незаменимый помощник настоятеля — Иван Васильев, он заведует всем приходским хозяйством. Его встреча с отцом Евгением случилась более 10 лет назад. Тогда приход только-только готовился к строительству небольшой церквушки иконы Божией Матери «Живоносный источник», а воздвигнутый ныне рядом с ней большой Крестовоздвиженский храм существовал лишь в планах. Настоятель искал себе помощников: территория была сильно замусорена (жители окрестных кварталов устроили здесь свалку), и требовались руки, чтобы разгрести эти завалы.
— Я родом из Западной Белоруссии, — рассказывает Иван Иванович. — У нас принято бережно относиться не только к своему дому, но и к природе, к городу, в котором ты живешь. Поэтому меня до сих пор удивляет наплевательское отношение некоторых людей к тому, что творится вокруг них. А тем более к тому, в каком состоянии находится храм и прилегающая территория. Храм — это дом Божий, и он должен содержаться в чистоте и порядке.
Слова с делом у Ивана Ивановича не расходятся, и он предложил настоятелю помощь. Подавая личный пример — взяв в руки лопату, грабли или другой инструмент и начав уборку, — он при любой возможности призывал и всех остальных поступать так же. Многие прихожане так и познакомились друг с другом — на уборке площадки у будущей церкви. А традиции благоговейного отношения к храму и его территории тут теперь соблюдаются неукоснительно.
— Перегорела вечером лампочка. Можно дождаться утра, чтобы заменить её. Но что, если Господь не соблаговолит мне проснуться утром, что, если он призовет меня к Себе раньше? Нет, не годится ждать утра, — уверен Иван Иванович. — Вечером, да даже ночью, выйди из дому и сделай так, чтобы к Литургии всё зависящее от тебя было сделано!
ЗНАМЕНСКАЯ ВСТРЕЧА
Первое время после рукоположения отец Евгений служил в храме святого великомученика Димитрия Солунского, затем — в Токсово в храме Архистратига Михаила, а потом — в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. По словам отца Евгения, в своем настоятельском служении он во многом ориентируется на традиции именно этого храма.
— Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин нам говорил так: вы не думайте, что ваше служение ограничивается богослужебной чередой и требами. Священник — он и вне храма священник. Проповедуйте, идите в школы и больницы, подходите к священству добросовестно. Мне, например, доверили окормлять психоневрологический диспансер. Он территориально располагался на Петроградской стороне, но учредителем выступала администрация Приморского района. В этом диспансере мы открыли часовню, а потом подумали: в Приморском районе, там, где сейчас активно строятся новые дома, тоже нужен храм. Главврач ПНД Марина Романовская меня в этом поддержала.
Однако получить землю для строительства оказалось не так просто, поэтому вновь созданная община сначала арендовала участок и начала строить временный храм. То, что храм будет посвящен Божией Матери, отец Евгений знал с самого начала.
— Богородица помогала мне на всем жизненном пути. По молитвам перед Её иконой «Знамение» я удостоился стать священником. Богородица, верю, помогла мне и встретить супругу. Дело было так. Я учился на первом курсе, в епархиальном управлении как раз закончилось собрание, и тогдашний помощник инспектора Духовной семинарии протоиерей Борис Безменов попросил меня перетаскать стулья из епархиального управления в семинарию. Это послушание досталось мне по чистой случайности: мы с товарищами спешили на богослужение, я должен был петь в хоре. Но на ботинке развязался шнурок, и мне пришлось задержаться на лестнице, где меня и застал отец Борис. Я расстроился: петь на службе я очень любил. А тут — таскать стулья. Но именно за этим занятием я познакомился со своей будущей супругой, которая пришла помогать в церковной лавке своей старшей сестре. Это было 9 декабря, канун празднования иконы Божией Матери «Знамение».
Деревянный храм на Нижне-Каменской улице был посвящен Богоматери и освящен в честь иконы «Живоносный источник».
ВСТРЕЧА С ГАРМОНИЕЙ
Алексей Шамин с семьей время от времени посещал богослужения в разных храмах Петербурга — в том числе Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Димитрия Солунского в Коломягах, где впервые познакомился со священником Евгением Шогеновым. Но постоянного прихода у Шаминых не было, и они очень обрадовались, когда узнали, что скоро храм построят прямо рядом с их домом. Но радость была бы неполной, если бы не известие о том, что настоятелем будет уже знакомый им отец Евгений.
— Мы стали помогать настоятелю в работах по благоустройству, — вспоминает Алексей, — тут было свалено много мусора, а земля была непригодна для того, чтобы высадить деревья или разбить цветник — сплошная глина. Грунт грузовиками завозили.
Сейчас зима, и сложно представить себе, как выглядит приходской сад в теплое время года, но говорят, что начиная с конца апреля и заканчивая октябрем здесь постоянно цветут цветы.
— Озеленение территории вокруг храма — мое основное послушание, — рассказывает Алексей Шамин. — Вот здесь у нас посажены туи, здесь — альпийская горка. Сорта я действительно подбираю такие, чтобы цветение одних растений сменялось цветением других. Весной, летом и осенью у нас красиво. А еще собираемся сделать детскую площадку. Ведь если театр начинается с вешалки, то храм — с прилегающей территории. Человек, заходя к нам, должен встречаться с красотой, с гармонией.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
— Когда мы построили храм в спальном районе, к нам пошли люди, проживающие неподалеку. Они пошли именно в наш храм, и воцерковились, стали православными именно у нас. Они не поехали на богослужения в другой храм где-нибудь в центре города, — говорит отец Евгений. — Но как настоятель я чувствую на себе ответственность за то, чтобы научить их православию в традиции наших старейших приходов, которые имеют преемство даже от дореволюционных времен. Научить не только прихожан, но и молодых, недавно рукоположенных священников. Я служил в храме Димитрия Солунского, в Князь-Владимирском соборе, и хотел бы, чтобы традиции этих храмов стали традициями нашего прихода.
О каких традициях речь? Во-первых, как разъясняет отец Евгений, это благоговейное отношение к престолу и службе, к алтарю.
— Священник всегда должен оставаться священником. Он должен всем своим внешним обликом соответствовать священническому достоинству — быть опрятным, аккуратным, служить красиво и не торопясь. Куда торопиться? Закончил ты службу, а дальше — суета, «дела», кто-то, может, на футбол спешит. Зачем? Миряне смотрят на нас, они воспринимают наше отношение к храму, к богослужению. Если для священника главное — Литургия, она становится главной и для его семьи, для его жены и детей, а дальше и для всех прихожан. Все начинают жить Литургией.
Настоятель особо отмечает, что центром приходской жизни должна быть именно Литургия. В ней принимает участие вся община. И взрослые, и дети. Поэтому занятия в воскресной школе проходят на этом приходе уже после Литургии.
— Знаю, что во многих храмах наоборот. Пока родители молятся, дети занимаются в воскресной школе. Но я такую практику не очень одобряю. А когда дети на службу начнут ходить? Никогда. Они привыкнут, что Литургия не для них. По моему убеждению, главная задача воскресной школы — это воцерковление детей. А если они не присутствуют на Литургии, то как можно приучить их к храму? Никак.
Занятия в воскресной школе ведут сам отец Евгений и его супруга Александра.
КОМАНДИР ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
— О какой общине может идти речь, если прихожане друг с другом не общаются, не ходят друг к другу в гости? — задается риторическим вопросом настоятель. — Сегодня люди не знают, что такое именины, как их нужно праздновать. Да что там именины, даже дни рождения уже не отмечают. Не должно такого быть. Поэтому праздники мы стараемся отмечать все вместе.
Мы пришли как раз вовремя — после Литургии настоятель, священники и прихожане собрались в трапезной, чтобы поздравить с днем рождения помощника настоятеля Ивана Васильева. Именинник рассказывал, что самый необычный свой день рождения он отмечал на фронте — во время первой чеченской войны. А служил он командиром подразделения.
— Я дал обет: выживу — буду служить только Богу, — вспоминает Иван Васильев. — Я выжил. Вернулся с войны, осознал, что всю мою прежнюю жизнь можно выкинуть на помойку. Кому всё это было нужно? Я стал изучать Евангелие — не просто читать, а именно изучать — и поверил Господу. Только Он ведет нас истинным путем.
ХРАМЫ-БЛИЗНЕЦЫ
Становление приходской общины прошло в небольшом деревянном храме иконы Божией Матери «Живоносный источник», прихожане прикипели к этому храму, полюбили его за камерность, но не забывали, что рядом должен быть построен новый, более вместительный храм. У поклонного креста священники и прихожане совершали молебны об удачном строительстве, и это еще сильнее сплачивало общину.
— Конечно, знакомство с Вячеславом Заренковым, нашим ктитором, во многом предопределило то, что храм построили быстро, — говорит отец Евгений. — Проблема же заключалась в том, что мы долго не могли получить землю для строительства. Весь приход молился о том, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Поэтому я считаю, что все наши прихожане приняли участие в строительстве нового храма — кто-то материальной помощью, кто-то — молитвой.
В то время, пока приход согласовывал строительство с городскими властями, ктитор храма Вячеслав Заренков познакомился с епископом Кипрской Православной Церкви, митрополитом Тамасским Исаией.
— У Вячеслава Адамовича родилась идея — построить на Кипре храм по нашему проекту. И пока мы решали вопросы с землей, недалеко от Никосии вырос храм-близнец нашего будущего храма. Освятили его в честь апостола Андрея и всех русских святых.
Наконец был согласован и вопрос с землей в Петербурге, и храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был построен. Теперь приходы русского и кипрского храмов-близнецов дружат друг с другом, недавно делегация из Кипра приезжала в Санкт-Петербург, хор киприотов пел на Литургии.
НОВЫЙ ХРАМ, НОВЫЕ ЛЮДИ
— Действительно, мы, прихожане, долго и упорно молились, чтобы Господь даровал нам новый храм, чтобы строительство наконец началось, — вспоминает Яна Патрикеева.
С отцом Евгением, как и многие старожилы прихода, она впервые встретилась в храме святого великомученика Димитрия Солунского.
— Тогда это был единственный храм на весь район, — говорит Яна, — церквей не хватало. Построили маленький деревянный храмик, но всё равно этого было мало, тем более что вокруг шло интенсивное строительство, новые кварталы появлялись один за другим. Мы верили, что всё у прихода получится. После каждого богослужения ходили к поклонному кресту, молились.
Новый большой храм собирает вокруг себя и новых прихожан. Владислав Ярославцев впервые оказался в храме после того, как в его жизни случились большие неприятности:
— Я поговорил с настоятелем — сначала как с человеком, который может дать мне дельный совет. А уже затем я пришел к нему на исповедь. Меня уберегли, можно сказать, от совершения уголовно наказуемого преступления. За что я очень благодарен.
Валентина Пасс пришла сюда, чтобы петь на богослужениях в любительском хоре. Началось всё, как и полагается, со встречи. В социальных сетях Валентина познакомилась с регентом Жанной Киктой и решила попробовать петь под её руководством.
— Жанна задает очень высокую планку, — рассказывает Валентина, — она верит в певчих, в их способности, и те начинают совершенствовать свои навыки уже самостоятельно: мы изучаем специальную литературу, смотрим видеоуроки, кто-то даже нанимает репетитора. Вот такая мотивация! Поэтому, когда пару месяцев назад я узнала, что Жанна собирает детский хор, я без раздумий отдала туда свою дочку. Главное, что Жанна воспитывает в своих певчих, — это осознание, что мы не просто поем, а поем на богослужении.
В новом храме появляются и новые священники. Недавно к клиру прихода присоединился иерей Игорь Хлынов — он организует при храме братство трезвости. На первую встречу пришло семь человек — это немало. Отец Игорь говорит, что братство очень быстро разрастется:
— Везде, куда ни глянь, эта беда — пьянство. Почва для трезвеннического движения очень благодатная в нашем городе, куда ни воткни голую палку — она покроется листьями и расцветет.
Когда-то отец Игорь руководил братством трезвости при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в котором принесено больше 500 обетов трезвости.
— Первая и главная истина, которую надо открыть страждущему от пьянства человеку: алкоголь — это яд.
ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ
К храму приписаны часовни: святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, при кабинете медико-социально-психологической помощи на Мебельной улице и святителя Луки Крымского при детской поликлинике № 70 на Камышовой улице. Их теперь тоже окормляет отец Игорь Хлынов. Приход продолжает нести служение в психоневрологическом интернате на Петроградской стороне.
— Я рассказывал, как настоятель Князь-Владимирского собора напутствовал нас, молодых клириков: «Несите свое служение дальше, за стены храма», — говорит отец Евгений. — Но не стоит воспринимать эти слова буквально, так, что священник должен пойти в ближайшее социальное учреждение — школу, больницу, — достать книжки и буклеты и начать проповедовать. Нет, так это не работает. Всё должно быть естественно, начинать нужно с себя, с воспитания в себе и прихожанах благочестивого отношения к святыне. Надо людей вовлекать в религиозную жизнь. А для этого нам необходимо самим быть религиозными, участвовать в богослужениях, жить церковными Таинствами. Нести в мир тот свет благодати Божией, к которому мы приобщаемся в храме, заражать людей теплом и радостью храмовой жизни.