Союз духовника и душеведа
НЕТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР
Когда-то, обучаясь в магистратуре Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей Михаил Браверман писал работу о воспитании трудных подростков. Руководителем была Лариса Филипповна Шеховцова, одна из создателей Общества православных психологов в нашем городе. Поэтому неудивительно, что на приходе, где настоятельствует отец Михаил, появилась психологическая консультация. Любой человек может прийти в храм святых Константина и Елены не только для самого главного — участия в молитве и Таинствах, но и для того, чтобы получить помощь православного психолога. Один из таких специалистов — Наталья Пивоварова, работающая с детьми и подростками.
Можно сказать что, опыт, сложившийся в храме святых Константина и Елены, —нетипичный. Проторенных дорог, где священник может встретить психолога и пригласить его для работы в своем приходе, пока нет. Да и сложно вдруг осознать, что такое сотрудничество в принципе необходимо. И вопрос «Нужен ли психолог в храме?» иногда не просто не имеет ответа, а даже не задается.
Чем же занимается в храме православный психолог? На первый взгляд, всё очень просто. Наталья Пивоварова ведет с подростками занятия по арт-терапии. Человек, не вооруженный специальными знаниями, видит, что дети лепят, рисуют, раскрашивают пряники, мастерят что-то из бумаги, просто чиркают ручкой, играют с песком. Полезно ли это? Однозначно, да. Почему? Во-первых, это лучше, чем сидеть за компьютером; во-вторых, работа в коллективе развивает коммуникативные навыки; в-третьих, творчество несет в себе воспитательную роль. Но арт-терапия это не просто полезный и приятный досуг, а эффективное терапевтическое средство врачевания души. Не все проблемы поддаются переложению на язык слов, иногда их легче выплеснуть на бумагу при помощи символов. И психолог тут играет не последнюю роль.
— Представьте подростка, которому трудно адаптироваться в новой среде, а его в придачу «травят» в школе, не принимают во дворе, и у родителей поддержки не найти из-за того, что им самим нелегко. Если ему просто предложить порисовать, ничего не выйдет. Конечно, изобразительное искусство способно гармонизировать психику, но заинтересовать, задать нужный настрой, предложить самые подходящие в данной ситуации материалы и средства выражения, «завести» способен именно специалист, — рассказывает Наталья.
Был в ее практике и такой случай: довелось работать с девочкой Ниной, которую болезнь приковала к постели. Конечно, встречи психолога и ребенка напоминали простые творческие занятия. Но в действительности, кроме приятного времяпрепровождения, они несли терапевтическую функцию. К концу занятий Нина верила в осмысленность выпавших на ее долю испытаний, знала, что у нее есть и внутренние силы для преодоления уныния и Заступник, Который всегда поможет. В конце концов, она просто стала веселее. И даже брат, единственный мужчина в семье, несмотря на юный возраст, вдруг осознал свою значимость для родных, захотел быть помощником и защитником. Есть вероятность, что подобные перемены в семье произошли бы и без участия Натальи. Работа психолога всегда такова, она неявная. Терапия заканчивается, потому что больше не нужна, и со стороны может показаться, что клиент нашел в себе силы и справился с проблемой сам. Для хорошего психолога, православного уж точно, такой финал наиболее желателен.
История
Наталья Пивоварова, психолог, специалист в области арт-терапии, действительный член профессионального общественного объединения «Арт-терапевтическая ассоциация», член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святого Феофана Затворника, преподаватель факультета психологии и педагогики Русской христианской гуманитарной академии.
«ИДУ ЗА ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ»
Со времени, как при храме святых Константины и Елены открылась арт-студия Натальи Пивоваровой, прошло семь лет. Первые ее ученики стали почти взрослыми, и психолог приняла решение группу распустить, но ребята рассеиваться не захотели, а тут еще и родители стали активно подкидывать темы для занятий. Подросшие девочки вдруг дружно невзлюбили свои тела и неразумно сели на диеты, а мальчики, стараясь принять вызовы, которые бросает тело и взросление, стали проявлять то излишнюю самонадеянность, то развязность: и те и другие нахватались исковерканных представлений о любви — и родители схватились за головы. Иными словами, начались типичные проблемы подростков, хорошо знакомыеспециалистам по возрастной психологии. Работать с этим и можно, и нужно.
— Вот так и вышло, что я иду за потребностями детей. Они растут, и наши занятия меняются. Теперь мы еще и фильмы вместе смотрим. Кино — хороший повод для раздумий, обмена мнениями. Мы уже посмотрели «Общество мертвых поэтов», «Бог не умер», «Королевство полной луны». Так студия приобрела форму еще и подросткового дискуссионного клуба. И мне радостно наблюдать, как студийные ребята обнаруживают свои лидерские качества, проявляя, например, инициативу и желание самостоятельно подготовить и провести занятие клуба.
Кроме этого, Наталья проводит тренинги для родителей, помогает подросткам определиться с профориентацией, проводит тестирования, чтобы помочь выбрать подходящий вуз для поступающих, и, конечно, консультирует тех, кто приходит к ней со своими проблемами.
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Но как всё же определить — когда человеку необходимо обратиться за советом к священнику, а когда лучше отправиться к психологу?
— Очень часто бывает, что люди приступают к Таинству Церкви — Покаянию, вовсе не с осознанием своих грехов и желанием от них избавиться, а с надеждой решить свои психологические проблемы. И, конечно, священник — это тот человек, который всегда должен говорить «да», когда к нему приходят за помощью, — считает отец Михаил Браверман. — Мы готовы помогать и в житейских вопросах, прежде всего призывая человека к молитвенному осмыслению своей жизни или даже что-то советуя исходя из опыта Церкви. Но иногда, когда, скажем, человек не может выстроить отношения с детьми или родителями, мы можем прибегнуть к помощи специалиста — психолога, который, собственно, и должен заниматься решением подобных проблем. Причем речь идет именно о православном психологе, который заведомо не даст «вредного» совета. Иногда душевная травма может стать препятствием к духовному росту, а ведь человек есть единое целое: дух, душа и тело, и решая свои психологические проблемы, человек может возрастать и духовно.
Впрочем, по словам настоятеля, существует и другая крайность: когда человеку кажется, что поход к психологу может заменить исповедь:
— Человек выговорился, решил свою проблему — и успокоился. Но никакая беседа с самым умным и тонким специалистом не заменит поиск Бога, молитву и участие в Таинствах. Священномученик Ириней Лионский, комментируя в своих сочинениях устроение «дух-душа-тело», пишет, что душа занимает среднее положение и постоянно то возвышается к духу, то опускается к телу. Учитывая эти перемещения души то ввысь, то вниз, рассматривая психофизические, душевные и духовные аспекты жизни человека, и можно понять, когда ему нужна помощь священника, а когда психолога или врача, — рассуждает священник.
ГОРИЗОНТАЛЬ И ВЕРТИКАЛЬ ДУШИ
Кроме Константино-Еленинского прихода подобная работа проводится только в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Настоятель храма священник Артемий Наумов является духовником Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга святителя Феофана Затворника. Среди членов общества есть и психологи, и священники, в их числе Наталья Пивоварова и отец Михаил Браверман. Возглавляет общество Лариса Шеховцова.
— К тому, что мы имеем сейчас, путь был долгим, — рассказывает Лариса Филипповна. — Мне, как и многим моим коллегам, пришедшим к вере в 1990-х, пришлось столкнуться с проблемой, когда в академической среде к нашим взглядам на психологию относились враждебно, но при этом и священники нередко советовали бросить «эту сомнительную науку». В итоге некоторые ушли из профессии, другие — стали жить по принципу «на работе я психолог, а дома я верующий». Но психология — наука, где приставка «православная» в корне меняет суть, чего не скажешь про православного директора, строителя или даже врача. Ведь мы занимаемся душой человека… То есть поле работы у нас то же, что и у священника, но при этом мы заняты разным делом. Чтобы объяснить образно разницу, я обычно предлагаю представить нашу работу с человеком в форме крестообразной схемы. Так вот, вертикаль, устремленная ввысь, — это дело священника, а мы работаем с горизонтальной перекладиной.
В Обществе православных психологов несколько десятков действующих членов, но большинство из них ведут индивидуальные консультации. Конечно, любой верующий психолог знает, к кому из священников отправить клиента, если он к этому готов, и наоборот, некоторые священники рекомендуют тех или иных консультантов. Но такая совместная работа носит спонтанный характер и пока не приводит к появлению психологов на приходе как штатных единиц.
— К моменту возникновения Общества православных психологов многие из нас уже где-то работали и продолжают это делать, — говорит Лариса Филипповна. — Конечно, нам бы хотелось плотнее сотрудничать именно с приходами, но и налюбом другом месте православному психологу есть что предложить своим клиентам. А на данный момент у нас с коллегами одним из главных общих дел является отсеивание зерен от плевел в самой науке психологии. Вместе мы ищем ответы на то, какие методы приемлемы для православного психолога, а какие — нет.
ЭКОЛОГИЧНЫЕ МЕТОДЫ
Анжелика Ефимова работает в светском центре консультирования, но открыто позиционирует себя как православный специалист.
— Конечно, у нас, православно-ориентированных психологов, есть базовое академическое образование и мы хорошо знакомы, например, с психоанализом, гештальт-терапией, когнитивно-поведенческой психотерапией, но для работы выбираемметоды исключительно экологичные по отношению к клиенту. Экологичные — значит не нарушающие природу человека. Например, сейчас популярны расстановки (системно-семейные расстановки («расстановки по Хеллингеру») — альтернативный, не признаваемый классической психологической наукой метод системной семейной терапии. Данный метод предназначен для работы с системными семейными травмами. — Прим. ред.). Для меня этот метод неприемлем. Потому что, работая с ним, мы попадаем в поле каких-то непонятных состояний, где видение ситуации подменяется домысливанием, фантазией, — считает Анжелика Ефимова. — Я за то, чтобы человек во время консультирования не погружался в воображаемое, а, наоборот, трезвел. Область мистического мы оставляем священнику. Такой подход к психотерапии привлекает не только верующих, но и людей, далеких от Церкви.
Проводя индивидуальное консультирование, православные психологи имеют те же цели и задачи, какие имели бы, работая на приходе: не навредить душе, по возможности привести к вере. Однако у них есть все основания желать большегосближения со священниками:
— Мы заинтересованы в расширении нашей деятельности на приходах и считаем, что опыт отца Михаила Бравермана и Натальи Пивоваровой является хорошим примером, который должен быть заразителен, — отметила Лариса Филипповна, — в конце концов, больше всего мы желаем делиться накопленными знанием и опытом и быть полезными людям.