Современная иконопись: пути развития
Веяние времени
— Идея проведения научно-практической конференции на тему современной иконописи уже давно витает в среде искусствоведов, богословов и иконописцев, — говорит руководитель конференции кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, глава иконописной мастерской Александро-Невской лавры. — Давно мы в кулуарах, при встречах задаем друг другу одни и те же вопросы о наболевшем. Удивительно, что в разных городах, странах и континентах ответы на эти вопросы совпадают. Уверен, приходит время всем миром подвести итоги первых десятилетий новой иконописи и попытаться сформулировать задачи, стоящие перед современным церковным искусством.
Место проведения — Александро-Невская лавра — прекрасно соответствует важности подобного разговора. Наместник лавры епископ Кронштадский Назарий несколько лет назад на Московском архиерейском соборе ставил вопрос об упорядочении сомнительных и непрофессиональных проявлений иконографического творчества в случаях написания образов новопрославленных святых. А техническая и опытная база лаврской иконописно-реставрационной мастерской позволит направить этот разговор в профессиональное русло.
Очевидно, что перед искусством иконописи стоит немало проблем, которые не решались в течение многих веков. Поэтому такая конференция интересна как практикам, так и ученым.
— К сожалению, диалог между иконописцами и учеными возникает эпизодически, и чаще всего по инициативе ученых — исследователей иконописи, которых, увы, не так уж много, — говорит одна из московских участников конференции искусствовед, кандидат культурологии, преподаватель Общедоступного православного университета Ирина Языкова. — Но такой диалог просто необходим, он очень важен и для Церкви, и для профессиональной иконописной среды, и для ученых, и для простых прихожан. Задача конференции — наладить этот диалог к взаимной пользе и поддерживать его далее. Вообще, конференции, круглые столы, выставки время от времени проходят, и это хорошо, но создается впечатление, что проблемы обсуждаются впервые, хотя о них говорили год или два назад. Нет преемства в таких обсуждениях, многое надо повторять, снова проговаривать, находить общие термины. Почти нет информации, публикаций после конференций. Иногда даже кажется, что мы ходим по кругу, но на самом деле все-таки продвижение вперед существует.
Новые святые
Центральная тема конференции — создание образов новопрославленных святых. «Вместе мы сумеем высказаться по поводу выработки иконографии более определенно, — уверен Дмитрий Мироненко. — Многие способны поделиться опытом в решении этих задач. Те, кому предстоит подобная работа, безусловно, смогут оттолкнуться от опыта коллег и что-то усовершенствовать, что-то скорректировать, предложить что-то свое. Так и будет формироваться новое наследие церковного искусства. Из этого соборного творчества наши последователи смогут черпать вдохновение, как и мы сейчас оперируем опытом наших предков. Это труд всей Церкви, последовательно собирающей духовное богатство, чтобы щедро раздать его тем, кто алчет».
Дмитрий Мироненко
Если традиционный образ сможет написать даже простой копиист, то образ, который создается впервые, требует огромной ответственности не только от конкретного художника, но и от всей Церкви. «Иконописец должен написать образ, не имея перед глазами образца, используя только аналоги, то есть практически родить его. Только на первый взгляд кажется, что научиться писать иконы может каждый (так, по крайне мере, написано в рекламе некоторых иконописных курсов и мастерских), на самом деле это сложный процесс, который лежит не только в области ремесла, но и богословия… Нужно и соответствующее состояние души, в конце концов», — отмечает Ирина Языкова.
Не только разговоры
Особая ценность конференции в том, что она состоит не только из разговоров, безусловно, важных, но и из мастер-классов и выездных мероприятий — искусствоведы прямо на месте смогут наблюдать за работой художников и отмечать, что получилось, а что нет. По словам Ирины Языковой, «иконописцы имеют возможность видеть, как работают коллеги, а начинающие учатся у старших, более опытных мастеров. Искусствоведы видят живой процесс создания произведения и лучше понимают тайны ремесла, без этого все рассуждения грешат абстрактностью. Когда видишь стадии работы, становится понятна „творческая кухня“, понимаешь, как мыслит человек, как у него происходит отбор средств, приемов. Да и к тому же это просто увлекательно — смотреть, как работает настоящий мастер».
Иконописцев часто упрекают в том, что они впадают либо в бездумное копирование, либо в излишний модернизм. На вопрос, существует ли золотая середина, Дмитрий Мироненко ответил так: «Золотая середина находится в вере. Если для иконописца центром его жизни становится Христос, то однажды робкие, неуверенные работы благоговейного ученика сменятся глубокими молитвенными образами сильного мастера, органично вобравшими в себя древнейшие духовные традиции всей Церкви. Одновременно в них заметно что-то новое личностное. Оно является верным выражением личных духовных отношений церковного мастера с Богом. Этот опыт богопознания обязательно проявит себя в зримых очертаниях новых икон. И наоборот, комфортная и самодостаточная мастеровитость иконописцев свидетельствует о кризисе личных отношений человека с Богом».
К счастью, последних намного меньше. Среди современных иконописцев достаточно людей, всем сердцем посвященных Христу. В недрах этой братии появляется новая российская икона. На них наша надежда.
Татьяна Кириллина
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
«СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА: СТАРЫЕ ВОПРОСЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
18 ИЮНЯ (СРЕДА)
Место проведения:
- духовно-просветительский центр «Святодуховский», Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1)
- Кронштадтский Морской собор в честь Святителя Николая Чудотворца (Кронштадт, Якорная пл., д.1)
9:30 – 10:00 – регистрация участников
10:00 – 11:30 – торжественное открытие конференции
С приветственным словом выступят:
- епископ Кронштадтский НАЗАРИЙ, наместник Александро-Невской лавры;
- архимандрит АЛЕКСАНДР (ФЕДОРОВ), заведующий иконописным отделением Санкт-Петербургской духовной академии, профессор кафедры теории и истории архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина РАХ, глава комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии;
- Дмитрий Геннадьевич МИРОНЕНКО, заведующий иконописно-реставрационной мастерской им. прп. Иоанна Дамаскина, научный руководитель конференции.
ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11:30 – 14:00
Ведут заседание наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий и заведующий иконописно-реставрационной мастерской им. прп. Иоанна Дамаскина, кандидат искусствоведения Д.Г. Мироненко
Регламент выступлений – 20 минут
АРХИМАНДРИТ ЛУКА (ГОЛОВКОВ)
заведующий иконописной школой Московской духовной академии, доцент
«Особенности иконографии Царственных мучеников»
СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ЧАПНИН
ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»
«Богословие образа: проблемы и задачи в XXI веке»
МАРИЯ ОЛЕГОВНА ГЛЕБОВА
старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова
«Особенности разработки иконографии новомучеников»
14:00 – 14:30 – обед
14:30 – выездной семинар в Кронштадтском Морском соборе святителя Николая Чудотворца. Экскурсия по собору, экскурсия на кораблике по фортам с выходом в Финский залив (Кронштадт, Якорная пл. д.1)
Место проведения:
- духовно-просветительский центр «Святодуховский», Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1)
- иконописно-реставрационная мастерская им. прп. Иоанна Дамаскина (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 1 этаж)
- подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (Санкт-Петербург, Нарвский пр. д. 1/29)
ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
10.00 – 14.00
Ведут заседание наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий и заведующий иконописно-реставрационной мастерской им. прп. Иоанна Дамаскина, кандидат искусствоведения Д. Г. Мироненко
Регламент выступлений – 20 минут
СОЗЫКИНА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА
соискатель кафедры истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина РАХ
«Образы петербургских новомучеников в современном иконописании»
МУХИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
кандидат искусствоведения, учёный секретарь научно-организационного управления Российской академии художеств
«Церковные работы современных мастеров РАХ за рубежом»
КУТЕЙНИКОВА НИНА СЕРГЕЕВНА
кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина РАХ
«Храмовая живопись петербургских мастеров конца ХХ – начала ХХI вв.: стенопись, мозаика, витраж»
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ
выпускник иконописной школы Московской духовной академии, послушник Троице-Сергиевой Лавры
Мастер-класс «Новое в технологии наложения ассиста»
14.00 – 14.30 – обед
ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
14.30 – 18.30
Ведут заседание наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий и заведующий иконописно-реставрационной мастерской им. прп. Иоанна Дамаскина, кандидат искусствоведения Д. Г. Мироненко
Регламент выступлений – 20 минут
КАДИКИНА (ВЕРНЕР) ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
соискатель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
«Особенности мозаичной иконы»
ЯЗЫКОВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА
кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. ап. Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии
«Лик, лицо, личина. О старых ошибках новых иконографий»
КАДИКИНА (ВЕРНЕР) ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
Мастер-класс по мозаичной иконе «Лик Архангела Михаила» (этот мастер-класс идет параллельно с последующими докладами 2,5 часа)
Место проведения: иконописно-реставрационная мастерская им. прп. Иоанна Дамаскина (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 1 этаж)
ЩИРОВА БЕРТА ГЕОРГИЕВНА
аспирант Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
«Трактовка образов новоканонизированных святых в творчестве палехских иконописцев»
МИРОНЕНКО ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
кандидат искусствоведения, заведующий иконописно-реставрационной мастерской св. прп. Иоанна Дамаскина
«Опыт написания новопрославленных святых в иконописно-реставрационной мастерской св. прп. Иоанна Дамаскина»
18.30 – выездной семинар на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в часовне в честь Новомучеников и Исповедников Российских (Нарвский пр. д. 1/29)
20 ИЮНЯ (ПЯТНИЦА)
Место проведения:
- Воскресенский Новодевичий монастырь (Московский пр. д.100)
- иконописно-реставрационная мастерская им. прп. Иоанна Дамаскина (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 1 этаж)
9.30 – выездное заседание в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Экскурсия по монастырю, посещение расписываемых храмов в сопровождении иконописцев Натальи и Николая БОГДАНОВЫХ (Московский пр. д.100)
14.00 – 14.30 – обед
14.30
ПЛЕХАНОВ СЕРГЕЙ
иконописец МИЦ «Русская икона»
Мастер-класс «Плавь»
КОЛУШЕВА ОЛЕСЯ
иконописец МИЦ «Русская икона»
Мастер-класс «Золочение на охру и полимент»
Место проведения: иконописно-реставрационная мастерская им. прп. Иоанна Дамаскина (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 1 этаж)
21 ИЮНЯ (СУББОТА)
Место проведения:
- иконописно-реставрационная мастерская им. прп. Иоанна Дамаскина (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 1 этаж)
- собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Санкт-Петербург, ул. Миргородская д. 1-б)
- домовый храм в честь Святителей Иннокентия и Софрония Иркутских (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 2 этаж)
- духовно-просветительский центр «Святодуховский», Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1)
11.30 – выездное заседание в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Экскурсия по собору (ул. Миргородская д. 1-б)
14.00 – 14.30 – обед
14:30
ИКОНОПИСНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ СВ. ПРП. ИОАННА ДАМАСКИНА
Мастер-класс «Цельнояичная темпера»
Место проведения: домовый храм в честь Святителей Иннокентия и Софрония Иркутских (Духовской корпус Александро-Невской Лавры, 2 этаж)
16.30 – 17.00 – закрытие конференции