Социальное бюро
У каждого своя история
История «Социального бюро», а именно так называется эта благотворительная инициатива, началась в июле 2020 года, когда Сергей Умаров и его супруга Ксения расклеили вокруг станции метро «Лиговский проспект» объявления о том, что собираются раздавать на набережной Обводного канала горячее питание нуждающимся.
— Поначалу нас была небольшая группа энтузиастов: Я, супруга моя, Мария Михайлова и Ольга Петрова, которые в настоящее время представляют движение «Сорок сороков». Сначала мы с ребятами организовали две точки горячего питания, одну на Васильевском острове, а другую на Боровой, — рассказывает Сергей, — готовили, раздавали, убирали посуду и мусор после. Через некоторое время мы разделились, я и Ксения продолжили кормить бездомных ребят на Боровой.
Вскоре среди тех, кто приходит на обеды, Сергей с супругой решили провести анкетирование. И выяснилось, что многие из них — люди образованные, эрудированные, творческие, раньше жившие жизнью обыкновенного человека.
— У каждого из тех, кто оказался на улице, своя история, — говорит Сергей Умаров. — И совершенно не обязательно в ней присутствуют криминал или алкогольная зависимость. Есть те, кто вообще не пьет и не курит, однако в силу разных обстоятельств оказался на дне. Обстоятельства эти каждый раз уникальны: кому-то в детстве родители недодали любви, чьих-то родственников испортил квартирный вопрос — и человек остался без крыши над головой. Поэтому нельзя подходить ко всем бездомным с одной меркой, с каждой ситуацией необходимо разбираться отдельно.
Руки мыл?
По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой протоиерея Александра Ежова появилась возможность кормить бездомных во дворе храма. Покровский храм сейчас находится в стадии реставрации. Фасады его спрятаны под лесами и затянуты строительной сеткой. На заднем дворе тоже царит атмосфера стройки: попасть туда можно только через калитку в заборе из профнастила.
Раздавать обеды начнут в полдень, но бездомные собираются загодя. По возможности принимают участие в обустройстве своего обеденного места.
— Помогите, пожалуйста, расставить столы, — обращается к пришедшим Сергей Умаров. — Давайте эти два поставим вот здесь, ближе к выходу, а третий — чуть поодаль.
— Давайте я помогу, — вызывается один из пришедших.
— И я, — присоединяется второй.
Наконец столы готовы. Теперь нужно повесить умывальник. С этим здесь тоже строго — садиться за стол, не помыв руки, нельзя.
Идем с Сергеем за горячей водой — в приходские помещения, расположенные в полуподвале большого дома рядом с храмом. До революции это здание, выполненное, как и сам храм, в русском стиле, целиком принадлежало епархиальному братству Пресвятой Богородицы, после революции же в нем разместились коммунальные квартиры, которые остаются тут и сегодня. Для нужд прихода отдали пока только цокольный этаж.
Повесив рукомойник на одну из деревянных балок, Сергей громко объявляет:
— Друзья! Подходите, пожалуйста, мыть руки. Руки мыть необходимо, чтобы обезопасить себя, меня и всех остальных!
И люди выстраиваются в длинную очередь.
— Тут ведь дело не исключительно в гигиене, — поясняет Сергей. — Известно, что, оказавшись на улице, человек быстро теряет наработанные годами социальные навыки: перестает следить за собой, мыть руки и так далее. Он привыкает к новой своей среде, образу жизни, и вернуться к прежнему не так легко, как кажется.
Так что мытье рук перед едой — в том числе и шаг к социализации, как и расстановка столов. А еще бездомные помогают раздавать другим бездомным хлеб, или раскладывают по тарелкам сметану, или разносят столовые приборы. Как и большинство из нас у себя дома. Маленький, но труд. Немного, но проявленной заботы о ближнем.
Приемные родители в помощь!
Сергей Умаров переехал в Петербург из Великого Новгорода несколько лет назад. В Великом Новгороде работал юристом — помогал детям-сиротам отстаивать свои права в судах, например получить причитающееся от государства жилье. Благодаря Нине Васильевне Бутовой, на тот момент заведующей реабилитационного центра для несовершеннолетних, Сергей воцерковился.
— В Санкт-Петербурге мы с супругой прошли программу обучения приемных родителей при епархии, она так и называется: Школа приемных родителей «Умиление». Была мысль стать приемными родителями. Познакомились с отцом Феодосием Амбарцумовым, руководителем школы «Умиление», преподавателями и студентами. Некоторые стали принимать участие в проекте: Людмила Соболева, вместе с которой мы учились в епархиальной школе приемных родителей «Умиление», заменяла меня здесь, когда я на три недели уезжал по делам, Анастасия Панкина, наш преподаватель по психологии, тоже иногда приезжает к нам помогать.
В Санкт-Петербурге я работаю в центре святителя Василия Великого специалистом по социальной работе и в «Социальном бюро». Сначала наша точка была на Обводном канале, потом у «Ашана» на Боровой улице. По благословению настоятеля Покровского храма протоиерея Александра Ежова теперь мы кормим бездомных на территории прихода.
Те, кто решил присоединиться
Первые помощники у супругов Умаровых появились довольно быстро — знакомая Ксении вдохновилась их примером и присоединилась к начинанию. А через полгода начали помогать и совершенно незнакомые люди, прихожане Покровского храма и просто доброжелатели, которые узнавали о «Бюро» из интернета: стали приносить одежду, еду, разовую посуду. Когда Сергей был в храме алтарником, некоторые прихожане нашли такой способ помогать материально:
— Одна бабушка, зовут Анной (имя изменено), в записку о здравии или о упокоении заворачивала 500 рублей, отдавала мне со словами: «На твоих подопечных», — говорит Сергей.
Личное участие в деле «Социального бюро» некоторые прихожане тоже принимают.
— Однажды я увидел на доске объявлений нашего прихода сообщение, что рядом с храмом неравнодушные люди кормят бездомных, и им нужна посильная помощь, — говорит Иван Нуштаев. — И я решил помочь. Первое время я раздавал еду, сейчас подключаюсь уже и к процессу приготовления: завариваю чай или кофе, иногда и вторые блюда готовлю. Помогаю привлекать других добровольцев — например, несколько раз к нам сюда по моему приглашению приезжали трудники из Антониево-Дымского монастыря, подворьем которого является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Приходили также и мои друзья, знакомые, соседи.
Сегодня на обед рисовый суп на говядине, макароны с сосисками, салат из квашеной капусты, тушеные кабачки, чай, кофе, кексы, печенье и бананы — довольно разнообразный рацион.
Чтобы еда не остывала, на место её привозят в двух армейских термосах для еды — в одном суп, в другом второе. Чай и кофе тоже доставляются в термосах. Среди прочих правил, принятых в «Социальном бюро», есть и такое: в первую очередь суп и второе раздают женщинам, и лишь затем — мужчинам.
Сегодня на раздаче Иван Нуштаев, прихожанин храма Покрова на Боровой, и Марина Михайлова из движения «Сорок сороков». На их руках — разовые полиэтиленовые перчатки: на этой «должности» их всем положено надевать непременно. Люди, уже сидящие за столом и еще ждущие своей очереди, переговариваются о своих делах. Кто-то рассказывает соседу, где удалось переночевать прошлой ночью:
— В палатку не взяли, пришлось пешком до вокзала топать, — слышу я обрывок разговора, — ну, хорошо, что оттуда не выгнали.
Иногда раздаются нетерпеливые возгласы: «Я, я еще не получил еду! Когда мне принесут?»
— Спокойнее, ребят, без наездов, — контролирует ситуацию Сергей. — Дело в том, — обращается он уже ко мне, — что человеку хватает нескольких месяцев для того, чтобы ассимилироваться, полностью отождествить себя с этой социальной группой, он научается, как обходить патрули, знает, где можно поесть. И со временем многие начинают относиться к такой благотворительности как к должному. Поэтому мы и говорим о том, что людям необходима реабилитация и социализация. Но прямо сейчас мы не можем сделать многого.
Необходимость реабилитации
Впрочем, даже в «полевых» условиях работы под открытым небом «Социальному бюро» удается помогать людям сверх раздачи горячих обедов. Например, среди бездомных Петербурга часто попадаются люди из других регионов: приехали сюда на работу, были обмануты работодателем, остались без документов и денег. Был случай, когда мужчина, освободившийся не так давно из мест лишения свободы, просил помочь купить билет до Вологды. Сергей ходил вместе с ним на автовокзал и покупал билет.
Иногда обращаются за помощью в восстановлении документов ребята, которые остались без паспорта по причине «выпил, уснул, проснулся — документы украдены.»
Не так давно «Социальное бюро» помогло восстановить документы Сергею. История, которую сам он рассказывает о себе, выглядит несколько фантастичной: работал в правоохранительных органах, дослужился чуть ли не до майора. Однако жил в одном доме с сестрой, и, как водится, квартирный вопрос семью расколол. Сергей оказался на улице, а паспорт у него якобы отобрали правоохранители, к которым он обратился за помощью. Что здесь правда, а что вымысел, сказать сложно.
— Ему мы уже два раза помогали с документами, — комментирует Сергей Умаров, — и оба раза Сергей, будучи в состоянии алкогольного опьянения, их терял. Задумываешься: каким образом ему можно помочь помимо восстановления документов? Сергею нужна помощь нарколога. Но без желания самого Сергея помочь вряд ли ему кто сможет.
— Думаем про помещение, можно было бы запустить реабилитационный процесс. Например, человек не работает, живет на улице и хочет изменить ситуацию, обращается к нам за содействием. Предложить ему пожить в съемной квартире при условии, если он за определенное количество времени, при необходимости, восстановит документы, найдет работу, и с первой зарплаты снимет жилье. А пока мы можем давать самое необходимое для выживания — еду и одежду.
Среди тех, кто приходит на субботние обеды, — 37‑летний Пётр (имя изменено).
Пётр относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С раннего возраста воспитывался бабушкой и дедушкой. После их смерти Петру по наследству перешла их квартира, но черные риелторы оставили его без крыши над головой — уже не первый год он живет на улице, периодически ночует в доме ночного пребывания.
— Он не пьет, не курит, интеллигентен, грамотно и здраво рассуждает, но ему недостает волевых качеств. Мы снимали ему квартиру, пытались подыскивать работу — пока ты рядом с ним, ведешь его за руку — всё хорошо. Но стоит оставить его одного — и он снова оказывается на улице и без работы. «Когда устроишься?» — спрашиваю. «Осенью», — отвечает. Проходит осень, говорит: «Зимой». Ясно, что такому человеку нужна психологическая помощь, сопровождение, что опять же приводит нас к необходимости организации реабилитационного процесса, поиска помещения и так далее.
Важная идея создателей «Социального бюро» — давать людям в сложной ситуации хотя бы немного чувствовать себя причастными не только уличной жизни. Выше уже было сказано о том, что перед каждым приемом пищи все пришедшие должны в обязательном порядке мыть руки горячей водой с мылом — за последнюю дюжину лет мы видели много разных пунктов кормления бездомных на улице, но с такой практикой сталкиваемся впервые.
Еще одним важным моментом стало использование обычной многоразовой посуды.
— Сначала мы использовали одноразовые тарелки, так ведь удобнее. Но потом решили перейти на обычную посуду — пусть они почувствуют хотя бы толику домашнего уюта.
Не нужно ожиданий
— Мои знакомые, которых я приглашал поучаствовать, все как один говорят: «Чувство, когда ты безвозмездно даешь человеку еду, даешь, ничего не требуя взамен, трудно передать словами», — замечает Иван Нуштаев. — Ты понимаешь, что хотя бы этот день ты прожил не зря, с пользой. То же самое я могу сказать о себе. Помогая другим, мы помогаем и себе.
Добровольцев в «Социальном бюро» побывало немало, некоторые помогали разово, а есть ребята, которые регулярно участвуют словом, делом, помышлением.
У «Социального бюро» есть сообщество «ВКонтакте», где публикуются не только еженедельные отчеты о деятельности, но иногда и размышления о проблеме бездомности. В одном из постов цитируется Сергей Довлатов, ссылающийся на дневниковые записи Тараса Шевченко:
«На меня очень сильно подействовал рассказ Тараса Шевченко, записанный в его дневнике. Рассказ такой: „Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня, — заканчивает Шевченко, — я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…“»