Социальное служение: здесь и сейчас
Тему октябрьского номера — «Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация» — продолжает круглый стол, организованный нашим журналом в рамках выставки «Православная Русь». Как войти в храм без ног? Как увидеть образ без глаз? Как услышать слово без слуха? Чем могут помочь этим людям обычные прихожане, священники петербургских храмов, руководство епархии?
Раздел: Интервью
Протоиерей Николай Брындин
Один из приглашенных на круглый стол — председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин, с которым мы решили поговорить о социальном служении сегодня.
Яви любовь
— Отец Николай, как вы оцениваете развитие социального служения в Церкви на сегодняшний день? Как бы вы сформулировали основную миссию социального служения?— Сегодня мы видим активизацию этого служения на примере синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который возглавляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, Я вижу результаты данной работы в Москве: там развиваются различные формы служения на приходах и в благочиниях, создаются приюты, сестричества, устраиваются богадельни и многое другое ведь Церковь призывает нас к социальному служению для чего? Для того, чтобы через дела милосердия призвать благодать Святого Духа, которая орошает душу делателя. Господь наш Иисус Христос учит нас совершать деяния любви. Апостолы писали, что любовь есть забота: «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Сегодня же потеряно само понимание любви: спрашиваешь людей, что это, — и каких только ответов не услышишь. Но ведь истинное определение любви есть самопожертвование. И высочайший пример любви дал нам Господь наш Иисус Христос, когда пожертвовал собой ради нас.
— Как способствовать развитию социального служения?
— Своим примером. Церковь призывает своих прихожан (вспомним, что Церковь это не купола и стены, а совокупность православных людей) пройти путь любви, который ведет прочь от отчаяния и уныния. От одиночества — к потерянному чувству радости. В больших городах — огромное количество горожан, но многие, как ни странно, здесь глубоко одиноки. Когда я беседую с людьми, многие говорят, что в их сердце нет радости. Они пришли к этому состоянию из-за того, что поставили в центр своей жизни самих себя. Как из него выйти? Сделай шаг навстречу другим людям. Яви любовь. Яви ее тем, кому намного труднее и сложнее сейчас, чем тебе самому. Иногда мы в жизни скорбим, ропщем: то не так, это не так… Хотя руки-ноги целы, работа есть, все равно мы чем-то недовольны. Так устроен человек. Но когда ты протягиваешь руку помощи другому, тому, кто не имеет возможности даже двигаться, то через это деяние тебе и самому становится радостно.
Главное подспорье
— С какими проблемами сталкивается социальное служение?— Главная проблема — это всегда человеческий фактор. Многие прихожане готовы исповедовать веру внешне, но не внутренне. И когда священник призывает прихожан к делам милосердия — сходить в хоспис, навестить больного, закупить продукты для многодетной семьи, — мало людей откликаются. Можно назвать это «легкой формой» православия: прийти в храм, послушать службу, проповедь, постоять, умилиться — и на этом ограничить свое участие в жизни Церкви. Я не осуждаю таких христиан: есть разные степени духовного состояния людей. К тому же, в Церкви каждый служит своим талантом: кто-то умеет петь, кто-то рисовать, но ведь кто-то может заботиться о тех людях, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах. Надо отметить, что главное в социальном служении — не то, что мы собираем вещи и суммы денег, чтобы помочь кому-то. Главное — помочь человеку обрести веру и надежду. Попавший в тяжелую ситуацию человек чувствует, как перед ним встает непреодолимая стена, вокруг него смыкается тьма. Почему так происходит? Потому что мы привыкли жить от события к событию: «завтра утром я встану, схожу туда, схожу сюда». Вся наша жизнь — это ощущения человека, едущего в автомобиле или сидящего в самолете. Мы смотрим в окно , мелькают картинки — так и живем, боимся остановиться, боимся заглянуть в себя. Человек не хочет остаться наедине с самим собой: даже находясь статично дома, он включает погромче телевизор или радио. Потому что как только он остается один, так невольно обращает взор внутрь себя.
— А там?
— Пустота. Дома с разбитыми окнами. Темные фонари, груды мусора. Летит человек от события к событию, это его питает, а потом вдруг он, например, заболевает или сталкивается с иной трудной жизненной ситуацией, Вот тогда ему становится страшно, и он ищет помощь, надежду. И мы даем ее: как утопающий цепляется за соломинку, так и он цепляется за любовь.
— Как это работает на практике?
— Например, так: в кризисном центре Саранской епархии, где я служил до своего назначения в Санкт-Петербург, я встречался с матерями, которые решили отказаться от новорожденного ребенка. Если пациентка хотела отказаться от ребенка, она должна была составить документ, на котором бы стояла подпись главного врача. Мы договорились, чтобы главврач не подписывал бумагу, пока женщина не побеседует со священником. Знаете, в большинстве случаев это нормальные молодые девушки. После того, как они узнавали, что забеременели, начиналась череда страшных событий: спутник говорил, что он ни при чем; родители, друзья осуждали, убеждали сделать аборт. И начинались мысли: «Куда я пойду?», «На что буду жить?», эти вопросы заводят таких молодых мам в тупик, они теряются в закоулках собственной души. А мы им говорили «Давайте мы вам поможем, коляску купим, сестры Милосердия позаботятся». И при этом общении срабатывал какой-то переключатель: девушка начинала плакать, у нее просветлялись глаза, появлялась надежда. Она делала шаг назад от ситуации, в которой находилась, она, наконец, могла посмотреть на себя со стороны — и ужасалась поступку, который только что собиралась сделать. И мы знаем десятки женщин, которые отказались от мысли бросить своего ребенка.
Служение согласно талантам
— Часто социальные работники сталкиваются в государственных учреждениях с критическим отношением к Церкви, с противодействием. Что с этим делать?— Этому есть объяснение. В некоторых медицинских и социальных учреждениях сотрудники корыстно относятся к своим обязанностям, социально выгорают, их сердца ожесточаются… И вдруг они сталкиваются с тем, что приходят люди со стороны и начинают помогать добровольно. Когда человек , погрязший в страстях, видит примеры бескорыстного служения, он реагирует агрессивно.
Что с этим делать? Нужно приходом, благочинием выстраивать добрые отношения с учреждением, нужно общение. Не только с теми, кто там лежит, но и с теми, кто там работает. Они ведь тоже не меньше пациентов ищут помощи, нуждаются в ней. Если у священника складываются хорошие отношения с руководителем, то создаются благоприятные условия для служения Церкви ближним в этих местах . Идеально было бы создать церковные учреждения, богадельни при участии меценатов и государства. В них легче было бы поддерживать атмосферу, которая приемлема в самой Церкви.
— В своем докладе в конце 2009 года Святейший Патриарх Кирилл говорил о необходимости подготовки специалистов, способных организовать полноценную социальную работу на приходском уровне. Насколько удалось реализовать этот пункт на деле?
— Дело в том, что приходы часто несут свое служение согласно талантам прихожан. Где-то лучше развита работа с молодежью, где-то воскресная школа. Поэтому Синодом было утверждено обязательное учреждение помощников по социальной работе в каждом благочинии. В Саранской епархии это было реализовано полностью, и владыка Варсонофий поставил мне задачу проследить, чтобы и в Санкт-Петербурге все было организовано должным образом.
Беседовал Андрей Гориченский