Состав преступления отсутствует…
Пастырские наставления кадетам
«Материалы собирали два года, занималась этим в основном моя помощница Екатерина Карловская, — рассказал протоиерей Владимир Сорокин. — Это очень большой труд. В основном документы находятся в петербургских архивах, потому что отец Михаил жил здесь, процесс проходил тоже здесь. Я давно знал, что по делу „о сопротивлении изъятию церковных ценностей“ проходил один из настоятелей нашего собора: во‑первых, сведения об этом процессе довольно широко публиковались, во‑вторых, в свое время секретарь епархиальной комиссии по канонизации Лидия Соколова, ныне покойная, перефотографировала практически всё дело отца Михаила.
Биография протоиерея Михаила Союзова довольно типична для тех времен: благополучная жизнь до 1917 года — и резкая перемена участи после прихода новой власти».
Сын священника, Михаил Союзов также решил посвятить свою жизнь служению Богу. С отличием окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по ходатайству протоиерея Иоанна Сергиева (будущего святого праведного Иоанна Кронштадтского) был принят псаломщиком в Андреевский собор, через месяц после женитьбы рукоположен во диакона. По свидетельству архивных источников, в сане диакона по воскресным и праздничным дням отец Михаил произносил проповеди.
Протоиерей Михаил Союзов (12.05.1869–19.10.1922)
родился 12 мая 1869 года в поселке Жерновицы Покровской волости Устюженского уезда Новгородской губернии в семье священника Феодора Союзова. В 1883 году окончил Боровичское духовное училище, в 1889-м — Новгородскую духовную семинарию. В том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил 4 июня 1893 года со степенью кандидата богословия за работу «История монастырской проповеди на Руси в XV и XVI веках». 27 июня 1893 года был принят на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта. 27 сентября 1893 года вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Николая Стефановского Антониной. 10 октября 1893 года митрополитом Санкт-Петербургским Палладием был рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1895 года ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Никандром рукоположен во пресвитера и вскоре назначен настоятелем храма святого Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе (ныне Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского) и законоучителем корпуса. 10 мая 1909 года возведен в сан протоиерея. Служил законоучителем и в других учебных заведениях: 1902–1907 гг. — в частном реальном училище А. С. Черняева, 1907–1913 гг. — в частной женской гимназии А. И. Болсуновой. В 1918 году кадетский корпус был закрыт, отец Михаил переведен в Введенскую церковь на Петроградской стороне. 3 (16) ноября 1918 года указом митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина назначен исполняющим обязанности благочинного 8-го Петроградского округа. С 6 (19) июля 1919 года — настоятель Князь-Владимирского собора. 20 мая 1922 года арестован, 5 июля приговорен к трем годам тюремного заключения, 19 октября скончался в тюремной больнице.Священническое служение отца Михаила проходило в Александро-Невском храме при 2-м Кадетском корпусе: он прослужит там много лет, будет удостоен многих церковных и гражданских наград.
Протоиерей Михаил Союзов был известен не только как пастырь, но и как церковный писатель. Поучения воспитанникам корпуса отец Михаил изложил в труде «Пастырские наставления кадетам 2-го Корпуса», изданном в 1896 году.
«Вы готовитесь быть со временем воинами, — пишет отец Михаил своим воспитанникам. — А русский воин должен быть человеком образованным, образцом неподкупной честности, благородства, мужества, всей душой должен быть предан своей Православной вере и своему Царю и Отечеству до готовности положить за них свою жизнь… Бог даст, будете начальствующими, учителями и воспитателями других. А управлять другими — самое трудное и ответственное дело. Начальствующему недостаточно ведь только уметь управлять подчиненными, ему нужно, и это главное, самому быть и в слове, и в деле примером для них».
Написал отец Михаил сочинение и о родном ему храме — «Историческую записку о церкви 2-го Кадетского корпуса. 1743–1804.1804–1904». Этот труд был приурочен к отмечавшемуся в 1904 году 100-летию освящения храма святого Александра Невского. Доход от продажи книги был передан Обществу вспомоществования бывшим воспитанникам 2-го Кадетского корпуса.
Отец Иоанн Кронштадтский любил отца Михаила и его семью, был частым гостем в его доме и даже предсказал кончину его тестя, диакона Николая Стефановского. Протоиерей Иоанн Сергиев сослужил и на торжественном богослужении в честь празднования 100-летия освящения Александро-Невского храма, которое состоялось 26 ноября 1904 года. Литургию совершил ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий (Страгородский), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. На богослужении присутствовал великий князь Константин Константинович.
Второе издание сочинения отца Михаила о церкви 2-го Кадетского корпуса было предпринято к торжествам по случаю 200-летия корпуса, которое отмечалось в 1912 году. К знаменательной дате император Николай II утвердил особый юбилейный нагрудный знак, права ношения которого был удостоен и протоиерей Михаил Союзов.
В годы Первой мировой войны в здании кадетского корпуса был открыт лазарет для раненых воинов, устроен приют для детей погибших. 15 октября 1916 года протоиерей Михаил Союзов был представлен к награждению орденом святого князя Владимира 4-й степени. Помощью раненым воинам занималась и матушка Антонина Николаевна, служившая сестрой милосердия в госпитале при Политехническом институте.
Другие времена
Вскоре после октябрьского переворота кадетский корпус закрыли, и 29 июня 1918 года отец Михаил был вынужден обратиться с прошением на имя митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина о назначении его на освободившуюся священническую вакансию во Введенской церкви на Петроградской стороне. В своем прошении отец Михаил, в частности, пишет, что новые власти требуют от него освободить казенную квартиру, а также о том, что на его содержании — не только собственная семья, но и семья его зятя, священника Никиты Морева, утонувшего в 1912 году.
30 июня 1918 года протоиерей Михаил Союзов был принят в клир Введенской церкви, 3 (16) ноября 1918 года указом митрополита Вениамина назначен исполняющим обязанности благочинного 8-го Петроградского округа.
Служение протоиерея Михаила Союзова настоятелем Князь-Владимирского собора началось 6 (19) июля 1919 года. Он с семьей переехал в принадлежащую собору квартиру на Церковной улице, 16. Рядом поселились и его родственники, которых отец Михаил в течение всей жизни опекал и поддерживал.
9 (22) февраля 1920 года общее благочинническое собрание духовенства и представителей от мирян единогласно избрало отца Михаила благочинным 8-го (впоследствии 9-го) Петроградского округа.
Князь-Владимирский собор стал первым храмом, в котором был освящен придел Всех Русских святых; случилось это в декабре 1920 года, вскоре после того как на Поместном Соборе было установлено совершать во второе воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим.
5 сентября 1918 года был официально объявлен «красный террор». Через неделю, 13 сентября, по ордеру Чрезвычайной следственной комиссии отец Михаил был впервые арестован. Он отсидел целый месяц в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, служившем в то время тюрьмой Петроградской ЧК. Обвинения ему так и не предъявили — и выпустили. Поскольку положение семей священнослужителей в столице становилось всё более опасным, было решено, что матушка Антонина уедет жить к своим родственникам в деревню.
Всё дело в этом «но»
Православная Церковь откликнулась на первые же сообщения о голоде в Поволжье: в августе 1921 года были созданы епархиальные и всецерковные комитеты помощи голодающим, по благословению митрополита Вениамина в Петрограде объявлен сбор пожертвований. Но власти пожертвования были не нужны: она решила воспользоваться голодом, чтобы раздавить Церковь Христову.
Весной 1922 года начался судебный процесс над представителями петроградского духовенства и мирян по делу о «сопротивлении изъятию церковных ценностей». Аресту подверглись 86 человек во главе с митрополитом Петроградским Вениамином.
Протоиерей Михаил Союзов был вызван в следственный отдел Петроградского губернского ревтрибунала 20 мая 1922 года и в тот же день арестован. Местом заключения стал 3-й Исправдом на Нижегородской улице (ныне — улица Академика Лебедева, 32). Отцу Михаилу предъявили обвинение в том, что он противодействовал исполнению декрета советской власти, спровоцировал массовые волнения. В своих показаниях отец Михаил опроверг все предъявленные ему обвинения и делал всё, чтобы убедить судей в невиновности митрополита Вениамина в происходивших в Петрограде волнениях.
В своих дневниковых записях от 17 июня 1922 года протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, запишет: «Сегодня допрашивали Парийского, Союзова, Кедринского. Все трое ответили хорошо. Дело выясняется, и если бы велось объективно, то и думать было бы не о чем. Но… в этом „но“ — всё дело».
Одним из главных свидетелей обвинения стал священник-обновленец Владимир Красницкий, служивший тогда в Князь-Владимирском соборе. Он всячески очернял отца Михаила в своих показаниях, и старался не зря: когда отца Михаила осудили, он сам стал настоятелем Князь-Владимирского собора.
5 июля 1922 года протоиерей Михаил Союзов он был приговорен к трем годам тюремного заключения.
Назавтра после вынесения приговора протоиерей Николай Чуков напишет в дневнике: «Беседовали об этом кошмарном деле, о всей искусственной его вздутости, о полной невинности, о бесполезности всей процедуры суда: ведь в обвинительном приговоре упомянуто все, что опровергнуто показаниями… Словом, полное невнимание ко всему, выявленному в пользу подсудимых и, наоборот, внесение в приговор того, что не в их пользу».
На осужденных были возложены судебные издержки: в частности, протоиерей Михаил Союзов по решению суда должен был выплатить триста миллионов рублей. Имущество его было описано. В акте, составленном при описи, значилось: «У священника Союзова М. Ф. никакого ценного имущества в квартире, кроме кровати, библиотеки, письменного стола, этажерки, двух столов, шести стульев и пр. мелочи, нет».
19 октября 1922 года протоиерей Михаил Союзов скончался в тюремной больнице. Отпевали его во Введенской церкви на Петроградской стороне, а похоронили на Смоленском кладбище, недалеко от часовни святой блаженной Ксении Петербургской.
Лишь спустя 68 лет после его кончины результаты судебного дела были пересмотрены Верховным Судом СССР. В постановлении Президиума Верховного Суда СССР от 31 октября 1990 года говорится: «Осужденные свою вину не признали, заявив, что никаких контрреволюционных группировок они не создавали и в них не участвовали, борьбу с Советской властью не вели и цели такой не преследовали, посланий и воззваний, направленных на неисполнение декрета об изъятии церковных ценностей, не издавали, агитации об том не проводили, сопротивления комиссии по изъятию ценностей не оказывали… Из материалов дела не видно, чтобы осужденные церковнослужители и члены правления являлись организаторами массовых волнений граждан, вызванных изъятием церковных ценностей… Таким образом, в действиях осужденных: Казанского В. П., Ковшарова И. М., Новицкого Ю. П., Елачич И. А., Чукова Н. К., Плотникова В. В., Чельцова М. П., Богоявленского Л. К., Огнева Д. Ф., Шеина С. П., Бычкова С. И., Петровского А. В., Парийского Л. Н., Союзова М. Ф. … состав преступления отсутствует».
Память протоиерея Михаила Союзова почитается нашими современниками. Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила была приведена в порядок, был вновь установлен крест на ней и памятная табличка. Ныне здесь совершаются заупокойные богослужения.
«Весь комплекс документов собран, я представил их митрополиту Варсонофию, — говорит протоиерей Владимир Сорокин. — Порядок таков: правящий архиерей должен сообщить Патриарху и в Синодальную комиссию по канонизации, что собраны документы для канонизации новомученика, и представить их. Все документы проверены, никаких препятствий для канонизации нет, поскольку отец Михаил пострадал безвинно. На основании этих документов видно, как в годы атеистической власти осуществлялось давление на Церковь».