Служитель в храме, построенном святыми

История церкви Преображения Господня в поселке Тярлево тесно связана с историей сразу нескольких семей. Строительством занималась семья великого князя Константина Константиновича. Начал восстановление храма в 1990-е годы сын последнего настоятеля прихода, расстрелянного в 1937 году. А сейчас здесь служит протоиерей Александр Покрамович, и помогает ему в этом его большая семья: матушка и дети, многие из которых также связали свою жизнь с Церковью, а кто-то — и с самим Спасо-Преображенским приходом. Отец Александр рассказал нам о своем жизненном пути и служении.
Журнал: № 3 (март) 2020Страницы: 34-39 Автор: Елена Быркова Опубликовано: 20 марта 2020

ТЕАТР, КИНО И ВОПРОСЫ БЫТИЯ

Я вырос в атеистической семье в советское время. Мне рассказывали, что Бога нет. Что за гранью этой жизни? — небытие и больше ничего. Закончил школу, потом много где учился: и в техническом вузе, и в театральном, на актерском отделении у профессора Владимира Викторовича Петрова. Работал в кино. И только потом пришел в Церковь. Это решение стало плодом моих исканий. Мне было 23 года, когда я принял Таинство Крещения. В это время я начал активно размышлять о том, зачем живу. Чувствовал неудовлетворенность жизнью. Шел 1978 год, с родительским воспитанием мой выбор никак не был связан, скорее, я принял Крещение вопреки ему. Отец возмущался, сильно был против. А мама со временем тоже пришла к православию.


ТРИ ОТЦА ВАСИЛИЯ

Мы с супругой практически вместе крестились. Она через месяц после меня. Жена очень обиделась, что я покрестился без нее, и потребовала, чтобы я ей помог принять Таинство. Процесс вхождения был растянут, мы долго воцерковлялись. Сомнений в вере не было, но в советские годы нам никто ничего не объяснил, книг не было. Например, мы захотели причаститься, но не понимали, как именно приступить к Евхаристии, всё делали невпопад. Но со временем я смог найти человека, который нам всё рассказал. Семья наша росла, появлялись дети. Таинство Венчания над нами совершили уже после того, как родился наш второй ребенок.

Своим христианским становлением я обязан трем отцам Василиям, которых я безмерно уважал. Крестил меня протоиерей Василий Бутыло, венчал протоиерей Василий Лесняк. И часто я общался с протоиереем Василием Ермаковым.

Затем я прилепился к Свято-Троицкому храму Александро-Невской лавры. Потом мы переехали и стали прихожанами Никольского собора, первые шаги в котором я совершал при настоятельстве протоиерея Владимира Сорокина. В советское время в Никольском соборе был большой приход. Но вся власть находилась в руках у старосты собора, а не у настоятеля. Это была такая диверсия, предпринятая Хрущёвым, — чтобы вся власть в Церкви принадлежала людям почти сторонним. Эти люди управляли Церковью со стороны государства. Большей частью они, конечно, были верующими, хотя случалось и обратное. Трудное было время. Учиться было сложно, учебных заведений не хватало. Заочного отделения в семинарии не было, поэтому я поступил туда уже позже, будучи священником.


КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД

Лет пять я был в Церкви просто псаломщиком. Как решил стать священником? Мое мнение, что это за меня Господь решил. Потому что это было очень непросто. Я пришел к отцу Владимиру Сорокину, спросил, можно ли мне поступить в семинарию. Он сказал: «Ну что ты, с такой оравой детей куда тебе в семинарию!» Отец Владимир дал мне Типикон, изучай, говорит. Так вот я и начинал. Сложность основная была в том, что семью надо кормить.

Меня рукоположили в Карелии. Я служил в Никольском храме в Сортавале. Был там настоятелем, благочинным. И конечно, на учебу времени не оставалось. А потом, когда приехал в Петербург, всё вернулось на круги своя. И тогда мне сказали: «Давай-ка ты, брат, получи образование».


ПРИВЫЧКА УПОВАТЬ НА БОГА

В Петербург мы вернулись, чтобы дать детям образование. В 2003 году я получил указ о назначении прямо на этот вот приход, в храм Преображения Господня в Тярлево. Он был возвращен верующим после советского лихолетья во многом благодаря стараниям диакона Валентина Червяковского, сына последнего настоятеля нашего храма — протоиерея Сергия Червяковского, служившего здесь с 1923 года и вплоть до своего ареста в 1937 году.

До моего назначения приезжал в храм и протоиерей Олег Скоморох, служил молебны и панихиды. Храм был разрушен. Прихожан горстка. Соберется десять-пятнадцать человек на богослужение по воскресеньям, и то слава Богу! Нужно восстанавливать храм, собирать людей. Пожаловался благочинному, а он говорит: «Ну, если денег нет — меняй профессию!» Но Господь-то милостив! Привычка уповать на Его помощь, конечно, и здесь сказалась. Господь не оставил. Он дал возможность, послал людей. Теперь, как видите, храм благолепный. Это прихожане вкладывали средства в реставрацию. Душу вкладывали. Первую после долгого перерыва Литургию мы совершили 20 апреля 2003 года, на Вербное воскресенье.

Сейчас приход у нас живой, деятельный. В основном молодые семьи с детьми. Тем, кто были младенцами, когда я пришел в 2003 году, сейчас по 17–18 лет. Они образуют костяк молодежной общины. И воскресная школа, конечно, тоже есть. Подрастает новое поколение наших прихожан.

Приезжают к нам отовсюду. Не только из Павловска. Один прихожанин, пожилой уже человек, ездит с другого конца Питера на транспорте. Не на машине. Два с лишним часа тратит на дорогу в одну сторону. И всё равно приезжает к нам. Как-то прилепился, ему нравится этот храм. Наш храм необычный. Он притягивает людей. Сразу было отмечено, как только я переступил порог храма, что его построили святые: Алапаевские мученики, Серафим Вырицкий. Многие из тех, кто служил здесь, так или иначе пострадали.

За 20 с небольшим лет с момента возвращения Церкви храм был полностью восстановлен
За 20 с небольшим лет с момента возвращения Церкви храм был полностью восстановлен


ЭЛИТНЫЙ ПОСЕЛОК ПО ПРОЕКТУ РОССИ

Наш храм строился к приближающемуся в 1913 году празднованию 300-летия Дома Романовых. В начале 1912 года великий князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка, в дачном селении Тярлево, участок земли. Благословил строительство протопресвитер Пётр Благовещенский.

Вообще это место, где мы сейчас находимся, поселок Тярлево — уникально в силу того, что государыня императрица Мария Феодоровна, супруга Павла I, была очень деятельной женщиной. Мало того, что она построила Павловский дворец (сам государь занимался больше Гатчиной) и насадила великолепный парк, наверное, один из лучших в Европе. Она горела желанием построить образцовую деревню, ферму, идеальное хозяйство. Весь поселок создавался по проекту и эскизам зодчего Росси. Здесь была и молочная ферма Марии Феодоровны. На ферме держали породистый скот, закупали самое новое для того времени оборудование. И жители подбирались соответствующие, элита страны. Удивляешься, сколько замечательных людей здесь жило. В 1910-е годы в Тярлево проводила лето семья Ольги Дмитриевны Форш (1873–1961). В 1890-е дачником был священник Казанского собора протоиерей Михаил Соколов (1845–1895), известный педагог и автор учебника по Закону Божию. Здесь жили основоположник российского футбола Георгий Александрович Дюперрон (1877–1934) и основатель спортивного клуба «Спорт», в составе которого была сформирована одна из первых российских футбольных команд, Пётр Павлович Москвин (1871–1948). И до революции, и после людям жилось в Тярлево комфортно. Здесь были футбольное поле, автомобильный трек, теннисный корт. В 1909 году в Тярлево зародилось скаутское движение, содействующее духовному, нравственному и физическому воспитанию молодежи. Много начинаний в страну пришло именно из Тярлево. Всего хватало, только не было храма.


ХРАМ, ПОСТРОЕННЫЙ СВЯТЫМИ

Жители Тярлево обратились к великому князю Константину Константиновичу, владельцу Павловска, с просьбой, чтобы он выделил средства и землю для строительства храма. Просьба была удовлетворена. Выделили участок, наверное, больше гектара, разрешили возвести на нем храм по проекту архитектора Алексея Захарова (1882–1967), который тоже был жителем Тярлево. Он проектировал здания в стиле модерн, построил более десятка зданий в Петербурге, а после эмиграции в США по его проекту был возведен храм Георгия Победоносца в Чикаго. При проектировании тярлевской Спасо-Преображенской церкви Захаров опирался на традиции псковско-новгородской архитектуры, добавив к ним элементы стиля модерн. Строительство велось на средства императорской семьи. Значительную сумму денег пожертвовала местная дачевладелица Екатерина Бекетова, немало вкладывали и другие жители и дачники. Руководил строительством великий князь Иоанн Константинович (1886–1918), ему помогали другие будущие Алапаевские мученики: великие князья Игорь Константинович (1894–1918) и Константин Константинович (1890–1918). Специально для исполнения в нашем храме Иоанн Константинович написал музыку «Милость мира». Я считаю великого князя Иоанна Константиновича, местночтимого святого, прославленного уже Зарубежной Церковью, небесным покровителем нашего города. Спасо-Преображенский храм был освящен 6 июля 1914 года, в день рождения Иоанна Константиновича, ставшего его первым ктитором. По вновь сложившейся традиции ежегодно в первое воскресенье после 6 июля мы совершаем крестный ход вокруг Тярлево с молебном и служим панихиду.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ТЯРЛЕВО

Построен в 1912–1914 годах. Освящен 19 июля 1914 года, в день рождения первого ктитора храма князя Иоанна Константиновича. В 1920-х годах к храму был пристроен придел Святой Троицы. В 1937-м храм закрыт и передан под клуб. В 1941–1943 годах действовал, в 1946 году, после войны, храм передали под цех галантерейной фабрики «Север», территория была обнесена высокой стеной. В 1950-е годы была разобрана колокольня и главы. 31 июля 1998 года возвращен Церкви. 19 августа 2002 года, в престольный праздник Преображения Господня, в храме был отслужен первый молебен, а 20 апреля 2003 года состоялась первая после закрытия храма Литургия.


ЧЕТВЕРО РЕПРЕССИРОВАННЫХ СВЯЩЕННИКОВ

В 1906 году в Тярлево приобрел дачу (и жил на ней по 1920 год) купец Василий Николаевич Муравьёв, будущий преподобный Серафим Вырицкий. Он часто бывал в этом храме. А с 1917 года молился здесь постоянно. До своего рукоположения, до монашества, был нашим прихожанином. Здесь же служил протоиерей Сергий Червяковский (1889–1937), фронтовой священник времен Первой мировой войны. Он попал в плен и служил там, в плену, в качестве лагерного священника. А освободившись, был назначен в наш храм. Служил каждый день, утром и вечером. Священника очень любили прихожане и местные жители. Храм всегда был полон народа. В 1937 году вместе с членами приходского совета отец Сергий был арестован. Два месяца интенсивных допросов и приговор — расстрел. Через три дня приговор привели в исполнение. Спустя полгода назначили сюда священника Владимира Талицкого (1888–1938). Он прослужил совсем недолго, несколько месяцев. Тоже арест, тоже расстрел — в 1938 году. После храм пустовал до войны.

В годы оккупации оскверненный храм вновь освятил проживавший в Тярлево протоиерей Иоанн Коляденко. Ему сослужил протоиерей Николай Смирнов. С 1941 по 1943 год в храме шли богослужения. После войны по советской традиции батюшек отправили в лагеря. Затем в здании церкви пытались сделать клуб. Но никто в тот клуб ходить не хотел. В 1946 году здание было передано предприятию «Утильпромкомбинат», занимавшемуся переработкой вторсырья. Новые владельцы заставили пленных немцев разобрать колокольню и пять венчающих церковь глав. Снесли «всё лишнее», как им казалось. Сам храм обнесли забором.


НАКАЗ МАТЕРИ

Сын расстрелянного протоиерея Сергия, который здесь служил, Валентин Червяковский (1922–2006), сыграл большую роль в возрождении нашей церкви. Ему было 14 лет, когда батюшку арестовали. Маму сослали в Вышний Волочек. Она, естественно, не пережила такого потрясения. Умирая от рака, она завещала сыну не пропустить времена, когда храмы начнут возрождать, стать священником и восстановить отцовский храм. В 1994 году Валентин Сергеевич был рукоположен во диакона. В 1998 году мечта его жизни начала сбываться — Спасо-Преображенский храм передали Церкви. Но поскольку он находился на территории фабрики, вход туда был запрещен. Только в 2001 году разрешили посещать храм через проходную. По воскресеньям стали служить молебны и панихиды. Храм был полностью разорен. В алтаре обустроили маленькое помещение и служили там. С 2003 года в церкви начались восстановительные работы и регулярные богослужения. Несмотря на плохое здоровье и преклонный возраст, отец Валентин приезжал из Петербурга сослужить мне за Литургией каждое воскресенье.


ХОРОШИЙ СЕМЬЯНИН — ХОРОШИЙ СВЯЩЕННИК

Восстановление храма и создание прихода, особенно в первые, самые трудные годы, занимало всё мое время. На семью времени практически не оставалось. Дети подрастали, их было уже десять. Упрекали, что в походы с ними не хожу. Это большая беда многих священников. Им кажется, что нужно все силы тратить на приход, а семье внимания они почти не уделяют. На самом деле нужно поступать наоборот: когда уделяешь достаточно внимания своей семье, тогда и приход не обижен. Как-то это получается очень органично. А когда ты все силы тратишь на приход и семья обижена, то ничего хорошего не происходит. Непорядок дома, матушка начинает роптать. Для прихожан же семья священника — пример. Все-таки жизнь начинается с семьи. Помните, как апостол Павел пишет в Послании к Титу: когда поставляешь пресвитера, проверяй, какой он семьянин, — «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Если ты не справляешься со своей семьей, то как справишься с приходом?

Прихожане приезжают в Тярлево из разных районов Петербурга
Прихожане приезжают в Тярлево из разных районов Петербурга


ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Многие мои дочки поют в храмах. Старшая — певчая в Никольском соборе Петербурга. Вторая, Анастасия, — регент в моем храме. Старший сын Николай занимается обустройством звонниц. Может с нуля помочь храму подобрать колокола. Сейчас еще можно сделать электронную звонницу, потому что непросто найти грамотного звонаря. Электронные звонницы спасают многие храмы. Второй мой сын, отец Александр, — священник нашего храма. Диаконский сан принял в 2015-м, а священнический в 2016 году. А третий, Серафим, алтарничает, читает; на нем — экономика храма. Остальные дети выбрали светские профессии. Одна дочь вышла замуж за серба и живет в Хорватии. У нас с матушкой уже шестнадцать внуков. Матушка — мой ангел-хранитель. И здесь, и дома она прекрасная хозяйка. Заботится обо всех, организует, везде успевает.

В жизни многих в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей, была она и у моих детей. Всё дело в воспитании, я считаю. Мало научить ребенка посещать храм и причащаться Святых Христовых Таин. Мало преподать основы православной культуры. Ребенка нужно прежде всего научить любить Бога. Если он любит Бога по-настоящему, он останется в храме. Сперва мы живем родительским умом. Потом хотим всё осмыслить сами. За подростком должен оставаться свободный выбор. И если в детстве тебе привит навык обращаться к Богу в трудных ситуациях, ты скорее к Нему обратишься во взрослой жизни. Скорби как раз и помогают человеку задуматься о том, нужен ли Бог, действительно ли Он помогает, и убедиться, что Бог слышит каждого, кто к Нему обращается. Наши дети в этом убедились на собственном опыте. Многих родительских ошибок я не избежал. Но ведь я и сам не знал, как воспитывать детей. Всему мы с матушкой учились на собственных ошибках. Слава Богу, все мои дети вернулись обратно в Церковь.

Самое главное — это рассказать, каких ошибок следует избегать в своем становлении. Ведь современное общество старается оторвать детей от родителей. Все средства массовой информации, социальные сети внушают, что родители стареют, отстают от жизни и нужно жить своим умом. Родители перестают быть авторитетом для детей. В таком случае важно, чтобы они нашли какой-то другой авторитет для себя: священника, какого-то лидера молодежного в православной среде, который бы их повел по правильной дороге, формировал их мировоззрение. Сам он не обязательно должен быть молодым по возрасту. Себя я до сих пор ощущаю молодым, молодость — состояние духа. Мы прекрасно находим общий язык с нашей приходской молодежью. Они меня понимают, и я их. Потому что помню, каким был в их возрасте.

Любое совместное дело объединяет. Но особенно запоминается подготовка к праздникам. Обычно у нас к Рождеству и Пасхе готовится по два спектакля. Один маленький, силами младших детей, — кукольное представление. Старшие готовят свою постановку. В моем приходе много молодых семей. Немало многодетных. Они понимают, что без Бога им будет очень сложно. Я считаю, что многодетность — это норма. Лучше воспитывать детей в многодетных семьях. По крайней мере, они не вырастут эгоистами, это точно. В многодетной семье всегда непростые отношения между детьми. Они могут и поругаться, и подраться даже. Но все-таки они всегда друг друга очень любят, стоят горой друг за друга. Случись что, все обиды забываются, все моментально мобилизуются, стараются помочь. Чувство локтя сильно воспитывается в многодетной семье.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — сказал Господь. Эта любовь прежде всего должна быть в семье. Потом в приходе. Если любви не хватает, появляются нестроения. Укрепляя свою семью, многих проблем с детьми можно избежать. Прихожане часто жалуются, что дети перестают ходить в храм. Многие с болью наблюдают детей, теряющих веру, отступивших от Бога, и ужасаются. Но потихонечку всё возвращается на круги своя. Ведь сказано, что «благословение отчее утверждает домы чад, клятва же матери искореняет до основания» (Сир. 3, 8–9). Если мать достаточно близка к Богу и молится за свое чадо, то Господь исправит все изъяны нашего воспитания. Господь никогда не оставит чадо, за которое усиленно молятся родители. Ведь сказано же: «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Тем более мы должны носить тяготы своих детей. Ведь это то, что возложено на нас Богом. Приход — тоже большая семья. Он строится по тем же законам. Когда в приходе объединяются дружные семьи, им легче понять друг друга. И поддержать тех, кто еще находится на пути становления, переживает трудности. Так и живем все вместе, уповая на Бога.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"