Слуга Богу, отец студентам
Студенческие годы
Протоиерей Михаил Сперанский родился в 1888 году в деревне Большая Липовка Пичаевского уезда Тамбовской губернии в семье сельского учителя, впоследствии принявшего сан диакона, — традиционной семье тамбовского духовного сословия, деды и прадеды которой были священниками. Он получил обычное для детей духовенства в дореволюционной России образование: учился сначала в Духовном училище, в 1909 году окончил Тамбовскую духовную семинарию.
Как лучший выпускник семинарии, Михаил Сперанский, по благословению архиепископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия (Беляева; впоследствии Экзарха Грузии; †1913), был направлен для продолжения богословского образования в Петербургскую духовную академию.
Впоследствии отец Михаил часто вспоминал дни своего первого приезда в Петербург: первое посещение своей будущей alma mater, когда встретившего его швейцара он принял за важного профессора; неожиданную встречу в академическом саду с тогдашним ректором СПбДА епископом Феофаном (Быстровым; †1940). Высокообразованный человек, преосвященный Феофан отличался вместе с тем простотой в общении, он принял живое участие в судьбе одаренного юноши.
Академия находилась тогда в расцвете. В её профессорскую корпорацию — яркое созвездие выдающихся богословов — входили епископ Феофан (Быстров), протоиерей Евгений Аквилонов, А. И. Бриллиантов, А. А. Бронзов, Н. Н. Глубоковский, И. Е. Евсеев, И. А. Карабинов, протоиерей Михаил Орлов, И. С. Пальмов, Н. В. Покровский, А. И. Пономарёв, Н. И. Сагарда, И. И. Соколов и другие ученые. Михаил Сперанский слушал их лекции по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, догматическому и нравственному богословию, церковной истории и литургике, древним языкам и патрологии, истории литературы и христианского искусства.
Общительный и веселый студент, готовый всегда прийти на помощь товарищу, он вскоре подружился с Александром Смирновым (впоследствии протоиерей, ректор МДА; † 1950) и Александром Макаровским (впоследствии профессор ЛДА; †1958). Быстро пролетели незабываемые академические годы, прошедшие в усердных занятиях, напряжении творческих сил, в общении с маститыми профессорами и в непринужденных беседах, темами которых были религиозно-философские и церковные вопросы.
— Вспоминая свои годы пребывания в Академии, — свидетельствует протоиерей Владимир Сорокин, — отец Михаил отмечал увлеченность тогдашнего студенчества рационалистического направления богословием. В частности, популярностью пользовалась книга французского писателя и богослова Ренана об Иисусе Христе.
Среди своих наставников по Академии отец Михаил особенно ценил ординарного профессора кафедры Нового Завета Николая Глубоковского († 1937, София), лекции которого о жизни и писаниях святого апостола Павла являли собой высокий образец научной эрудиции в сочетании с глубоким экзегетическим анализом.
Тема курсового сочинения Михаила Сперанского «Богословские воззрения Владимира Сергеевича Соловьева» (отд. ркп. ГПБ, ф. 574, оп. 1, ед. хр. 222) свидетельствовала о стремлении автора откликнуться на духовные запросы тогдашнего образованного общества. Работа получила благожелательные отзывы профессора протоиерея Петра Лепорского и экстраординарного профессора Г. В. Прохорова. В июне 1913 года М. К. Сперанский был удостоен степени кандидата богословия с правом написания магистерского сочинения без сдачи дополнительных экзаменов.
Дела семейные
В том же году Учебным комитетом при Святейшем Синоде М. К. Сперанский был назначен преподавателем 1‑го Тамбовского духовного училища, где трудился до 1918 года. В 1918 году он вступил в брак с выпускницей Тамбовского женского епархиального училища Екатериной Николаевной Успенской, верной спутницей всей его жизни (†1981). Она также происходила из старинной семьи тамбовского духовенства, состоявшей в кровном родстве с другой древнейшей священнической семьей — Быстровых. В 1918–1922 годах М. К. Сперанский состоял заведующим школой-семилеткой в селе Екатеринино Козловского уезда Тамбовской губернии. Семья протоиерея Владимира Андреевича Нечаева и Ольги Васильевны (урожденной Быстровой), родителей архиепископа Волоколамского Питирима, жившая в Козлове, радушно приняла Сперанских. Обе семьи пронесли через всю жизнь теплые родственные отношения. Архиепископ Питирим и его сестры всегда навещали Сперанских по приезде в Ленинград. Последняя встреча преосвященного Питирима со своим старейшим родственником случилась незадолго до кончины отца Михаила, когда тот уже не поднимался с постели. Это посещение было и прощанием, так как, находясь в заграничной командировке, архиепископ Питирим проводить почившего в последний путь не смог.
На Тамбовщине
В сентябре 1922 года архиепископом Тамбовским и Шацким Зиновием (Дроздовым; † после 1927) М. К. Сперанский был рукоположен во пресвитера к Троицкому храму в селе Глуховка Оржевского уезда.
В 1925 году по предложению церковного совета Успенского собора в городе Кирсанове (Тамбовская епархия) епископом Кирсановским Стефаном (Гнедовским; впоследствии епископом Волоколамским; † 1931) священник Михаил Сперанский был назначен настоятелем Успенского собора и возведен в сан протоиерея. Здесь он прослужил до января 1930 года. Все эти годы отец Михаил ревностно служил Церкви Христовой, являя пастве добрый пример христианской жизни, снискав её любовь душевной отзывчивостью. Он неизменно сохранял верность каноническому священноначалию Русской Православной Церкви.
В 1930–1937 годах отец Михаил проживал в Мичуринске (быв. Козлове) Тамбовской области.
— Служил священником в одном из приходов Мичуринска, — рассказывает отец Владимир Сорокин, — а затем счетоводом на кирпичном заводе. Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 25 декабря 1937 года приговорен по ст. 58–10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Наказание отбывал в ИТК города Канска. 13 марта 1944 года из мест заключения был освобожден. Вспоминая свое пребывание в исправительном лагере, отец Михаил рассказывал нам, студентам, как по-разному складывалась жизнь у заключенных. «Мы пилили лес, — говорил отец Михаил. — Вот большая сосна. Мы её подрезаем. Она начинает клониться. Все должны убегать в разные стороны. Нужно убежать от того направления, куда сосна падает. Все устремляются в безопасное место. А один, испугавшись, со страху бежит туда, куда падает сосна, и тут же погибает». После освобождения в 1944 году до февраля 1946 года он работал зам. главного бухгалтера совхоза «Зеленый Гай» Мичуринского района. Мы спрашивали отца Михаила: «Мичуринские яблоки приходилось вам употреблять?» Отец Михаил, улыбаясь, говорил: «Мы их видели на дереве в большом отдалении».
С большой теплотой отец Михаил любил вспоминать, как в апреле 1944 года в Москве он встретился со Святейшим Патриархом Сергием, который принял его со свойственными ему участием и вниманием.
В 1945 году указом архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (Войно-Ясенецкого; † 1961) протоиерей Михаил Сперанский был назначен в Иоанно-Богословский храм в городе Рассказове, где в 1947–1949 годах был настоятелем, а также благочинным храмов Рассказовского округа Тамбовской епархии. В феврале 1949 года указом епископа Тамбовского и Мичуринского Иоасафа (Журманова; †1962) отец Михаил назначается настоятелем Покровского кафедрального собора в Тамбове и секретарем Тамбовского епархиального управления. Он заслужил глубокое уважение клира епархии, искреннюю любовь прихожан Покровского собора. За усердные церковные труды к Пасхе 1952 года Святейший Патриарх Алексий наградил протоиерея Михаила Сперанского митрой.
Он заражал всех оптимизмом
В 1950 году отец Михаил навестил в Ленинграде своего товарища по Академии профессора А. И. Макаровского. Тогда же состоялось его знакомство с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым; †1955), во многом определившее его дальнейшую жизнь. В 1952 году, после кончины ректора Ленинградских духовных академии и семинарии епископа Лужского Симеона (Бычкова), протоиерей Михаил Сперанский был рекомендован митрополитом Григорием на эту должность. Указом Святейшего Патриарха Алексия он был вскоре назначен ректором и утвержден в звании доцента. 28 лет трудился протоиерей Михаил Сперанский в Ленинградских духовных школах, из них 14 лет — ректором. Все эти годы он пользовался неизменной любовью учащих, учащихся и служащих. Все они находили в нем доброго друга и заботливого отца. На фоне повседневной академической жизни с её нуждами и заботами отец Михаил выделялся своей неисчерпаемой благостной добротой, глубокой сердечностью, строгостью к себе, снисходительностью и терпеливостью к слабостям и недостаткам членов большой школьной семьи.
Близко знавшие отца Михаила всегда отмечали благодатные дарования, какими он наделен был от Господа и какие не уменьшались в нем с годами, а, казалось, возрастали, — мягкость и щедрость души, быстрый живой ум, исключительная память, замечательная крепость телесная, сопровождавшаяся благословенным долголетием. Говоря об этой всегдашней крепости сил отца Михаила, его академический товарищ профессор А. И. Макаровский рассказывал с поистине дружеской любовью, как однажды в студенческие годы в Академии Михаил Кронидович шутя усадил его себе на спину и бегом взбежал с ним без каких-либо затруднений на четвертый этаж.
В академической семье отец Михаил пользовался заслуженным авторитетом профессорско-преподавательской корпорации и служащих, к нему, как дети к отцу, прибегали учащиеся в трудных случаях своей студенческой жизни. Если у студента возникали затруднения во взаимоотношениях с академической администрацией, отец Михаил вызывал его к себе, знакомился с существом дела и, если не находил вины в действиях студента, на Совете Академии неизменно выступал в его защиту. Однажды в академическом храме отец Михаил венчал своего земляка по Тамбову студента А. Новикова и затем благословил начало скромной застольной трапезы. И тут приглашенные студенты увидели, как обычно лишь благодушно улыбающийся, и то не всегда, отец Михаил может весело смеяться, и увлеченно поддерживать и направлять беседу, и безобидно шутить, а то и спеть под гитару старинную русскую песню.
— Каждый день отец Михаил в простой одежде совершал прогулки от здания Академии на Обводном канале, 17, через Митрополичий сад, по Невскому проспекту до Московского вокзала, — рассказывает отец Владимир Сорокин. — Возвращаясь, он нес авоську, в которой виднелась бутылка кефира, какой-то небольшой сверток, видимо, с продуктами, иногда чекушка… Бодро шагая, радостно со всеми здоровался… На всех это производило прекрасное впечатление и всех заражало оптимизмом.
За богослужением
Отец Михаил часто совершал богослужения и неизменно проповедовал в академическом храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отец Михаил знал в тонкостях и любил устав церковный и древние традиции церковного пения.
Отец Михаил произносил возгласы четко и ясно, читал молитвы неспешно, с вниманием и благоговейным молитвенным чувством, которое передавалось сослужащему собору духовенства и молящемуся народу. По давней петербургской академической традиции ректору при служении полагалось иметь книгодержца. В 1953–1955 годах обязанности книгодержца у отца Михаила исполнял П. Уржумцев (окончил Академию в 1957 году с присвоением степени кандидата богословия за курсовое сочинение по кафедре литургики).
Педагог, ученый, общественный деятель
В Академии отец Михаил читал курс Священного Писания Нового Завета, продолжая дело своего выдающегося учителя профессора Н. Н. Глубоковского. В своих лекциях, над совершенствованием которых он постоянно трудился, он стремился раскрыть перед учащимися жизнеутверждающую спасительную сущность новозаветного благовестия. Он поощрял хорошее знание студентами своего предмета, но был снисходителен на зачетах и экзаменах, любил, когда ему писали курсовые работы, при их написании он постоянно интересовался, как у студента идет дело, давал много ценных библиографических и методических указаний и советов.
В июне 1963 года за сочинение «Введение в изучение Четвероевангелия» Советом ЛДА протоиерей Михаил Сперанский был удостоен степени магистра богословия и ему было присвоено звание профессора. В апреле 1970 года протоиерей Михаил Сперанский был избран почетным членом Московской духовной академии. Протоиерей Михаил Сперанский был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года от Ленинградских духовных школ, а также принимал участие в работе Комиссии Священного Синода по подготовке Собора. В июне 1972 года за «Курс лекций по изучению Священного Писания Нового Завета» (в трех частях) Совет ЛДА присудил протоиерею Михаилу Сперанскому степень доктора богословия. В октябре 1973 года ему было присвоено звание заслуженного профессора ЛДА.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов; † 1978) высоко ценил духовный и жизненный опыт отца Михаила, часто советовался с ним по различным вопросам церковной и академической жизни. Человеку живого ума, который был чужд всякой рутины, протоиерею Михаилу Сперанскому был свойствен широкий круг интересов, он чутко реагировал на события научной, культурной и общественной жизни. Отец Михаил был убежденным патриотом. Он активно участвовал в деятельности Ленинградского отделения Советского комитета защиты мира, членом которого состоял. Он был участником Второго Всехристианского мирного конгресса (Прага, июнь-июль 1964 года), участником собеседований между богословами Евангелической Церкви в Германии (ФРГ) и Русской Православной Церкви «Арнольдсхайн-IV» (Ленинград, сентябрь 1969 года), консультации представителей христианских Церквей СССР и США на тему «Христианский вклад в созидание мира» (Загорск, октябрь 1970 года).
В 1967 году в составе паломнической делегации Русской Церкви отец Михаил посетил Святую Землю. Его спутников поразило тогда, с каким воодушевлением этот уже немолодой человек восходил на гору Сорокадневную, освященную стопами Спасителя. Об этом паломничестве и поклонении христианским святыням он часто любил вспоминать.
Священноначалие высоко ценило труды протоиерея Михаила Сперанского. Он имел много церковных наград, последней из них был орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, пожалованный ему Святейшим Патриархом Пименом в 1983 году в связи с 95‑летием со дня рождения. Отец Михаил был также награждён орденами других Поместных Православных Церквей.
Последние годы и кончина
Зимой 1980 года по болезни отец Михаил был вынужден оставить педагогическую деятельность. Однако, превозмогая немощь, он старался посещать праздничные богослужения в академическом храме, бывал на заседаниях Совета Академии, торжественных академических актах.
— Уже находясь на покое, — вспоминает отец Владимир Сорокин, — отец Михаил часто приходил в алтарь академического храма, молился со всеми. Несколько раз, как бы размышляя вслух, он спрашивал как понять слова Священного Писания: «На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя» (Пс. 87, 8) Как это можно совместить с благостью и милостью Божией? Почему переводчики допустили такие значения?
Он жил жизнью школы, радовался каждой встрече с навещавшими его преподавателями и учащимися. В знак любви к своему заслуженному профессору Академия почтила его при выходе на покой в сентябре 1980 года званием своего почетного члена.
В марте 1981 года отец Михаил овдовел. Свое тяжелое горе он переносил с христианским терпением. Не будучи порой в состоянии прийти в храм, он приглашал к себе духовника и причащался Святых Христовых Таин. Готовясь к переходу в вечность, он находил духовное ободрение в словах апостола «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем, и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 7–8).
Отпевание отца Михаила состоялось 4 июня 1984 года в храме Ленинградских духовных школ. Божественную литургию совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний в сослужении членов академической корпорации и студентов в священном сане. В чине отпевания приняли участие архиепископ Никон (Фомичёв) и архиепископ Тихвинский Мелитон (ректор ЛДА и ЛДС архиепископ Выборгский Кирилл находился в заграничной командировке), а также многочисленные представители ленинградского клира. На запричастном стихе слово о почившем пастыре произнес ученик и затем в течение нескольких лет коллега отца Михаила профессор протоиерей Василий Стойков. Перед началом отпевания прощальное слово произнес митрополит Антоний. Инспектор ЛДА и ЛДС архимандрит Августин огласил телеграмму Святейшего Патриарха Пимена на имя митрополита Антония: «Вечная память почившему. Примите мое соболезнование по поводу кончины старейшего протоиерея Ленинградской митрополии. Патриарх Пимен».
Погребен протоиерей Михаил Сперанский на Большеохтинском кладбище в Ленинграде.
Да упокоит тебя Господь в селениях праведных, вечная тебе память, наш дорогой учитель, отец Михаил!
Оригинальная версия некролога: Иеромонах Иннокентий, П. Уржумцев.
Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский: Некролог.«Журнал Московской Патриархии». 1984. № 12.