Словущий в Суворовском
ДВА «КРЫЛА»
В храм Воскресения Словущего ведут просторные коридоры и широкие лестницы. В коридорах утром ни души — только прославленные полководцы строго глядят с торжественных портретов. Храм, выполненный в стиле русского классицизма, красив и одновременно прост. Скоро начнется Литургия, и он наполнится суворовцами.
Они появятся из глубины училища — оттуда, где сейчас кипит утренняя курсантская жизнь: нужно сделать зарядку, застелить постель, умыться, подготовиться к новому учебному дню.
Приходят в храм люди и из внешнего мира, не имеющие никакого отношения к училищу, а зачастую и к военному делу вообще. Курсанты и люди штатские — два «крыла» этого необычного прихода. Они живут разной жизнью, и пути их пересекаются только здесь, в пространстве храма, на богослужении.
КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТ
Служение священника в кадетском храме, конечно же, сильно отличается от служения в храме обычного прихода. Домовая церковь в учебном заведении закрытого типа подстраивается под его ритм, под его требования и, сохраняя неприкосновенными канонические установления Церкви, которыми нельзя поступиться ни в коем случае, в остальном начинает жить по его правилам. И пастырь, если он действительно хочет вписаться в жизнь военного училища, должен сам стать органичной частью этой жизни, чтобы она его не отторгла. Офицеры — сотрудники училища уверены: им со священником повезло необыкновенно, нашелся именно такой — «свой», бывший офицер ВМФ, который уже в силу военного прошлого за плечами никак не мог стать белой вороной в среде военных и кадет.
Иерей Василий Царицын поставлен на служение в Суворовский храм менее года назад. Выпускника Вольского высшего военного училища тыла распределили в Кронштадт, где он получил хорошую офицерскую должность в Морском кадетском корпусе. Василий стал прихожанином собора Владимирской иконы Божией Матери, помогал восстанавливать храм, пел на клиросе, участвовал в социальном служении. Через некоторое время перевелся на должность офицера-воспитателя. Во взводе были трудные ребята из неблагополучных семей, сироты, много больных. Он старался водить кадетов в храм на Исповедь и Причастие, и дети, по его словам, становились спокойнее и добрее. После пяти лет службы офицером, убедившись, что военная карьера не для него, Василий решил стать отцом Василием.
Первое место служения — родной Владимирский собор, затем командировка в Канаду, служение в соборе Петра и Павла в Монреале, по возвращении — служба в храме преподобного Алексия человека Божия в Горелово. И вот новое назначение — и неожиданное, и закономерное.
Отец Василий быстро влился в жизнь училища. Он сумел найти общий язык и с руководством, и с суворовцами: опыт работы воспитателем в Кронштадтском морском кадетском корпусе оказался в новом священническом служении неоценим.
Справка:
Посещать храм Воскресения Словущего может любой человек, однако, поскольку он находится при военном заведении, нужно заранее согласовать первое посещение. Ничего сложного в этом нет. Всего лишь необходимо сообщить свои данные — ФИО и номер телефона, настоятелю храма по телефону: 8 (951) 679-12-25
СВЯЩЕННИК-ПЕДАГОГ
— Важно, — говорит отец Василий, — чтобы священника воспринимали не только как священнослужителя, но и как миссионера. Недостаточно появляться здесь два раза в неделю, по субботам и воскресеньям, для совершения богослужений. Доверия детей так не приобрести, это будут очень формальные отношения.
И отец Василий приходит в Суворовское училище в учебные дни: не только в качестве священника, но и как педагог дополнительного образования.
Каждый день в училище расписан по минутам. Свободного времени у ребят почти нет, распорядок дня жестко регламентирован: уроки по курсу школьной программы сменяются курсами дополнительного образования, не посещать которые мальчишки просто не могут. Поваляться после обеда на кровати — это не про суворовцев.
Дополнительные курсы делятся на несколько направлений: спортивные занятия, кружки военно-технического профиля (например, авиа- и судомоделирование), творческие (КВН, вокальная группа), углубленное изучение школьных предметов (для тех, кто участвует в школьных олимпиадах) и духовно-нравственное направление. Последнее и есть сфера ответственности священника: отец Василий проводит с суворовцами беседы о культуре народов России. История страны, подвиги, герои, слава русского воина — есть о чем поговорить. А кроме того, — богословские темы, духовные искания: вопросов у ребят возникает много, и они не стесняются задавать их священнику.
— На мои занятия не только православные приходят — они для всех, — поясняет отец Василий. — Ребята из мусульманских семей интересуются, чем ислам отличается от христианства. Я говорю прежде всего о разнице в понимании фигуры Христа: для вас Он пророк, для нас — Богочеловек. Но напоминаю, что у этих двух религий общие корни.
ДЕЛА АЛТАРНЫЕ
— Разрешите задать вопрос!
— Разрешаю, — с улыбкой отвечает женщина, стоящая за свечным прилавком.
Субординация остается с кадетами и на богослужении. Дисциплина — тем более: на Литургии суворовцы стоят по струнке, все вместе, не рассредоточиваясь по храму, ни одного лишнего звука — полный порядок. Будто и не дети пришли вовсе. Несколько человек идут в алтарь помогать настоятелю. Хотя алтарничество здесь не столько помощь священнику, сколько способ заинтересовать мальчишек, приходящих в храм.
— Мне постоянно приходится заниматься миссионерством, — говорит отец Василий, — думать о том, как привлечь ребят к Богу, не оттолкнуть их от себя и от Церкви, как наиболее доходчиво рассказать им, что такое христианство. Мне кажется, непосредственное участие в богослужении — один из лучших способов.
Сегодня в алтарь взяли Максима и Даниила, они учатся на втором курсе, что соответствует шестому классу обычной школы. Семьи у них, как рассказывают ребята, верующие, но не воцерковленные, поэтому к приходской жизни привыкать им приходится уже в училище. Послушание, конечно, нетрудно для кадет, живущих по строгому расписанию. В основном алтарникам-суворовцам доверяют «технические» моменты богослужения: открыть Царские врата, зажечь свет на вечерне и Всенощном бдении. Но даже одно это пробуждает в мальчишках интерес к богослужению и желание вникать в него глубже. Именно поэтому настоятель старается, чтобы служение в алтаре коснулось как можно большего количества юных прихожан.
Помогают в алтаре и взрослые. Один из них, Игорь Платошин — из самых первых прихожан храма. Он пришел сюда в 2001 году, с началом возрождения православной жизни в тогда еще Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, помнит все этапы реставрации храма и рассказывает, что она потребовала немало усердия:
— Восстанавливали всё по фотографиям, — говорит Игорь. — В советское время здесь размещался музей Артиллерийского военного училища. Начальник Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Евгений Михайлович Ермолов привлекал спонсоров и высокопоставленных чиновников, которые очень помогли в возрождении храма. Но, увы, вернуть полностью первозданный вид невозможно — за прошедшее время здесь произошли капитальные изменения.
ОФИЦЕРСКАЯ ВЕРА
Среди офицеров — сотрудников училища тоже есть прихожане, которые стараются по мере возможности посещать богослужения. Заместитель начальника училища по воспитательной работе подполковник Андрей Михайлович Крыжановский рассказывает, что его путь к вере начался, когда он еще был курсантом. Учился в Военно-политическом строительном училище в Симферополе, рядом был действующий храм, куда в свободное время он любил наведываться. Потом по долгу службы часто встречался со священниками, которых называет «очень достойными пастырями».
— Всегда, работая на воспитательных должностях, я старался привлекать священников для бесед с учениками, — говорит Андрей Михайлович. — Без духовной составляющей процесс воспитания очень сложен. Сегодняшнее поколение, воспитанное на клиповой культуре, очень тяжело воспринимает даже те смыслы, которые закладывались в наши души в детстве. Чтобы ребята посмотрели хороший советский фильм, нужно их серьезно подготовить: обсуждать, рассказывать. Работа нужна постоянная.
Андрей Михайлович считает, что священник в Суворовском училище обязательно должен уметь найти индивидуальный подход к ребенку:
— Важно, чтобы у суворовца была возможность исповедоваться, прийти к священнику и поделиться своими проблемами. Какое-то время, на младших курсах, они выполняют все наши требования, мы для них беспрекословный авторитет. Потом начинается подростковый период, и всё меняется. Им у нас очень непросто: они живут, можно сказать, в режиме постоянного послушания, какого и в некоторых монастырях нет. Колоссальная нагрузка, постоянная работа над собой — всё это надо ставить на надежный фундамент, который может дать вера.
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ОКЕАНА
По воскресеньям Тамара Кцоева и Лариса Синеок встают в шесть утра, чтобы вовремя добраться из Горелово в центр Петербурга. С отцом Василием они познакомились в храме Алексия человека Божия, где тот вел воскресную школу для взрослых:
— Многие за ним тянутся, — рассказывают они, — он очень общительный, доброжелательный.
Лидия Егорова когда-то была прихожанкой храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Ее дочь, член общины собора Петра и Павла в далеком Монреале, познакомилась с отцом Василием, когда он служил в Канаде. Лидия Алексеевна стала помогать священнику по его возвращении в Россию:
— С тех пор я и помогаю, — говорит она. — Мы все, прихожане, заботимся о храме — вместе убираем после богослужения, вместе готовим праздники, вместе организуем паломничества. Всё делаем вместе.
ПЕРВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Пока номер готовился к печати, в храме Воскресения Словущего должно было совершиться первое Крещение. На протяжении нескольких встреч отец Василий наставлял учащегося выпускного курса Суворовского училища Никиту Грибанова в вере, чтобы тот входил в Церковь осознанно, с пониманием, какой шаг он совершает. Молодой человек сам попросил священника о подготовке к Таинству. Значит, занятия под руководством отца Василия не пропадают даром.