Скульптурные шедевры: классика и неоклассика
В Эрмитаже с 30 апреля можно будет увидеть шедевр греческой скульптуры эпохи архаики, предоставленный музеем Акрополя. Мраморная статуя коры (греч. «кора» — девушка) была создана в 510–520 годах до Р. Х. Мраморные девы, посвященные Афине, украшали храм богини в Афинском Акрополе. Всегда нарядно одетые, коры запечатлены словно делающими шаг вперед, выходящими из состояния неподвижности к свободе, — именно свободой характеризуется классическая греческая скульптура. Большинство этих статуй, поврежденных во время греко-персидских войн, были бережно погребены горожанами в землю. Их обнаружили много веков спустя — во время раскопок в Афинском Акрополе в 1886 году. Найденные скульптуры были пронумерованы, а некоторые из них даже получили прозвища. Кора 670 — одна из самых прекрасных мраморных дев. В правой руке девушка держала (часть изваяния утрачена) дар Афине, а левой придерживает гофрированный хитон. На волосах, одежде и украшениях коры сохранилась краска, и это дает возможность представить, как выглядела греческая скульптура.
В Европе Нового времени представление о белоснежной греческой скульптуре — «миф о белой Греции» — сформировалось благодаря записям французского историка Эрнеста Ренана, поднявшегося на Парфенон в середине XIX века. Пораженный его красотой, историк в сердцах назвал весь остальной мир прибежищем варваров, и противопоставил белокаменный от времени Парфенон пестроте культуры Востока.
На самом же деле большая часть греческих статуй, включая лучшие образцы греческого искусства, утрачена. Греческая скульптура известна по копиям римского времени, оставившим нам лишь отдаленное представление о шедеврах греческого искусства. Однако именно благодаря этим копиям распространилось мнение, будто греческая скульптура была бесцветной… В XIX веке ученые окончательно пришли к мнению, что для древних греков белый цвет был символом незавершенности, а иногда и беспорядка. В Древней Греции было принято расписывать фронтоны храмов, скульптурные фризы и мраморные статуи яркими красками — точно так же, как в Средние века расписывали соборы.
Греческая монументальная скульптура эпохи архаики в залах Эрмитажа будет представлена впервые. Чудом сохранившаяся скульптура коры позволяет прикоснуться к колыбели греческого искусства — фундаменту всей европейской культуры.
Традиции античного искусства в полной мере были восприняты в Санкт-Петербурге. Кроме парадной скульптуры — визитной карточки города, — скульптура стала еще и неотъемлемой частью петербургского интерьера. В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа весь апрель и бóльшую часть мая будет действовать выставка «”Создания руки, резцом вооруженной“… Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века». Здесь собрана скульптура, украшавшая покои императорских и великокняжеских дворцов, а также частных домов горожан. Изначально эти изваяния, среди которых есть и настоящие произведения искусства, были известны лишь узкому кругу петербуржцев. Это скульптурные произведения на сюжеты античной мифологии (прекрасная скульптурная группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы, украшавшая Юсуповский дворец; привезенный в Санкт-Петербург бюст «Фавн», сменивший несколько знаменитых хозяев и некоторое время считавшийся работой Микеланджело), портретные бюсты и статуи (например, статуя императрицы Александры Феодоровны, созданная по заказу императора Николая I).
На выставке можно будет увидеть работы самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма — Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена, их талантливых учеников и последователей, а также других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века. В экспозиции широко представлены и акварели, интерьерные зарисовки, на которых запечатлены эти скульптуры. Некоторые из них позволяют увидеть утраченные или недоступные простому посетителю интерьеры знаменитых дворцов. Всего на выставке экспонируется свыше 70 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа (более 30 скульптур и 40 акварелей).