Синие купола среди новостроек. Храм Воскресения Христова в Шушарах
ЧЕЛОВЕК ИЗ МАШИНЫ
— Это было в 2003 году, — вспоминает настоятель храма иерей Евгений Федосеенко о начале строительства церкви. — Стою я здесь на болотистом участке, что-то лопатой ковыряю. Останавливается автомобиль, выходит из него человек и спрашивает:
— Что, батюшка, червей на рыбалку копаете?
— Нет, отвечаю — часовню вот направили строить, присматриваюсь.
— Ну так я вам помогу.
Человеком из машины оказался генеральный директор и совладелец строительной компании «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров. Именно «Дальпитерстрой» возводит 95 процентов всех новых объектов в Шушарах — жилых и коммерческих.
— То, что застройщик безвозмездно строит капитальные объекты, — явление нередкое. Кто-то уделяет повышенное внимание спортивным сооружениям, кто-то торговым, а у нас благотворительность направлена на храмовые постройки, социальные объекты, — объясняет политику компании Аркадий Скоров. — В Парголово строим Ольгинские приюты — коттеджи для семей, усыновивших пять и больше детей, антиабортный центр.
Уже сейчас в Шушарах проживают 66 тысяч человек, в а дальнейшем население здесь должно перевалить за 70 тысяч. На полноценный, по российским меркам, город приходится пока что один-единственный храм. Невольно он становится также и центром притяжения культурной и социальной жизни — соответствующая инфраструктура здесь развита пока слабо. А вот при приходе работают и воскресная школа, и спортивные секции, и общественная столовая, и даже детский сад.
Справка
Компания «Дальпитерстрой» была организована в 1998 году. «Дальпитерстрой» — крупная строительная организация региона, имеющая допуски к работам по проектированию и строительству с функциями генподрядчика. К началу 2016 года введено в эксплуатацию 73 новостройки, в стадии строительства находилось 49 объектов. В настоящий момент «Дальпитерстрой» является одной из крупнейших строительных компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области.— Любой строитель на моем месте оказал бы помощь, — говорит Аркадий Скоров. — Община здесь существовала давно, а храма не было. Можно, конечно, в Купчино ездить, но это неудобно. Поставили крест, начали строить часовню, причтовый дом, потом уже сам храм. Раньше земля принадлежала сельскохозяйственно-производственному кооперативу, но прежние владельцы отказались от неё в пользу города, а власти Петербурга сразу же определили под строительство культовых сооружений.
ГЛАВНОЕ — ЕВАНГЕЛИЕ, ОСТАЛЬНОЕ — ПО НАИТИЮ
Часть средств на строительство храма пожертвовали благотворители из Якутии. Это неудивительно: настоятель шушарской церкви протоиерей Евгений Федосеенко — уроженец этого далекого региона.
— В Петербурге я с 1997 года. До этого отучился два года в Московской духовной семинарии, но заканчивал уже Петербургскую. Сначала служил диаконом в Свято-Троицком храме в Колпино, потом там же священником. И только через четыре года меня направили сюда, ну а историю о том, как начиналось строительство, вы уже слышали.
Вместе с отцом Евгением в храме служат еще несколько священников. Иерей Петр Филонов приехал в Петербург с Украины в 2000 году, уже здесь заканчивал Духовную семинарию и академию. Отец Петр — потомственный священник, его отец и дед были священнослужителями. Но семья, рассказывает он, никогда не настаивала на том, чтобы он избрал ту же стезю, что и его предки. Решение поступать в семинарию было принято самостоятельно:
— И все равно у меня был некий трепет перед тем, что мне суждено стать священником. Иногда я успокаивал себя, что принимать сан не обязательно, что можно остаться просто преподавать. Когда владыка Амвросий предложил рукополагаться, я решил, что не могу ослушаться, раз на то воля Божия: Господь ведет каждого тем путем, который ему наиболее полезен. И ни разу я не пожалел, что стал священником.
На приходе отец Петр отвечает за катехизацию. В этом храме она длится недолго — всего два занятия, за которые надо успеть дать понять человеку, желающему принять Крещение, что приобщение к Церкви — это не просто ни к чему не обязывающее ритуальное действо, а начало на долгом пути изменения себя.
— Уровень понимания у всех разный, — говорит отец Петр. — Бывает тяжело. Задача — рассказать базовые вещи и восполнить пробелы в знаниях. Перво-наперво я спрашиваю человека, что он вообще знает о христианстве. И уже отталкиваясь от этого, строю дальнейшую беседу. Важно, чтобы Таинство Крещения не легло на душу мертвым бесполезным грузом. Было, что человек пришел, и на вопрос, зачем ему это нужно, ответил: «Да жена уже замучила». Так нельзя.
За социальную работу в храме отвечает иерей Сергий Конониренко. Каждый вторник он навещает обитателей Дома ветеранов-архитекторов в Пушкине. В народе он называется просто «Дом архитекторов», хотя сегодня это уже обычный дом престарелых, никак не привязанный к архитекторскому сообществу.
— Подопечных у меня немного, — рассказывает отец Сергий. — Cемь бабушек и один дедушка. В обязательном порядке мы с ними обсуждаем евангельские зачала, предстоящие церковные праздники, ну а в остальном — по наитию. Одна бабушка всю жизнь проработала учителем литературы, в 50-е годы прошлого века окончила филологический факультет ЛГУ. Очень любит русскую классику, поэзию Золотого века, знает много наизусть из Пушкина, Лермонтова. Конечно, когда речь заходит о книгах, она задает тон беседе.
ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР
Приходской комплекс в Шушарах выглядит солидно, если не сказать больше. Он вполне достойно смотрелся бы в качестве главного храма в промышленно развитом российском городе средних размеров: храм Воскресения Христова, часовня Ксении Блаженной, большой трехэтажный приходской дом и еще недостроенная пекарня с прилегающими — красоты ради — фрагментом «монастырской» стены и звонницей. Всё, кроме приходского дома, спроектировал архитектор Сергей Крюков. Сейчас он регулярно приезжает на приход, чтобы проконтролировать ход оставшихся работ.
— Трудно сказать, почему храм задуман именно таким, какой он есть, — говорит Сергей Игоревич. — Бывает, что в основе лежит какая-то концепция, но чаще — нет. Просто мне представился такой храм, я составил проект, строители воплощают его в жизнь.
На самом деле это «просто представился» — конечно, результат многих лет вдумчивой учебы и практики. Настоятель прихода отец Евгений замечает, что Сергей Крюков — один из самых плодовитых архитекторов современного Петербурга. И правда, ему принадлежат проекты не только известных храмов — помимо церкви в Шушарах это еще и Троицкий собор в Колпино, храм святителя Николая там же, несколько церквей в Ленинградской области, — но и причтового дома Феодоровского собора в Петербурге, бизнес-центра «Лиговский проспект» и некоторых других построек.
— Не каждому удается оставить такой яркий след во внешнем облике Санкт-Петербурга, — говорит настоятель. — Мы можем гордиться, что наш храм проектировал Сергей Игоревич.
Работать с «Дальпитерстроем» Сергей Крюков стал при участии отца Евгения, когда еще «мучился», как сам признается, с постройкой Троицкого собора в Колпино, где служил тогда будущий настоятель шушарской церкви.
— Отец Евгений познакомил меня с Аркадием Анатольевичем Скоровым, и он на свой риск взял меня в команду, поручил проектировать этот храм. С тех пор трудимся вместе.
ДЕТСКИЙ САД ПРИХОДСКОГО ТИПА
Пространство между храмом и приходским домом занято детской площадкой — качели, горки, карусели. Говорят, городской Генплан предусматривал здесь размещение парковки, но места для стоянки автомобилей удалось равномерно распределить по всему району, а тут сделать место для игр на открытом воздухе. Каждый день примерно в полдень сюда под присмотром воспитателей выбегают играть ребятишки из приходского детского садика.
Часто ли можно встретить детские сады при храмах? В Шушарах это просто необходимость: в поселке всего три муниципальных детсада, и детей в них «утрамбовывают» по максимуму. И ждать своей очереди на получение места в государственный садик приходится дольше, чем в среднем по Петербургу. Многие из тех родителей, кто должен работать, а перспективы устроить ребенка в муниципальное учреждение имеет весьма нескорые, обращаются в частные детские сады. Садик при приходе Воскресенского шушарского храма как раз из их числа. «Мы поздно встали на очередь в сад, поэтому места у нас нет, ребенок ходит в садик при церкви, а вообще тема очень больная и многим знакомая». — «А кто-нибудь знает про садик при церкви? Он платный? Со скольки лет там детишек берут?» — «Да, этот садик платный, я туда сына вожу, берут, кажется, с двух лет», — такими репликами пестрят интернет-форумы, посвященные обсуждению жизни в Шушарах.
— Сначала мы открыли просто развивающий центр для детишек, — рассказывает настоятель. — Игры, обучающие занятия… Про садик и не задумывались, родители сами стали просить оставлять детей на целый день.
В детском саду три группы: одна для детей 3–4 лет и две для ребят постарше — 5–6 лет. И хотя у каждой группы своя комната с игрушками, кроватками и развивающими книжками, сообщение между ними свободное, дети могут перебегать из одной в другую, чем с удовольствием пользуются. Получается, что старшие постоянно общаются с младшими — в лучших традициях «продвинутых» педагогических систем.
— Это на самом деле очень здорово, — считает воспитательница Ольга Коробкина. — Старшие помогают младшим, водят их за руку на прогулку, учат снимать-надевать ботинки, вовлекают в игры. Как в большой семье. И воспитатель успевает уделить всем должное внимание, обнять, утешить, если что-то пошло не так. Кроме того, развивающие занятия можно проводить почти что в индивидуальном порядке: двое заняты лепкой, двое рисованием; это очень удобно и педагогам, и детям.
В приходском детском саду помимо обязательных общеобразовательных программ дети могут заниматься английским языком, рукоделием, пробовать силы в театральном кружке. Проводятся и уроки благочестия, где детям, сообразно возрасту, конечно, рассказывают об основах духовной жизни.
Директор детского сада Маргарита Краснослободская замечает, что еще одно немаловажное его отличие от муниципальных учреждений в том, что родители, впервые приводя свое чадо в группу, могут остаться вместе с ним, чтобы не травмировать психику ребенка тем, что внезапно надолго оставляют его одного:
— Сейчас у нас как раз идет формирование групп, набираем новичков. Родители могут спокойно прийти и пообщаться с детьми, а не так, как в государственных детсадах, где дальше раздевалки не пускают. У нас детский сад домашнего типа.
«ДОМО-КОНТАКТ»
Спустившись с третьего этажа, где расположен детский сад, в подвальное помещение приходского дома, вы попадете в тренажерный зал, укомплектованный не хуже некоторых спортивных клубов. Любой желающий может приобрести абонемент и приходить сюда заниматься. А в смежном с «тренажеркой» помещении проходят тренировки детей и взрослых по смешанному виду единоборств «ДоМо-контакт», разработанному во второй половине прошлого века нашим соотечественником Валерием Боровковым. Занятия проводятся по понедельникам и средам. Тренер Андрей Томилин, а по совместительству алтарник храма, занимается и с самыми младшими спортсменами — возрастом до четырех лет, и со взрослыми. Правда, малыши больше просто бегают, приседают и играют в подвижные игры — никаких спаррингов и отработки боевых приемов в их расписании, конечно, нет.
Приходской спортивный клуб, носящий имя Александра Невского, существует с самых первых дней прихода. Открыт он для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.
— Бывает, что люди приходят в храм через спортзал, бывает, наоборот, прихожане интересуются тренировками, — говорит тренер.
Справка
Стиль «ДоМо-контакт» объединяет в себе арсенал ударной и бросковой техник, а также техники владения деревянными предметами в качестве оружия. В первые годы обучения стилю «ДоМо-контакт» изучаются базовые позиции (стансы), жесткие атакующие действия и мягкие лаконичные формы защиты и уходов, навыки владения шестом и круглой гимнастической палкой. По мере освоения в занятия включаются элементы акробатики и бросковой техник: прыжки, броски, кувырки и падения.В детстве Андрей Томилин, сын военного, хотел пойти по стопам отца и думал поступать в Рязанское военное училище. Но подвело плохое зрение.
— С 1993 года я начал преподавать, был и старшим тренером Школы единоборств «ДоМо», был и вице-президентом. О религии стал всерьез задумываться после окончания психологического факультета университета имени Герцена. Недолго интересовался восточными учениями, в основном системой Шри Ауробиндо, но чувствовал, что не наше это. Пришел к православию, понял, что если у человека Бог на первом месте, то всё остальное выстроится само. Сейчас веду в Духовной семинарии уроки ОБЖ и физкультуры, студенты хотят, чтобы открылась и секция по единоборствам, но посмотрим, что скажет на это владыка ректор.
СТРОЙКА И ФРУКТОВЫЙ САД
До завершения строительства приходского комплекса еще далеко. Тут и там снуют рабочие, тяжелая техника подвозит строительные материалы к зданию будущей хлебопекарни — здесь будут выпекать не только и не столько просфоры, но просто натуральный вкусный хлеб. Но время, пусть и прошло его совсем немного, не щадит и уже готовые постройки. За последние годы прохудилась кровля храма, в этом году её пришлось местами ремонтировать, местами менять:
— Меняли порядка тысячи квадратных метров кровельного покрытия, — говорит настоятель. — Кто виноват? Наш климат. В Петербурге больше сотни колебаний температуры от плюса к минусу и обратно за сезон. Срок службы металлической кровли в таких условиях — 10 лет.
Прихрамовая территория тоже не обрела еще свой окончательный вид. Большой вклад в её оформление вносят сами прихожане, вернее, прихожанки. Радующее глаз разноцветье клумбочек — полностью их начинание. А рядом с приходским домом разбит небольшой яблоневый сад. Но в этом году урожай не задался, в отличие от прошлого:
— С яблонями всегда так, — поясняет отец Евгений, — год плодоносят, год отдыхают.
Не готово пока и внутреннее убранство храма. Сейчас мастера расписывают алтарную часть — и это только начало.
— Работы еще много, — заключает настоятель. — Но главное, что у нас сложился полноценный приход. Люди могут посещать богослужения недалеко от дома, а не ехать в Купчино или Царское Село.