Силач, который не любит драться
Что такое «здоровый дух»?
— «В здоровом теле — здоровый дух», — гласит поговорка. Однако у спортсменов физическая подготовка не всегда сопряжена с духовным и личностным ростом. Как столь далекое от христианской жизни занятие обратить к духовной пользе?
— Раньше у меня не было как такового представления о духовности. Да, я был верующим, ходил в церковь. Но «если сердце не молится, напрасно трудится язык», и очень многие об этом забывают. На мой взгляд, вера заключается не только в том, чтобы просто посещать храм, богослужения. Каждое утро, проснувшись, я повторяю: «Спасибо, Господи, за то, что Ты делаешь для меня, за то, что Ты меня любишь, что дал мне троих детей, что дал мне здоровье. Воспитывай меня как Своего сына. И пусть Твои уроки, которые Ты мне преподал, порою бывают сложными, я знаю, что это мне во благо». В этом, по-моему, и заключается духовность. И если я двигаюсь в правильном направлении, то чувствую себя уверенным, защищенным, чувствую, что всё будет хорошо.
Бодибилдинг
или культуризм — свое- образный конкурс красоты, где судьи оценивают мускулатуру позирующих участников по объёму, эстетичности пропорций, а также симметрии и сба- лансированности, и определяют культу- риста с наиболее совершенным, по их мнению, телом. Создателем культуриз- ма считается Чарльз Атлас, который в 1950-е годы разработал программу физических упражнений, ставшую из- вестной благодаря рекламной кампа- нии с именем и образом Атласа. Первый неофициальный чемпионат СССР про- шел в 1971 году в Северодвинске.
— Часто ли вы встречали среди профессиональных спортсменов людей, сумевших сочетать карьеру и веру?
— Редко, но попадаются. Надеюсь, скоро у меня состоится встреча с Фёдором Емельяненко — он живой пример такого сочетания. Это заметно по тому, как он ведет бой: он не проявляет злой агрессии к своему сопернику.
— Во время одной из тренировок вы получили едва ли не самую страшную для бодибилдера травму — разрыв мышц груди. После этого вам пришлось покинуть большой спорт. Какие у вас тогда были внутренние установки?
— Раз Господь послал мне травму, значит, это было нужно. Хотя бы для того, чтобы я мог сегодня соревноваться с ведущими спортсменами и доказать ребятам, считающим, что травма ставит крест на карьере, обратное: что при любых обстоятельствах можно и нужно двигаться дальше. Верующий человек должен идти к своей цели несмотря ни на что. Как мы победили в Великой Отечественной войне? Именно благодаря силе русского духа. Правда, сейчас я уже сомневаюсь, осталась ли в русском человеке эта сила: слишком много коммерции и очень мало духовности… к сожалению, и в Церкви тоже. Поэтому я не посещаю городские храмы, мне больше нравятся уединенные места: я часто езжу в монастырь Александра Свирского.
Аалександр Фёдоров
родился в 1978 г. в ленинграде. с детства увлекался различными видами спорта: от футбола до тхэквондо. силовые тренировки начал в 14 лет, в 1994 г. выступил на первых в своей жизни соревнованиях по силовым видам спорта, первую победу одержал в 1996 г. на первенстве Санкт-Петербурга, а в 1997 Г. выиграл свой первый международный турнир — German Open. В 1999 Г. Александр Федоров завоевывает серебро Чемпионата Европы, а в 2003 г. — золото. Два года подряд принимает участие в конкурсе «Гран При Россия», составляя достойную конкуренцию мировым звездам бодибилдинга. В 2005-М стал первым россиянином, заслужившим право принять участие в престижном конкурсе Mr. Olympia. В 2006 г. из-за спортивной травмы уходит из большого спорта. В 2014-М возобновляет карьеру. Женат, воспитывает троих детей.
Самоанализ и монастырская тишь
— Почему вам приглянулся именно этот монастырь?
— Монастырь мы выбрали вместе с моим духовником иереем Александром Гавриловым(настоятелем храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Васильевском острове. — Прим. ред.). Батюшка часто бывал в обители и много рассказывал мне о ней. Мне нравится там, где можно побыть наедине с самим собой и пообщаться с Богом. Иной раз даже слов не подобрать, чтобы рассказать об этом… Бывает, подходишь к озеру, видишь часовенку, и, с одной стороны, хочется там оказаться, а с другой — пусть она остается вдалеке, чтоб можно было ею любоваться и представлять, как плыл по озеру на лодке Александр Свирский.
Поездки в монастырь дают мне дополнительные силы, очищают душу. Ты отстраняешься от городской суеты. Из этих мест возвращаешься совсем другим человеком.
— Но в духовной жизни важнее не просто успокоиться и отрешиться от мира, а суметь понять свой грех.
— Да, главное — не обманывать самого себя. Когда мы едем в монастырь вместе с отцом Александром, проговариваем многие спорные и непонятные мне жизненные моменты. Получается своего рода исповедь. Узнаешь о себе правду. Я не уверен, что дошел в этом внутреннем самокопании до конца, но хотя бы понял, в чем суть, в каком направлении двигаться дальше. На мой взгляд, начло духовной жизни именно в таком самоанализе и состоит.
— Насколько для вас важна поддержка семьи и близких? Наверное, судьбы жен профессиональных спортсменов в чем-то похожи на судьбы жен военных или моряков: редкие встречи, отъезды, напряженный график. Как найти гармонию в семейной жизни?
— Без поддержки никак. Бодибилдинг не индивидуальный вид спорта. Это на сцене выступает один человек, а работает с ним большая команда. Даже моя теща, которую я и тещей-то назвать не могу, потому что она для меня как мама, переживает, чтобы я вовремя поел. Это дорого`го стоит. Семья для меня очень важна. Первым человеком, с которым я посоветовался по поводу своего возвращения в бодибилдинг, была моя жена. В семье главное — согласие.
Александр Фёдоров выступает как спортсмен и как ведущий мастер-классов, семинаров и лекций, с которыми только за последний год побывал в США, Эстонии, Белоруссии и многих городах России. Они посвящены не только тому, как набрать сухую мышечную массу, как тренироваться или питаться, но и спортивной психологии, тем душевным ресурсам, которые спортсмен может использовать для достижения результата. Сам Александр признается, что в своих лекциях часто использует то, что приобрел в церковной жизни.
О наставниках
— Александр, вы много говорите о своем духовнике. А как вы познакомились?
— Знаете, меня Господь очень любит. Повторюсь: всё, что в моей жизни случается, — всё неспроста. Сейчас мне 37 лет, и если бы кто-то спросил: «Саш, что бы ты поменял в своей жизни, будь такая возможность?» — я бы ответил: «Ничего!» Вот, например, моя травма: ведь именно в тот сложный период и появился в моей жизни отец Александр. Состояние мое было очень плохим. Тяжело не столько потому, что у меня искусственная мышца и я не чувствую из-за этого плеча, а прежде всего психологически. Я, молодой целеустремленный человек, превратился в 80-летнего старика. Я не могу жить без цели в жизни. Некоторые, встав утром, стремятся лишь быстрее закончить рабочий день и усесться перед телевизором с бутылкой пива — такой образ жизни не для меня. Мне казалось, что никто не может помочь. И тут мне звонит Александр Муромский (капитан силовой команды «Русские богатыри». — Прим. ред.): «Сань, к тебе придет батюшка… Он хочет прийти в форму». Я священника принял, рассказал, как правильно питаться, показал упражнения. А потом попросил: «Можно теперь я с вами поговорю о своем?» На следующий день прихожу в церковь, поднимаюсь к отцу Александру наверх в келью. Поговорили с ним 15–20 минут, так мне показалось. А вышел на улицу — уже стемнело! Прошло часов пять! После этого мы подружились, я начал ходить на службы, причащаться, воцерковляться.
— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать наставник, будь то учитель в вере или в спорте? Ведь вы тоже своего рода наставник для начинающих бодибилдеров.
— Я стараюсь им быть, и говорят, что у меня неплохо получается. Наверное, это мое призвание, но сначала, я считаю, нужно добиться определенного результата. Мотивировать, не имея собственных достижений, значит быть просто очередным теоретиком. Другое дело — когда ты придумал теорию, на себе испытал ее и получил результат.
Слабости сильных
— У спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, существует запрет на использование своих навыков в быту. А у бодибилдеров есть подобные табу?
— Честно скажу, что последний раз в своей жизни дрался еще в школе. И не хочу. Нормальный мужчина может обидеть языком, а не кулаком. А еще лучше — вообще избежать стычки, если ты мудр. Любой конфликт может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Поэтому я стараюсь их совсем избегать.
— Датский фотограф Хоаким Ладефогед в своей книге о бодибилдерах цитирует одного из спортсменов: «У спринтера есть время, чтобы обогнать, у тяжелоатлета есть вес, а у бодибилдера есть только зеркало». Разделяете ли вы утверждение, что для успеха в бодибилдинге нужно быть себялюбивым и даже нарциссическим?
— С помощью зеркала бодибилдер контролирует себя. Оно помогает выполнять упражнения, помогает в постановке произвольной программы. Но бывает и так, что человек начинает собой любоваться: сам ничего из себя не представляет, а поглядит в зеркало — и скажет, что он лучший. Потом, выступая на соревнованиях, займет предпоследнее место. «Меня засудили, я шел как минимум вторым», — утверждает. А я смотрю и понимаю: хорошо, что не последний. И тогда это действительно беда, нарциссизм.
— Есть такое понятие, как спортивная злость? И как справиться, если выходит, что злость направлена на соперника, а не на самого себя?
— Спортивная злость вредит, убивает концентрацию. Зачем злиться на соперника? Стань лучше сам! Злость вызывает зависть, это порок, который отдаляет от Бога. А я хочу быть ближе к Нему.