Школа для учителей
Каждый модуль — любимый
Слушатели курса — не только учителя общеобразовательных школ, которые хотят получить знания и навыки для преподавания основ православной культуры и духовно-нравственной культуры народов России, но и педагоги воскресных школ. Руководитель программы кандидат искусствоведения Виктория Гусакова еще прежде открытия «Православной школы» много лет занималась изучением педагогического потенциала традиций православной культуры.
— У меня было масштабное педагогическое исследование с апробацией в разных регионах России, где я работала непосредственно со школьниками, и мои коллеги также трудились по предложенной мною системе. И когда я увидела, что моя разработка системы духовно-нравственного воспитания школьников приносит плодотворные результаты, я решила создать программу «Православная школа» уже для подготовки учителей, которые хотели бы преподавать предметы гуманитарного цикла в традициях православия, — рассказывает Виктория Олеговна.
Одним из затруднительных моментов на старте курса был вопрос о совмещении на одной программе светских учителей и педагогов воскресных школ. Поэтому первый год «Православной школы» был экспериментальным. Опыт показал, что это не просто возможно, но и необходимо: светские учителя владеют на достаточном уровне образовательными методами и технологиями, но им не хватает богословских знаний, а их коллеги из воскресных школ такие знания имеют, но не всегда свободно ориентируются в современных методиках. Совместно посещая программу, они взаимно дополняют друг друга.
В составе «Православной школы» несколько модулей, причем каждый достаточно самостоятелен.
— Когда я начинаю каждый модуль читать, то всегда говорю, что он мой самый любимый. Я действительно не могу разделить, какой мне нравится больше или меньше. Потому что я не могу давать учителям ничего, что бы сама не узнала, не пережила, не попробовала, где не нашла бы правильного решения, — делится Виктория Гусакова.
Первый модуль называется «Духовно-нравственные основы культуры». Он учит говорить с детьми разных возрастов на глубокие нравственные и духовные темы, используя художественное наследие нашей культуры. В создании этого блока большую роль сыграла кандидатская диссертация Виктории Гусаковой по искусствоведению «Церковная живопись конца XIX — начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи», защищенная в Академии художеств. Именно эти наработки и стали основой модуля. В рамках раздела слушатели знакомятся с основными дидактическими единицами и учатся интегрировать их в план урока, через художественные произведения, музыкальные образы рассказывать об эпохе, героях. Задача — не только вызвать у детей эмоциональные переживания, но и научить их рассуждать, выражать свои мысли, создавать творческие произведения, находить смыслы и символы в русской иконописи и в других произведениях искусства.
Для этого на занятиях Виктория использует фотографии, которые делает сама, репродукции, слайды, музыкальное сопровождение, фрагменты из фильмов. Этим материалом она щедро делится со своими слушателями, а те пробуют делать похожие работы самостоятельно. Практические задания сопровождают весь курс.
Второй блок посвящен наследию православных педагогов. Он также имеет свою предысторию.
— Когда я работала над своим педагогическим исследованием, а оно у меня называлось «Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников», то перечитывала наследие педагогов-классиков — Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Рачинского — и стала вдруг обнаруживать в их трудах евангельские основы, — говорит Виктория Олеговна. — Тогда я обратилась к чтению святых отцов и несколько месяцев подряд по ночам читала «Добротолюбие» в переводе Феофана Затворника. Святитель Феофан Затворник уже давно был для меня очень важным теоретиком педагогической мысли. Затем я познакомилась с произведениями отца Иоанна (Маслова) (схиархимандрит Иоанн (Маслов; 1932–1991) — один из последних глинских старцев, духовный писатель, богослов. — Прим. ред.), и во многом через него я начала читать святителя Тихона Задонского. А следующим глубоким открытием для меня были труды аввы Дорофея и преподобного Иоанна Лествичника.
В центре этого блока — духовное педагогическое наследие. Опорные фигуры периода раннего христианства в разделе — Климент Александрийский, авва Дорофей, святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобные Антоний Великий и Иоанн Лествичник. Затем следует изучение наследия святителя Димитрия Ростовского и театра, который он организовал в своей школе, эпохи архиереев и практики создания архиерейских школ после указа Петра I. Затем слушатели обращаются к трудам педагогов XIX–XX века.
— Опыт наблюдения за красотой мира, описываемый Сухомлинским, фактически восходит к аскетическим опытам, к созерцанию. Для меня очень важно, чтобы учителя поняли духовный смысл созерцания и учили этому своих детей. Я и сама использую этот метод, когда просто нужно дать детям в суете будничного дня остановиться и увидеть красоту, пускай это будет даже в обычном современном районе нашего города, где нет ни выдающейся архитектуры, ни музеев. Уметь просто любоваться листвой, услышать, как поют весной птицы, — рассказывает Виктория Гусакова.
Еще один небольшой модуль в программе — «Возрастная педагогика и психология». Он основывается на христианской антропологии и психолого-педагогических трудах отца Василия Зеньковского, современных авторов — например, профессора ПСТГУ Ольги Янушкявичене. Этот модуль показывает, как воспитывать человека сообразно его возрасту.
Земное и Небесное Отечество
Курс «Воскресная школа XXI века. Организация воскресных школ на приходах» читает сотрудник епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Константин Мальцев. Здесь идет речь о создании на приходе здоровой духовно-образовательной среды, в которую вовлечены все участники процесса: духовенство, педагоги, родители и дети. Слушатели разбирают ключевые современные учебно-методические разработки и пособия, одобренные учебным комитетом Русской Православной Церкви, чтобы правильно формировать необходимый минимум вероучительного содержания: это изучение библейской истории, основ православия, церковнославянского языка.
Кроме того, слушатели узнают, как выстраивать жизнь прихода таким образом, чтобы человек ощущал себя частью большого целого и всегда чувствовал поддержку на своем пути к Богу.
— Очень важно стремиться выстроить духовно-педагогическое сопровождение ребенка так, чтобы он после окончания воскресной школы остался на приходе, а это значит, что в деле приходского просвещения невозможно обойтись без создания подростковых клубов, молодежных сообществ. А если мы говорим о вовлеченности родителей, тут необходимы соответствующие формы: это может быть организация библейского кружка, посткрещальной катехизации, — уточняет отец Константин.
Интересно, что этот курс слушают не только преподаватели воскресных школ, но и светские педагоги.
— Я всегда говорю, что не надо разделять, противопоставлять воскресные и светские школы. У нас одни и те же дети, они учатся и в светской школе, и в воскресной, и если точек сближения будет больше, то, может быть, и ребята станут другими — более духовно обогащенными, — подчеркивает Виктория Гусакова.
В «Православной школе» уделено внимание и воспитанию государственного человека. В рамках соответствующего курса патриотизм рассматривается в исконном его понимании: чувство любви к Отечеству земному как к преддверию Отечества Небесного. Это полностью оригинальный модуль, его читает педагог с опытом работы в Академии госслужбы. На занятиях раскрываются по-настоящему сложные темы: как закон и право в обществе формируются на основе закона Божия либо в отрыве от него; когда происходят революции, крупные потрясения, как в такие периоды меняется самоощущение и интенции человека.
Обучение в «Православной школе» сопровождают постоянные практические занятия: учителя тренируются в разработке элементов и плана уроков, представляют их другим участникам группы и обсуждают, пробуют воплощать в жизнь с учениками разных возрастов. Итогом курса становится написание сборника методических разработок, который также презентуется остальным слушателям, чтобы обмен опытом не прекращался ни на одном этапе программы.
Регулярно проходят выездные занятия в петербургских музеях. Руководитель программы отслеживает городскую афишу и определяет, что было бы хорошо посетить.
— В этом году для нас были очень полезными выставки «Книжка с картинками» (иллюстрации к детским книгам) в Русском музее и «В. М. Васнецов и его последователи» в Музее истории религии. Сейчас собираемся на выставку Василия Сурикова в Русском музее. Там я не имею права проводить экскурсии, поэтому мы поступаем так: я разрабатываю путевые листы для учителей, с ними они самостоятельно осматривают выставку, а потом мы собираемся в фойе и свои наработки, мысли обсуждаем уже совместно. В Музее истории религии мы провели полноценное занятие, где говорили о христианских символах, смыслах, о том, как язык Васнецова доходчиво объясняет детям православные ценности, и о том, как с этим работать, — рассказывает Виктория Олеговна.
Никто раньше не уходит
Особенной базовой подготовки для участия в программе не нужно. В «Православной школе» были случаи, когда в числе слушателей оказывались пожилые дамы, которые приходили на лекции, чтобы затем заниматься дома с внуками, однако так увлекались, что после выпуска становились преподавателями воскресных школ. А один из педагогов, закончивших обучение в «Православной школе», Кристина Бондарчук, теперь сама ведет несколько занятий в рамках программы. Вспоминая о времени учебы, она говорит, что информация всегда давалась в легкой и запоминающейся форме, а все полученные знания нашли отображение в её педагогической практике.
— Я стала больше внимания уделять такому важному этапу занятий, как рефлексия. А программу, которую написала в рамках выпускной квалификационной работы, теперь применяю на практике ежегодно, — объяснила Кристина Григорьевна.
Желающих пройти программу «Православная школа» много, и никто из слушателей не покидает группу раньше завершения обучения. Модули программы часто используются для формирования других программ повышения квалификации учителей, более коротких по срокам.
Конечно, иногда возникают сложности, но они такие же, как и при любой работе с людьми, и связаны с переменчивостью настроения, личными переживаниями.
— Моя задача такова: какой бы я ни шла на работу и каким бы человек ко мне ни пришел, нужно, чтобы занятия становились радостью. Мы встретились — и должны получить радость от общения, обмена опытом. Я считаю, что профессия учителя — самая прекрасная из всех, — рассуждает Виктория Гусакова. — Да, она очень сложная, требующая полного самоотречения, огромных интеллектуальных, физических и творческих сил, но что может быть прекраснее и ответственнее для человека, чем посвятить свой жизненный путь тому, чтобы самому прийти к Богу и привести за собой к Нему маленьких людей! Я всегда показываю учителям икону архангела Рафаила, который ведет за руку Товию, и говорю им, что они должны стать для своих учеников таким же архангелом Рафаилом.
Важность курса «Православная школа» в том, чтобы каждый учитель смог еще более утвердиться на своем пути и понял, что его профессия — это святое дело.
— Быть учителем — это большое благо, которое может Господь подарить человеку. Для меня это очень важно, поэтому я люблю и сам курс, и всех педагогов, которые у меня учатся. В мае нам всегда грустно расставаться, но мы и не расстаемся на самом деле, потому что, мне кажется, теперь у меня много друзей — людей, которые передали мне часть своего опыта. И мне бы хотелось, чтобы «Православная школа» жила как можно дольше, — заключает Виктория Гусакова.
Фото из архива Виктории Гусаковой