Школа под монастырским крылом
В коридоре — гам учеников. Девочки в синих платьях и мальчики в гимназической форме. Пятиклассники подняли шум: из живого уголка выбежал кролик. Звенит звонок, и мгновенно воцаряется тишина. Урок предваряется молитвой дежурного. Свято-Владимирская школа необычна уже тем, что, находясь практически в центре современного мегаполиса, она существует при Новодевичьем монастыре…
Раздел: Крупный план
Новейшая история старой школы
На самом деле это не школа, а целый образовательный центр. В него входят общеобразовательная школа, воскресная школа и дошкольное отделение, отделение хореографии и сценических искусств, театр-студия «Два крыла». Последнее — редкость для православных школ. Однако, по мнению руководителя хореографического отделения Анны Голубевой, дети здесь могут найти применение своей энергии, а преподавание актерского мастерства способствует индивидуальному подходу к каждому ребенку.
— Общеобразовательная школа постепенно выросла из воскресной, — вспоминает духовник хореографического отделения иерей Антоний Прилипко. — Мы использовали систему воспитания, при которой качественные дополнительные занятия создают для подростков мотивацию деятельности, поскольку приобретенные умения они могут продемонстрировать сверстникам. При этом ребенок попадает в церковную среду, впитывая ее через общение с преподавателями.
Постепенно из детей прихожан сформировались дошкольные группы. Для некоторых родителей они стали православным аналогом детского сада. Семьи захотели продолжить обучение детей и дальше. Так в 2008 году по благословению настоятельницы Новодевичьего монастыря игумении Софии (Силиной) был открыт первый класс общеобразовательной школы. С тех пор набор учащихся происходит ежегодно. Сегодня в школе с первого по шестой класс обучается почти 60 человек, а на всех четырех отделениях — более 200 учащихся.
Обучение в школе бесплатное: финансирование осуществляется благодаря попечителям. Здесь учатся дети из семей с самым разным достатком, очень многие семьи — многодетные. Поскольку количество учеников ежегодно возрастает, находить средства в полном объеме становится все труднее. Поэтому здесь неустанно ищут благодетелей и рады любой посильной помощи.
Свято-Владимирская школа, преемницей которой является школа нынешняя и в историческом здании которой располагается, основана в 1889 году. Ее попечительницей стала Екатерина Александровна Победоносцева — супруга основателя школы, обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева. В старые времена здесь обучались девушки, впоследствии становившиеся учительницами церковно-приходских школ по всей стране.
— Объехав пол-России, Победоносцев писал о том, что отраднее всего ему было молиться на богослужении в домовом храме Свято-Владимирской школы, — рассказывает отец Антоний. — По своему завету, Победоносцев с супругой были похоронены у алтаря школьного храма. Литургия занимала центральное место в жизни школы. Ее воспитанницы пели на клиросе. Единство и любовь, приобретенные на Литургии, помогали сохранить веру на всю жизнь.
Молебен вместо линейки
Каждый учебный день начинается с чтения утреннего правила. Светлая просторная школьная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с удивительной акустикой вмещает на службе всех детей, учителей и родителей. По воскресеньям и праздничным дням все они обязательно собираются здесь за Литургией. Приглашенного профессионального хора в школе нет: все дети поют на службе. Пожалуй, главное отличие Свято-Владимирской школы от светской состоит — как и во времена Победоносцева — в укладе жизни школы как христианской общины, сосредоточенной вокруг Литургии.
— Прием в школу мы осуществляем прежде всего при готовности детей и родителей жить литургической жизнью и их возможности учиться по тем программам, которые реализуются у нас, причем общая учебная нагрузка в школе достаточно высокая, — говорит директор Александр Джабраилович Жербин. — Поэтому в основном у нас учатся дети из воцерковленных семей. Но в принципе мы открыты и для тех, кто только делает первые шаги к Богу.
Программа школы соответствует требованиям государственного стандарта, в сетке расписания также уроки Основ православной культуры, Закона Божия, церковного пения и сольфеджио.
Дети из воцерковленных семей чувствуют здесь себя в своей среде. Но не создает ли это «парниковый эффект», некую изоляцию от мира?
— Этот вопрос традиционно задается руководству всех православных школ, — считает директор Александр Джабраилович. — Многие наши ученики занимаются не только в нашем центре дополнительного образования, но и в спортивных секциях и других образовательных центрах, общаются с неверующими или невоцерковленными сверстниками. Я не считаю, что они искусственно изолированы от мира. Важно понимать, что главенствующая роль в деле воспитания ребенка остается всё же за семьей. Мы, естественно, стараемся отсекать то неприемлемое, что привносится из мира, но стремимся, чтобы дети учились быть в нем активными. Наша сверхзадача — воспитать людей, которые будут успешными и профессионально состоявшимися в различных сферах жизни и при этом активными христианами. Хотелось бы, конечно, видеть среди наших выпускников и будущих пастырей, регентов, иконописцев, богословов.
Еще один спорный вопрос православных школ: не станет ли делом привычки Литургия, посещение которой обязательно?
— Литургия воздействует прежде всего на сердце и душу. Для гармоничного развития личности необходимо еще и воспитание ума, чтобы дети могли осмыслить веру, — говорит иерей Алексий Красавин, руководитель образовательного центра. — Имея альтернативу мирским убеждениям, ребенку будет легче действовать в мире. Я считаю, что для этого с детьми необходимо как можно больше говорить. Каждую пятницу у нас в школе — классный час с участием священника, на нем можно обсудить вопросы веры. Мы, священники, стараемся быть для ребят если не авторитетом, то хотя бы другом. Наша задача не в том, чтобы изолировать детей от мира, а в том, чтобы дать им глубокое понимание христианских ценностей. А как тут без Литургии?
В образовательном центре постоянно работают с детьми и взрослыми четыре священника: это уже упомянутые отец Алексий Красавин и отец Антоний Прилипко, а еще духовник общеобразовательной школы иерей Димитрий Ерин и духовник дошкольного отделения протоиерей Владимир Лущик. Возможность обратиться к ним в любой момент учебного времени — безусловный плюс.
— Для церковной школы наше расположение идеально, — уверен Александр Джабраилович. — Благодаря соседству с монастырем, мы находимся под постоянным окормлением его духовенства. А то, что школа расположена все-таки вне монастырских стен, позволяет ей быть в хорошем смысле этого слова светской: ориентироваться на семьи современных православных горожан. Хорошие школы — что православные, что нет — должны быть разными. И такая школа, как Свято-Владимирская, Санкт-Петербургу необходима.
Мария Сухова