Школа для избранных
О лицее «Аристос» мы узнали почти случайно. Через знакомых. На сайте епархии его, например, нет. А на сайте самой школы ничто не выдает ее «православность». Небольшая наполняемость классов, дорогостоящее обучение. На первый взгляд это обычная частная школа, и притом элитарная.
Раздел: Крупный план
Журнал: № 4 (апрель) 2014Страницы: 16-17 Автор: Мария СуховаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 29 апреля 2014
Лучшие из лучших
— «Аристос» можно перевести и как «лучший», и как «высокий духом», — объясняет завуч Светлана Леонидовна Ермоленко. — Наше именование настраивает детей на победу, накладывает на них ответственность: есть к чему стремиться.Экзаменационные сессии в школе очень напоминают вузовские: к ним нужно получить допуск, имея зачеты по всем предметам. Недопущенные всё равно сдают зачеты — и остаются заниматься на каникулах. По результатам «лучших из лучших» награждают грамотами и призами (как правило, книгами). В зимнюю сессию проходит «единый зачет лицеиста» — тестирование, объединяющее все предметы. Его цель — выявить, как можно применять в жизни полученные знания, поэтому все вопросы имеют практический характер.
— У нас так много дополнительных занятий, — рассказывает завуч. — Экономика, экология, страноведение, театр на английском языке, танцы, спортивные занятия, живопись, дизайн, уроки игры на музыкальных инструментах... Причем программа постоянно дополняется. Например, на уроке географии ребята изучали жизнь и природу Китая и захотели узнать больше об этой загадочной стране. Администрация лицея пошла навстречу их желанию и пригласила учителя китайского языка. Кроме того, каждый ребенок может получить индивидуальную консультацию учителя, а при желании — возможность позаниматься с преподавателями вузов. С 10 класса дети проходят программу техникума, а по окончании школы могут поступать на факультет ускоренного обучения вуза по выбранному профилю.
Духовные беседы в свободной форме
В чем же проявляется православие в этом учебном заведении? В последние два года здесь введены уроки духовной культуры. Собственно, уроками их назвать нельзя. Скорее это беседы в свободной форме. Их ведут священники и студенты СПбПДА.— О вере я стараюсь говорить ненавязчиво, — объясняет один из них, иерей Дионисий Харин. — Разрешаю детям высказываться по любому поводу. Стараюсь беседовать с ними о том, что им самим интересно: о любви, о дружбе, о деньгах, об отношениях с родителями, о лидерстве, о субкультурах, о проблеме наркомании. Важно, однако, чтобы обсуждение приводило к христианскому осмыслению. Например, в разговоре о деньгах трудно не вспомнить о мамоне. Некоторые темы дети предлагают сами: например, с седьмым классом мы обсуждали сотворение мира. Ученики вспоминали теорию эволюции, ставили под сомнение научность Книги Бытия. А я объяснял, что Библия — не научная книга, что она рассказывает не о том, как именно произошло творение, а о самом его факте.
Эти беседы уже вышли за пределы «Аристоса». Вместе с духовной академией ученики выпускают газету, на следующий год планируют открыть в школе киноклуб. А еще школьники вместе с ведущей Екатериной Соловьевой записывают передачи на молодежной христианской интернет-радиостанции «I am radio». «Осторожно, „12 плюс“ — недетские ответы на взрослые вопросы», — так звучит слоган этого цикла. Интересно, что проект появился по инициативе самих детей.
— Перед открытием школы в 1989 году я обратилась в Александро-Невскую лавру с просьбой отслужить у нас молебен, — рассказывает Татьяна Олеговна Калинина, директор школы. — С тех пор мы ежегодно служим его в начале учебного года, иногородние дети просят освятить комнаты их пансиона. Когда ввели «Основы православной культуры», мы попросили ректора духовной академии владыку Амвросия, чтобы он порекомендовал нам преподавателей для этих занятий. И дети, и мы очень рады, что о христианстве рассказывают такие интересные, современные люди, с активной жизненной позицией. Занятия с ними проходят по согласованию с родителями, но еще никто не отказывался.
Гармония не знает границ
Разговор о вере, вынесенный за рамки учебного процесса, логично вписался в воспитательную стратегию школы. «Аристос» участвует в проекте «Встречи на Охте», где ученики общаются с ветеранами Великой Отечественной войны из Красногвардейского района. Школа гордится дружбой с Фабио Мастранжело — «итальянцем с русской душой», как называют руководителя Эрмитажного театра. В лицее действует программа «Опера в каждый дом»: прямо в актовом зале школы артисты Мариинского театра ставят отрывки оперы: «Снегурочка», «Евгений Онегин». В гостях бывают Андреевский оркестр народных инструментов и другие музыкальные коллективы.
— Мы считаем, что культура и христианство существуют неразрывно, — говорит Светлана Леонидовна. — Я сама открыла для себя мир веры через детей и теперь чувствую себя гораздо увереннее. Недаром у слов «вера» и «уверенно» один корень. Благодаря духовному воспитанию наши дети становятся гармоничнее и учатся быть ответственными за то, что происходит в мире и вокруг них.
Мария Сухова
ФОТО: СТАНИСЛАВ МАРЧЕНКО
От редакции:
Итак, какая стратегия эффективнее? Погружение в воцерковленную школьную общину или постепенное знакомство с христианскими ценностями? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сформулировать критерий «эффективности», иначе говоря, сформулировать цель школы. В чем она, вырастить воцерковленного христианина, хорошего ответственного человека или просто дать необходимую сумму знаний, не испортив ребенка?.. Идеал православной школы — качественное образование на основе христианских ценностей. Но на этом принципе можно построить совершенно разные по вектору школьные программы. Должна ли существовать некая универсальная православная школа?..
Итак, какая стратегия эффективнее? Погружение в воцерковленную школьную общину или постепенное знакомство с христианскими ценностями? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сформулировать критерий «эффективности», иначе говоря, сформулировать цель школы. В чем она, вырастить воцерковленного христианина, хорошего ответственного человека или просто дать необходимую сумму знаний, не испортив ребенка?.. Идеал православной школы — качественное образование на основе христианских ценностей. Но на этом принципе можно построить совершенно разные по вектору школьные программы. Должна ли существовать некая универсальная православная школа?..
Сегодня, когда государственная школа идет путем бесконечных реформ, резонно предполагать, что многие родители будут искать альтернативное обучение. Будут хотеть, чтобы ребенок знал больше, чтобы умел анализировать происходящие в себе и обществе процессы, был человеком, способным любить свою культуру и понимать чужую. Все это может и даже должно вырастать из христианства, обнаруживаться в самой его сердцевине. Если идеология православной школы может помочь выполнить эти функции, думается, такая школа необходима. И различия в программах и подходах в этом случае окажутся не такими уж важными...