Сестры для прощания

К 20‑летию сестричества во имя преподобномученицы Елизаветы
Раздел: Служение
Сестры для прощания
Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы
Журнал: № 9 (сентябрь) 2014Страницы: 27-31 Автор: Алексей Гориченский Опубликовано: 10 сентября 2014
Что можно сказать про сестричество, которое 20 лет служит в одном из самых сложных медицинских учреждений — хосписе № 1 в Лахте? Хочется и поведать об их успехах, и процитировать поздравления, и расспросить священников. Но еще больше хочется заглянуть глубже, прочувствовать, что ежедневно происходит в жизни сестер милосердия, попробовать вникнуть в самую суть их служения… Хочется понять, как люди по многу лет остаются там, где, казалось бы, кончается жизнь, — свидетельствовать о Христе и о Жизни в Нем.

Из дневника сестричества (записи в нем оставляют и сестры, и волонтеры, как правило, без подписи):
«Когда читаешь канон над только что усопшим или отходную, то ощущаешь, что стоишь перед Великой тайной, на грани видимого и невидимого мира. И понимаешь, как это важно — молитвенная помощь уходящей душе».


Их служение

Сестры милосердия в хосписе делают, на первый взгляд, примерно то же, что должен делать младший медицинский персонал: гигиена, уход, прогулки. И несут то же христианское служение, что и другие сестры милосердия в больницах и богадельнях: молитва, просвещение, миссионерство, подготовка больных к Таинствам.

Но только здесь, в хосписе, через каждого из подопечных, через каждого вымытого, причесанного, выслушанного, через каждого новопросвещенного или причастившегося — почти явно раскрывается скоротечность земного бытия и приоткрывается тайна вечности.

И даже самые простые, самые обыденные действия здесь становятся исключительно важными. 

Мытье головы в палате 

Елена Кабакова, старшая сестра:
Расспрашиваем: кто хочет креститься, кто хочет причаститься. У нас в хосписе даже два Венчания прошло. Женщина, которая стала под венец со своим умирающим мужем, была счастлива, признавалась, что мечтала об этом всю долгую супружескую жизнь. Но случилось это только здесь.

Положение сестры милосердия таково, что ей не спрятаться за формальными, «рабочими» отношениями с пациентом.
В ее беседах с обитателями хосписа неизбежно происходит слом той комфортной психологической дистанции, на которой привык общаться с неизлечимо больными мир здоровых и успешных людей.
Моем, кормим, выводим на прогулки. Иногда подолгу беседуем с больными. Они заново переосмысливают всю свою жизнь в этот период перед вечностью. И мы очень многому у них учимся.

Из дневника сестричества:
«Поступил новый больной, ему маятно, он чувствует себя неловко, возможно, определенную роль в этом сыграл его сосед по палате. Степан, этот сосед, забыл даже свое имя. У него нарушена пигментация кожи, крайнее истощение… Во всех — практически — палатах с жадностью слушают мои рассказы о празднике Покрова, хотя я всего лишь кратко пересказываю текст из Минеи».

Из дневника сестричества:
«Отдание Пасхи! Сегодня батюшка причастил почти всех больных (два человека были без сознания, двое отказались, Ольга Густавовна — баптистка). Двоих болящих покрестили… Бабушка 92 лет Александра только вчера поступила к нам. Когда батюшка пришел в их палату причащать, она не смогла сдержать слез и рыдала, как малое дитя: «Я уже пять лет не слышала голоса батюшки, пять лет не была в храме!»

Протоиерей Андрей Мунтян, духовник сестричества, настоятель храма святого апостола Петра в Лахте:
«Сестрички помогают больным и в личной гигиене, и в других сложных для них делах, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Но главное — это свидетельство о Христе. Сестры через свои внешние дела милосердия свидетельствуют о живом Боге, о любящем сердце человека. Под их влиянием, с их помощью многие лежащие на смертном одре переоценивают свою жизнь и меняются. Кардинально меняются, так, что становятся способными использовать момент, который Господь дает им как время для покаяния. И люди совсем другими отходят в мир иной». 

Их боль
В хосписе люди чаще умирают, чем выписываются по выздоровлении. Довольно часто сестры проживают минуты агонии вместе с уходящим. И далеко не всегда это бывает мирное упокоение светлых, верующих людей. Чаще наоборот: именно здесь, на болезненном одре, происходит Встреча и выбор перед Богом.

Положение сестры милосердия таково, что ей не спрятаться за формальными, «рабочими» отношениями с пациентом. В ее беседах с обитателями хосписа неизбежно происходит слом той комфортной психологической дистанции, на которой привык общаться с неизлечимо больными мир здоровых и успешных людей. Разговаривать приходится глаза в глаза, душа тянется к душе, а страх и боль просятся быть разделенными внимательным слушателем.

Близкое, христианское отношение к больному, ответственность перед умирающими в конце 90‑х годов привели общину к мысли о необходимости нового служения: помощи детям умерших в хосписе людей. Сестры просто старались быть последовательными: если они стали нечужими для ушедших из жизни, то, значит, нужно позаботиться и об их детях. Отсюда — организация детского приюта, ежегодные Елизаветинские чтения для детей. Впрочем, это уже другая история.

Из дневника сестричества:
«Сегодня отец Георгий был очень расстроен из-за того, что скончался больной, которого не успели крестить. Вина, грех за это полностью лежит на мне окаянной, так как я из сестер последняя общалась с ним и обещала сестрам, что побеспокоюсь о его крещении и причащении двух тяжелых больных».

Иерей Алексий Лебедев, клирик храма святого апостола Петра в Лахте, врач хосписа, до рукоположения в 2010 году десять лет был в сестричестве братом:
Особенно тяжело, когда умирают молодые. Как никто, они хотят жить, особенно если у них остаются дети. Они не понимают смысла происходящего. Зачем, за что? И для них очень тяжело подобрать нужные слова, вразумить, успокоить. Ты говоришь им что-то, а им не до тебя, им жить надо, у них дочка дома ждет… Вот недавно умерла молодая женщина Ира, а у нее четверо детей, мал-мала меньше, и ей самой 36 лет.

Когда я говорю с такими людьми, с их родственниками, родителями, то вспоминаю слова одного глубокоуважаемого мною игумена. Он мне говорил, что для священника важно не просто быть свидетелем исповеди, а пропускать через свое сердце его грех, его раскаяние и его горе. И тогда ты не будешь просто холодно слушать и кивать головой. Тогда Господь подскажет нужные именно этому человеку слова.

И я стараюсь говорить с людьми именно так, как бы тяжело это ни было. Потому что только так и можно донести что-то до тех, кто оказался в хосписе. 

Иерей Алексий Лебедев пятнадцать лет работает врачом в хосписе
Иерей Алексий Лебедев пятнадцать лет работает врачом в хосписе


Протоиерей Андрей Мунтян:
Служение наших сестер трудно оценить обычной человеческой мерой, потому что цена его бесконечна. Результат его — вопрос Жизни и смерти человека в вечности. Человек, который находит Бога и примиряется с Ним до того, как прервутся его земные дни, — эту Жизнь обретает.

Об отце Георгии

Если был в общине человек, чья судьба способна отразить все грани служения в хосписе, то это протоиерей Георгий Артемьев (1962–2009). Он служил настоятелем храма святого апостола Петра в Лахте, был духовником Елисаветинского сестричества 12 лет — с 1997 года и до самой смерти. Его тут — и на приходе, и в сестричестве — хорошо помнят и чтят. По рассказам, это был священник, который жил своим приходом, жизнью своих духовных детей, сестер милосердия, больных. Десятки людей в Лахте и за ее пределами могут вспомнить, как отец Георгий приходил к ним в гости, дружил с их детьми, как вместе бывали в паломнических поездках. Люди помнят и охотно рассказывают, как он помог советом, молитвой, делами, деньгами — у каждого своя история об этом незаурядном человеке и деятельном священнике. Многие из этих историй можно прочесть на сайте Елисаветинского сестричества. Одна из них, кстати, очень важна для понимания сути служения в хосписе. Однажды отец Георгий настоял на исключении из общины одной из сестер. Вина ее состояла в том, что она слишком настойчиво, агрессивно, едва ли не силком толкала больных к принятию веры и участию в Таинствах. Духовник счел это несовместимым со служением сестры милосердия.

Сам он, по отзывам, очень глубоко вникал в беды и сомнения больных. Для сестер он был образцом самоотдачи в служении. Умер отец Георгий от рака. 

Протоиерей Георгий Артемьев был духовником Елизаветинского сестричества 12 лет
Протоиерей Георгий Артемьев был духовником Елизаветинского сестричества 12 лет 

Протоиерей Андрей Мунтян:
Дела милосердия исторически присущи этому месту. 120 лет назад был освящен наш храм святого апостола Петра, а через девять лет здесь была открыта больница для бедных и детский приют. Такого рода служение — это духовная основа, сердце Лахты, которое не дает ей превратиться в один из безликих курортных пригородов. Так чувствовали те, кто организовал это милосердное служение более века назад, это познаем и мы сегодня, возрождая его. Служение непростое: оно требует полной отдачи себя, даже до смерти. На примере отца Георгия явно можно это увидеть… 

Протоиерей Андрей Мунтян поздравляет с 20-летием сестричества
Протоиерей Андрей Мунтян поздравляет с 20-летием сестричества   

Иерей Алексий Лебедев:
Да, это удивительно, что отец Георгий, окормляющий хоспис для онкологических больных, сам умер от рака. Физически передача болезни невозможна. Но в духовном плане можно себе представить, что, когда пропускаешь чужую боль через свое сердце, то немножко ее в себе оставляешь. Будучи очень ревностным пастырем, отец Георгий каждую боль ощущал, как свою. И, может быть, Господь и дал ему стяжать эти страдания, чтобы увенчать венцом мученичества. Отец Георгий, конечно, достоин этого венца, он потрудился в пример каждому из нас.


Их радость


Сестра Елена Кабакова:
О, радости полно! (смеется) Днем много работы, много забот, но когда идешь вечером домой из хосписа, то вдруг улыбнешься. Вспомнишь, например, что удалось с кем-то из больных побеседовать, удалось передать ему что-то важное. И понимаешь, что и он что-то передал в ответ, и вот — душа наполняется радостью. 

Старшая сестра Ирина Кабакова  
Старшая сестра Ирина Кабакова в день юбилея была награждена серебряной медалью святого апостола Петра 

Сестра Юлия Ильичева:
Мне запомнился один больной, звали его Эммануил. Подобрали его как бомжа где-то на лестнице, без ног. Привезли с онкологией сюда, думали, скоро умрет. Но он неожиданно для всех окреп. Стал молиться, участвовать в Таинствах. Ну и в самом деле, с таким-то именем (Эммануил, греч. — с нами Бог), да и родился он в рождественский сочельник — как ему было не воцерковиться (смеется). Мне выпало послушание его брить. Очень мне это не нравилось, боялась поранить нечаянно. Когда ему от кого-то досталась электробритва — моему счастью не было предела.

Мы с ним очень подружились потом. Он помогал мне, когда я работала на грядке во дворе старого здания хосписа. А после вдруг очередное обследование показало, что онкологический диагноз у него исчез. Умер он много позже, и не от рака. Вот такая была удивительная история.


Ирина Ольшанская, учитель, кандидат филологических наук, приняла посвящение в сестры милосердия в день празднования 20-летия сестричества
Ирина Ольшанская, учитель, кандидат филологических наук, приняла посвящение в сестры милосердия в день празднования 20-летия сестричества

Иерей Алексий Лебедев:
О чудесах исцеления в хосписе люди часто спрашивают. Но я видел другие чудеса. Видел, как люди, будучи абсолютно светскими, проживающими свои жизни очень далеко от христианских добродетелей, находясь в больнице, переоценивали всё. Видел, как они приходили к глубокой вере, благоговейно принимали Таинства, со слезами на глазах ждали священника, который приходил их причащать. Для меня это были самые радостные моменты в жизни.

Радостно, когда я вижу, что человек на смертном одре искренне понимает, что с ним происходит, и какие-то моменты даже ждет. 

И не боится. Духовное перерождение — вот настоящее чудо. 

Отец Алексей причащает
Отец Алексей причащает 

Протоиерей Андрей Мунтян:
Мы все очень переживаем, когда люди перед смертью, на пороге вечности не могут прийти ко Христу. Вспоминается удивительный случай, когда одна женщина готовилась к Причастию — и неожиданно наотрез отказалась. Состояние у нее на тот момент было крайне тяжелое, и для всех нас, несущих здесь послушание, и для ее родственников этот отказ был настоящим ударом. Я уже ехал домой, когда одна из сестричек позвонила мне и сказала, что у этой женщины открылось внутреннее кровотечение, можно было бы предположить, что Господь не благословляет ее причаститься. Но Господь ждал ее покаяния и давал возможность всем нам поучаствовать в этом. Я попросил и сестер, и родственников всем вместе помолились за эту больную. Слава Богу, кровотечение остановилось, женщина пришла в себя и выразила огромное желание причаститься. Утром, когда я приехал, она горячо исповедалась, причастилась и вскоре со спокойной душой отошла ко Господу…

В этой истории важно, что наши сестры милосердия всё время этой женщине и ее сродникам остро сопереживали, молитвенно их поддерживали. Вместе с ней они страдали, когда побеждала болезнь, вместе радовались, когда ей удалось преодолеть неожиданное искушение. И перед Богом это была их общая радость, которая очень многого стоит. Такие мгновения дорогой ценой обретаются.


Менее всего хотелось бы, чтобы эта статья была понята как рассказ о невиданном христианском подвиге самопожертвования. Нет, ничего такого: сестры живут обычной жизнью, стараясь, чтобы служение естественно сочеталось с семьей и работой. В Дневнике сестричества немало строк, в которых сестры упрекают себя в недостаточном рвении. Это самые обычные женщины, в большинстве своем уже в немалых годах — зато молодежи много среди волонтеров, участвующих в делах сестричества. Многие из сестер работают — инженерами, соцработниками, издателями, музейщиками.

Но представляется, что само их служение, дела, которые они творят где-то на грани мира видимого и невидимого, помогут понять нечто важное — о жизни, о смерти, о вере, о себе и обо всех нас.

P.S. Слова одной из больных (цитируется по записям сестры Надежды Слепковой): «Мне Бог открыл такое, что и умирать не страшно. Всюду любовь и жизнь. Спасибо вам, родные…»

Алексей Гориченский


Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы создано в 1994 году. Основным местом служения стал хоспис № 1 в Лахте — больница для онкологических больных в последней стадии заболевания. Это был первый в России хоспис (открыт в 1990 году) — специализированная больница для облегчения страданий безнадежных больных, и одно из первых в России сестричеств.

Основателями сестричества стали работники хосписа, в числе которых и врач, священник Артемий Темиров, ставший первым духовником общины. С 1995 года старшей сестрой служит Елена Кабакова, социальный работник хосписа.

С 1998 года духовником сестричества стал настоятель храма святого апостола Петра протоирей Георгий Артемьев. После смерти батюшки в 2009 году его сменил протоиерей Андрей Мунтян.

Сейчас в общине 19 сестер и около 40 волонтеров. Община финансируется благотворительными фондами и частными жертвователями.

Дела сестричества, осуществляемые в разные годы, кроме непосредственно работы в хосписе:

— организация детского приюта для мальчиков 12–18 лет; сейчас в нем 9 человек;
— дневной стационар для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— военно-патриотический клуб святого Георгия Победоносца для подростков от 11 до 18 лет;
— ежегодные Елисаветинские чтения для детей, в них входят литературно-музыкальные выступления, конкурсы поделок, открыток, рисунков, выезды в социальные учреждения города.

Сестричество всегда радо появлению новых волонтеров.

Адрес: Лахта, ул. Красных партизан, д. 4.
Телефон: 8 (812) 498‑21‑31, 8 (812) 498‑21‑05.
Сайт: http://sestr-elizaveta.narod.ru 

Использованы материалы из «Отчета к 10-летию сестричества»,
подготовленного сестрой Надеждой слепковой



Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"

4 октября, пятница
rss

№ 9 (сентябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (сентябрь 2014)
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Храм Божий в храме науки
/ Интервью / Вузовское благочиние: планы на будущее
/ Информация / Приходы и храмы при вузах Санкт-Петербурга
/ Информация / С чего начать изучение Священного Писания?
/ Информация / Как выбрать детскую Библию?
/ Via Historica / Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие. Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
ПРОПОВЕДЬ
Крест ‒ это не мучения, а верность
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Борец за народную Библию
/ Умный разговор / Дипломат меча и мира
/ Умный разговор / Великое искусство толкования
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Из католицизма — в православие
/ Приход / Собор «в разрезе»
/ Служение / Коневец: о летних впечатлениях
/ Служение / Сестры для прощания
/ Служение / Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации: как, кто и зачем?
/ Проект / Конференции о вере в школах: как это делается?
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Опровержение