СЕРЬЕЗНАЯ ИГРА В КУКЛЫ
НА СЦЕНЕ ДЕРЕВЕНСКОГО ТЕАТРА
Дом культуры советской постройки, ступеньки, занесенные снегом, на втором этаже горит свет. В актовом зале настоятель Воскресенской церкви иеросхимонах Ианнуарий (Сабаранский) вместе с мужчинами-прихожанами монтирует из железных конструкций сцену. Будут репетировать спектакль о герое новгородских былин гусляре Садко. Осталось совсем немного, но главное — дождаться актеров, местных ребятишек: именно они в этом спектакле играют большинство ролей. Задействованы и взрослые: сельский врач Дмитрий Черкасов читает текст от автора, а пономарь Игорь Шкунов — говорит за Николу Можайского.
На всю Лугу двадцать лет назад было всего двое священников: благочинный протоиерей Николай Денисенко и протоиерей Михаил Гусев. Вот отца Михаила в 1998 году и назначали настоятелем на новообразованный приход в Торошковичах, решили восстанавливать храм. Приезжать сюда очень часто было невозможно, район-то большой. Скорее, это были разовые визиты: причащали бабушек, в старом Доме культуры крестили… Делали что могли. Тогда и транспорта-то не было, на всю деревню — четыре машины. Выйдя на дорогу ловить попутку, можно было так и простоять чуть не до вечера. Но вот здание старой школы (1920-х годов постройки) выкупил приход Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге — и стал использовать как площадку для церковно-приходской школы.
— Взрослые вместе с детьми приезжали сюда, чтобы проходить практику проживания в большой приходской семье, — вспоминает отец Ианнуарий. — А меня сюда направили с ними заниматься. Но ведь местные, завидев священника, стали обращаться с различными просьбами: мол, раз вы батюшка, то должны сделать то-то и то-то. Никакие отговорки не помогали. Пришлось поехать в Лугу и просить у благочинного разрешения. В итоге храм Воскресения в Торошковичах приписали к приходу в Петербурге, а меня назначили его ключарем. Открыли церковно-приходскую школу для детишек, и в ближайшее же Рождество встал вопрос: а родителей мы с праздником поздравлять собираемся? И если да, то как? И поставили первый спектакль. Так и повелось.
Сначала это были простые рождественские постановки: о Вифлеемской звезде, о рождении Младенца, об ангелах и пастухах. Но уже тогда прихожане вместе с детьми сами шили костюмы, сами придумывали сценарий. Постепенно мастерство росло, хотелось чего-то большего, настоящего спектакля. И такой момент пришел: прорывом стала постановка «Маленького принца». Долгий, на 50 минут, спектакль, с хорошими декорациями.
— Готовились очень долго, сначала даже было тяжело, — вспоминает отец Ианнуарий. — На этот раз участвовали не только дети, но и взрослые. Для них это тоже стало своего рода началом нового пути: осознания, что свою веру можно подтверждать не только посещением богослужений. Мы стараемся, чтобы каждое наше выступление было не просто представлением, но проповедью — на спектакли приходят, в основном, нецерковные люди. В прошлый раз в нашем ДК яблоку было негде упасть — столько пришло народу.
СКАЗ О САДКО-ГУСЛЯРЕ
Наконец-то гурьбой вваливаются в актовый зал порозовевшие от морозца дети. Сегодня в поселке ставили хоккейную коробку, и ребята задержались — как пропустить такое событие?!
Сегодня нужно разыграть на сцене заключительную часть былины: отрывок, повествующий о путешествии Садко с дружиной по «синю морю», буре, морском царе, явлении Садко Николы Можайского, женитьбе его на Чернаве и возвращении домой.
Спектакль в этом году необычный: часть персонажей будут играть дети — самого Садко, его дружину, морского царя, а часть — куклы (например, святого Николу). Еще не все куклы и декорации готовы, поэтому во время репетиции в ход идет то, что под рукой. Николу Можайского пока что «дублирует» кукла из одной из прошлых постановок, а корабль, на котором шел Садко с дружиной и товарами, — хоккейная клюшка.
На синем море сходилась
погода сильная,
Застоялись черлёны корабли
на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места
на синем море.
— Ребята, ну кто ж так морскую качку изображает? Корабль — не поезд! — поправляет артистов священник.
Схватившись за клюшку, трое мальчишек опускают и поднимают ее, пытаясь как можно лучше показать, что происходит с кораблем во время шторма.
— Вот! Вот! Самое то, так и оставьте.
Когда Садко в исполнении Кирилла прекращает бурю, отправившись лично во владения морского царя, наступает черед выйти на сцену и девочкам. Они изображают морских царевен, на одной из которых по велению морского царя Садко должен жениться.
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя замуж.
— Ну разве так просят руки у девушки? Это не сватовство, а захват заложников, — смеется отец Ианнуарий. — Ты ей слегка поклонись, протяни руку. Ну а ты, Чернава, плавно положи свою ладонь на его. Правильно, вот так.
МИССИОНЕРСКИЙ ПРАЗДНИК
— Если бы меня попросили поставить спектакль после Пасхи — мне было бы очень сложно, — рассуждает, отпустив ребят, отец Ианнуарий. — Пасха — это путь смерти и воскресения. Человек вместе с Господом проходит путь Страстной седмицы, и вот, наконец, Воскресение. Чего же боле? Это самая высшая радость, дальше уже некуда. А Рождество — это самое начало, приход Христа в мир. А через кого Господь должен приходить? Наверное, через нас — иначе в чем наше предназначение на Земле? Поэтому для меня Рождество — это праздник миссии. Мы стараемся, чтобы наше слово было обращено и к тем, кто к Церкви не принадлежит.
Каждое Рождество в Торошковичах стараются не просто поставить новый спектакль, но и облечь представление в новые формы. В прошлом году к постановке о Серафиме Саровском были изготовлены «плоские» куклы из дерева, а к позапрошлому спектаклю «Дары Артабана» — марионетки на металлических прутьях и куклы для театра теней.
У прихода есть небольшая квартирка в поселке, там и готовят всё для представлений (там же пекут и просфоры). Здесь по вечерам в понедельник отец Ианнуарий собирает вместе всех прихожан и обсуждает с ними все насущные вопросы — в том числе касающиеся спектаклей.
— Мы сами делаем кукол, сами же шьем костюмы, сами пишем сценарий, — рассказывает Татьяна Иванова, прихожанка храма и директор Дома культуры. — Вместе с отцом Ианнуарием, конечно.
— Почему в этом году вы решили поставить именно Садко? — спрашиваю отца Ианнуария.
— У нас есть задумка: познакомить жителей с русскими традициями. Садко, на первый взгляд, обычная сказка, а приглядишься — увидишь глубокий христианский смысл. Мы разучились читать былины. Как нас воспитывали? И как мы воспитываем детей? Посадим у телевизора или компьютера, и всё. Садко — очень сложное произведение, неоднородное, слепленное из сказаний разных веков. Мы с прихожанами подробно разбирали, о чем эта былина, что в ней показано, — отвечает он.
Кстати, еще одно отличие постановки былины о Садко от прошлых спектаклей в том, что дети, которые принимают в ней участие, — не прихожане храма. Просто в школе учителя (а половина из них ходят в храм) спросили у своих учеников, кто бы хотел сыграть в спектакле. Многие откликнулись.
— А начиная с прошлого года мы даже гастролируем, — вступает в беседу Татьяна Иванова. — Давали концерты в Оредеже, Дзержинском, Заклинье.
— И выступали в гатчинском психоневрологическом интернате, — добавляет отец Ианнуарий. — В этом году нас вновь пригласили.
Впереди у труппы всего месяц, чтобы полностью подготовить постановку о Садко: нужно сшить еще не один костюм, смастерить не одну куклу, да и выучить и отрепетировать роли — не самое простое дело. «Всего месяц» или «целый месяц»? Смотря как подойти к столь серьезному делу, как игра в куклы.