Сентябрь имени Шостаковича
Композитор, ставший символом правды и честности в советскую эпоху, чья музыка отразила страдания нескольких поколений, жил в один из самых трагичных и тяжелых периодов нашей новейшей истории. Шостакович, наверное, как никто другой показал в своем творчестве весь ужас атеистического сознания. Его произведения, где зачастую зло представало в своем неприкрытом виде, давали возможность людям,лишенным общения с Церковью, пережить свой страх, отчаяние и боль, которые нельзя было выражать словами.
С Большим залом Петербургской филармонии, носящей сегодня имя Шостаковича, связаны важнейшие события жизни и творчества композитора. На этой сцене впервые прозвучали шесть из пятнадцати симфонийДмитрия Дмитриевича, а исполнение Седьмой симфонии под управлением Карла Элиасберга — в блокадном Ленинграде, в августе 1942 года, стало символом мужественности и несгибаемости духа защитников города.
Премьера 21 ноября 1937 года в Большом зале Пятой симфонии Шостаковича стала настоящей сенсацией своего времени. Сорокаминутные овации зала и безоговорочное признание симфонии официальной критикой были, с одной стороны, реабилитацией композитора, после осудительного постановления 1936 года находившегося под угрозой ареста, а с другой стороны — эмоциональным выражением страшных событий года текущего, 1937-го. По признанию самого Дмитрия Дмитриевича, эта симфония создавалась очень быстро: медленная третья часть, квинтэссенция скорби, была написана всего за три дня. Пятая симфония Шостаковича стала важной вехой и для проведшего премьеру дирижера Евгения Мравинского. Через год он стал художественным руководителем оркестра Ленинградской филармонии и неизменно обращался к этой партитуре практически в каждом сезоне.
Сегодня Пятая Шостаковича — одна из наиболее часто звучащих симфоний в мире. Именно она будет исполнена в Большом зале Петербургской филармонии 25 сентября Заслуженным коллективом России — Академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Юрия Темирканова на открытии сезона 2016 – 2017. В первом отделении вместе с тем же оркестром и дирижером армянский скрипач Сергей Хачатрян, хорошо знакомый петербургским меломанам по выступлениям в Концертном зале Мариинского театра, сыграет в этот вечер Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса.
В этот же день в Малом зале Филармонии на Невском проспекте начнется более неформальный камерный концерт, целиком состоящий из произведений Шостаковича. В музыкальном приношении классику, приготовленном петербургскими музыкантами Алексеем Гориболем (фортепиано), Рустемом Комачковым (виолончель), Петром Мигуновым (бас), Екатериной Шиманович (сопрано), Натальей Евстафьевой (меццо-сопрано) и Станиславом Леонтьевым (тенор), прозвучат как мелодии, ставшие практически хитами (романс из музыки к фильму «Овод», адажио из балета «Золотой век»), так и редко исполняемые миниатюры (созданные в последний год жизни «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» для баса на слова Ф. М. Достоевского и сымпровизированные подростком Шостаковичем «Восемь фортепианных пьес»).
Событием камерного вечера станет исполнение вокального цикла «Из еврейской национальной поэзии» для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано — одного из самых пронзительных сочинений, написанного в 1948 году, когда Шостакович был снова обвинен в формализме, а его музыка находилась под негласным запретом. Премьера цикла 15 января 1955 года на сцене Малого зала Петербургской филармонии стала настоящим откровением для слушателей. Вокалистам Нине Дорлиак, Заре Долухановой и Алексею Масленникову аккомпанировал тогда сам автор.
В Концертном зале Мариинского театра в воскресенье 25 сентября состоится гала-концерт, посвященный юбилею Шостаковича. За пульт оркестра Мариинки встанет сын композитора, дирижер Максим Шостакович, проживший несколько лет в США и вернувшийся в конце 1990-х годов в Петербург. Максим Дмитриевич — всемирно признанный дирижер, работавший со многими оркестрами мира на всех континентах. В Петербурге и Павловске вместе со своей супругой он основал образовательные центры, в которых детям дают общее эстетическое образование в контексте православной культуры. Максим Шостакович очень трепетно относится к памяти своего гениального отца и практически всегда в день рождения Дмитрия Дмитриевича находит возможность продирижировать его сочинениями. Этот юбилейный год, конечно, не станет исключением.