Сентябрь 1916 года
«ЦЕРКОВНЫЕ ОБНОВЛЕНЦЫ» БЕЗ ЗАБРАЛА.
И. ПРАВДОЛЮБОВ
Профессор П. Верховский на столбцах «Биржевых ведомостей» и «Утра России» знакомит нас с «сутью дела» о церковной реформе, по проекту «церковных обновленцев». Какова же эта «суть»?..
Профессор П. Верховский горячо высказывается за «освобождение Церкви от опеки государства». Но в чем он видит это «освобождение»!!? По его заявлению, необходимо, чтобы «государство раз и навсегда отказалось от услуг духовенства, церковного учения и права»; далее, чтобы оно «создало одно общее министерство культов для осуществления государственного над церквами верховенства», чтобы и «вся русская общественная и государственная жизнь» были освобождены от церковных влияний. Конечно, став на такой путь «освобождения Церкви от опеки государства», государство, по мнению профессора П. Верховского, уже не будет отпускать духовенству содержания, отберет от него ведение актов гражданского состояния, лишит церковный брак государственных санкций, признав единственно законным брак «гражданский» и развод — лишь «по решению гражданского суда». Само собой, конечно, в дальнейшем государство освободит народные школы от конфессионального заведывания ими и от вероисповедного в них элемента. Всё это, по откровенному заявлению профессора П. Верховского, и приведет государство к столь желанной господами верховскими «полной секуляризации государства и нашей гражданской жизни от явного или скрытого клерикализма» и к не менее пламенно ожидаемому господами верховскими полному лишению духовенства «политического и общественного значения»!!
Нельзя не поблагодарить профессора П. Верховского за снятие забрала с лица «церковных обновленцев». Теперь, по крайней мере, не будет уже спора о том, к чему стремятся «обновленцы», а будет идти борьба уже с явно опознанными и скрепленными подписью самих «обновленцев» их вожделениями.
ВОПРОС О ЛЮТЕРАНСКОМ БОГОСЛОВСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЮРЬЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
PEREGRINUS
[В статье обсуждается частный вопрос о возможности введения в лютеранском «вузе» обязательного преподавания на русском языке. Автор, однако, делает характерные для 1916 года «германофобские» обобщения.]
До войны немечество, по крайней мере официально, не было признано врагом русской государственности. Напротив, на немцев обыкновенно смотрели как на лояльный благонадежный элемент, которому во многих отношениях разрешили привилегированное положение. Это особенно ярко проявлялось в делах лютеранской церкви. Хотя немцы составляют лишь около четвертой части всех лютеран России, им было предоставлено полное исключительное господство в лютеранской церкви. Во всех лютеранских церковных учреждениях (генеральной консистории, консисториях и др.) заседали исключительно немцы, от которых зависело и назначение лютеранских духовных лиц. В духе немечества и в духе немецкого господства в церковных делах воспитывались молодые лютеранские богословы немецкими профессорами богословского факультета Юрьевского университета. Таким образом, в силу закона все лютеранские народности в России в церковных делах искусственно были подчинены немечеству, чем создалось объединение всех лютеран России (латышей, эстонцев и др.) в одну общую организацию под немецким главенством. Это что-то вроде «государства в государстве».
До настоящей войны всё это терпелось, но теперь произошла крупная перемена. Само правительство провозгласило борьбу против немецкого засилья, и это нашло отклик во всем народе. Настоящая война вырыла бездну между славянством и немечеством и глубоко вселила ясное сознание, что немечество — враг славянства и России. При таких обстоятельствах сохранение в России какого-либо немецкого господства после войны пошло бы вразрез с требованиями государственного интереса.
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В БОРЬБЕ С МИСТИЧЕСКИМ СЕКТАНТСТВОМ.
ХЕРСОНСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МИССИОНЕР М. КАЛЬНЕВ
По имеющимся у нас официальным сведениям, настоящая война в высшей степени сильно всколыхнула несколько было затихшую секту иннокентьевцев, особенно в Бессарабской губернии. Иннокентьевцы стали учить, что настоящая война послана Богом России как наказание за непризнание иеромонаха Иннокентия Святым Духом, Спасителем мира, конец которого, поэтому, очень близок. Скоро, учат бессарабские и херсонские сектанты, настанет конец света. Явятся турки, победят, с помощью немцев, русских, и тогда конец всему. Ввиду этого опять усилилась среди иннокентьевцев проповедь о том, что надо разводиться супругам и идти в монастырь, что нужно перестать работать и раздать всё имущество, ибо всё равно скоро явятся турки и всё заберут; да и к чему имущество, если скоро кончина мира?
Как видно из имевшихся у меня материалов, недавно добытых судебным следствием по делам иннокентьевцев Бессарабской губернии, мысль о нашествии на Россию турок и кончине мира до того стала мучительно угнетать сектантов, что они начали в своих собраниях молиться Богу о скорейшем даровании туркам победы над русскими, чтобы скорее водвориться в новом царстве Иннокентия. Это же мучительное ожидание иннокентьевцами кончины мира привело их к решительному шагу: говорят, что недавно они подали прошение местному губернатору о вычислении их из православия.
Не бесследно отразилась война и на состоянии хлыстовства, со всеми его видами. Несколько притихшая было его пропаганда снова ожила и дала нежелательные плоды. В Херсонской, например, епархии в течение нескольких последних лет почти не было совращений в эту секту, а если и были, то только единичные, совершенно незначительные. В минувшем же году в хлыстовщину совратилось до 20 душ, несмотря на бдительное отношение к этой секте местной миссии. Нет сомнения, что пропаганда хлыстов нашла себе почву в повышенном мистическом настроении народа, а также среди оставшихся молодых вдов и жен давно ушедших на войну солдат. Не забыли, конечно, хлысты использовать для ее успеха и затруднительное материальное положение осиротевших семейств, прибегая к благотворительности в целях совращения. Замечательно, что затихшие было хлыстовские радения со времени начала войны снова совершаются чуть ли не открыто. Хлысты снова всюду начали бесноваться, завлекая на радения и православных.
Усиленное мистическое настроение, вызванное необычайной мировой войной, охватило не только низы, но и верхи современного общества, с тревогой ставшего искать решения волнующих его вопросов о неизвестном будущем. Если современное интеллигентное общество с волнением стало рыться в архивах монастырей, в библиотеках старых университетов, стало воскрешать в литературе давно заглохшие легенды и пророчествастарцев, монахов, алхимиков и астрологов, относящиеся, будто бы, к переживаемым мировым событиям, если интеллигенция в последние дни необычайно увлеклась кабалистикой, спиритизмом, оккультизмом и теософией, если многие из среды ее с тревогой и доверием относятся к предсказаниям всяких прорицателей, хиромантов и ясновидящих вроде мадам Тэб и ей подобных, не раз уже завравшихся предсказателей, — то надо ли удивляться распространению в переживаемое время всяких болезненных идей… среди смущенного великими событиями простого народа.