Самый ответственный сотрудник
Православный тайм-менеджмент
— Отец Александр, чему вас научила работа пресс-секретаря Святейшего Патриарха?
— Сдержанности, размеренности высказываний. Чтобы позиция была выверенной, её надо выработать, никогда не спешить с оценками, всегда соразмерять личное и церковное. Стараюсь соотносить высказывание с той аудиторией, перед которой выступаю, хотя сейчас нет четких границ: то, что ты сказал сегодня церковному СМИ, завтра будет опубликовано на светских ресурсах с соответствующими комментариями, поэтому всегда нужно стараться отвечать за свои слова, к кому бы ты ни обращался.
— У вас огромная нагрузка. Есть ли секрет, как правильно распределить время?
— Забот много, но надо их правильно структурировать, чтобы нашлось всему место. Не могу сказать, что я талантливый тайм-менеджер, но заставляю себя распределять, чем и когда я занимаюсь. Например, по субботам у меня практически всегда приходской день, потому что у Святейшего по субботам обычно никаких мероприятий не бывает. В Патриархии тоже стараюсь всё разделять, чтобы хватало времени.
— Довольно часто в общественном пространстве появляются негативные высказывания о Церкви.
— У меня нет ощущения, что идет поток, с которым не справляешься. Господь дает силы. Надо стараться не впускать негатив в свое сердце, вот и всё. Но конечно, когда возникают какие-то болезненные ситуации в Церкви или вокруг нее, невозможно не сопереживать. Нужно стараться только держать себя от зла подальше. Иногда замечаю, что люди начинают разрушаться под воздействием информационного потока. Это в социальных сетях особенно заметно: многие, когда их захватывает какой-нибудь спор, способны бросить всё и «рубиться» с ночи до утра. Это делает человека «фанатом» информационного потока, он перестает его фильтровать, отличать, как сформулировал как-то Святейший Патриарх Кирилл, «шум» от «сигнала». Нужно профессионально отбирать то, что важно, и не касаться того, чего касаться не нужно.
— Святейший дает выходные, говорит: «В такой-то день я вас отпускаю»?
— Нет, Патриарх не будет никого отпускать, проверять и так далее. Он делегировал тем или иным людям определенные полномочия, а дальше просто ждет эффективной работы, информирования о важных вещах. Всё остальное — под нашу ответственность, недаром мы называемся ответственными сотрудниками. Я сам принимаю решения, когда и чем заняться. Конечно, первостепенное значение имеют мои служебные обязанности как секретаря Святейшего Патриарха, а всёостальное второстепенно.
Иерей Александр Волков
Родился в 1982 году в Москве. Несколько лет был алтарником храма святой мученицы Татианы при МГУ. Окончил филологический факультет МГУ (кафедра византийской и новогреческой филологии). Служил в армии, в космических войсках. 18 октября 2005 года рукоположен во диакона, продолжал служение в Татьянинском храме. С 2005 года работал в пресс-службе Московской патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу Патриарха Московского и Всея Руси. С 2009 года — заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси.
Семья — это вызов самому себе
— Как отражается ваша огромная занятость на семье?
— Мне кажется, у нас очень счастливая семья, меня радуют дети, которых во многом воспитывает жена. Я, конечно, не могу уделить воспитанию детей столько же внимания, но, поскольку мы с супругой абсолютно единомысленны, я спокоен.Не думаю, что моя работа каким-то особенным образом влияет на семейную жизнь. Просто стараюсь проводить больше времени с детьми и супругой, когда есть такая возможность. У любого священника очень мало времени, если у него много времени, это даже странно. Семья для священника, тем не менее, не должна становиться чем-то второстепенным. «Я тут сражаюсь за всё хорошее и за правду», а семья меня совсем не видит — это неправильно.
— Вы назвали свою семью счастливой, а сейчас много говорят о кризисе семьи. Кого, как не вас, спросить о том, зачем нужна семья?
— В российском обществе, по моему мнению, институт семьи вполне укоренен. Но семья не лучшие времена сейчас переживает. Системных попыток разрушения семьи нет, но нет и правильной поддержки, иначе семьи бы не распадались. Количество разводов у нас запредельное, и это значит, что в обществе есть некие опасные тенденции. Церковь — важный фактор сохранения семьи, хотя сама церковная жизнь — не панацея, не гарантия того, что семья будет крепкой. Всё идет лично от людей, от их понимания важности друг друга, от их любви. Именно Церкви нужно обращать внимание на важность хранения верности, радость воспитания детей. Люди сами должны понимать, что семейные отношения — это преодоление, поиск совместного решения различных проблем. В сложных ситуациях надо искать решение, а не «разбегаться» при первом же испытании.
— Наверное, главное — объяснить это детям?
— Детей, конечно, родители воспитывают, исходя из собственных соображений, и только потом, когда они вырастают, понимаешь, какие ошибки ты допустил. Но всё же семьи, воспитывающие детей в православии, в Церкви, имеют гораздо больший иммунитет. Конечно, есть и отрицательные примеры, но всё же во многом церковные семьи более сохранны — и в отношениях между супругами, и в детско-родительских отношениях, потому что наша вера дает некую прививку правильной жизни.
— В чем же заключается эта «прививка»?
— Преодолевать что-то ради кого-то — это часть христианской доктрины. Если человек не совсем уж формально относится к своей вере, он будет готов к самопожертвованию, к служению другому — в том числе и родному, близкому человеку. Жизнь с другим человеком на протяжении десятилетий — это вызов самому себе, который человек однажды бросает. Вызов в том, что ты этого человека полюбил в восемнадцать-двадцать лет, но ты будешь любить его и лет через двадцать-тридцать-сорок. Ты будешь с ним, когда он будет не таким красивым, не совсем здоровым и так далее. И нецерковные люди к этому часто не готовы.
Только наш выбор
— Насколько я знаю, вы с супругой воспитываете не только родных, но и приемных детей.
— Да, у нас в семье воспитываются двое приемных детей, один из них — уже много лет, с годовалого возраста. Другую девочку, десятилетнюю, мы взяли совсем недавно. Принятие в семью ребенка в любой форме — усыновление или опека, — конечно, очень сильно отличается от воспитания собственных детей. Своих детей ты любишь безусловно, здесь от родителей никакого усилия не требуется. Нужно просто не «перелюбить» и дать необходимое воспитание. С приемным ребенком нужно свой первоначальный порыв реализовать в деле постоянной, действенной любви к человеку. И это бывает не всегда просто: у него всё другое. На уровне ежедневного общения это дает о себе знать, поэтому воспитание приемных детей — это всегда преодоление самого себя, собственного эгоизма. Есть, конечно, тренинги, психологи, система поддержки, но всё непросто. Мы по этому пути идем, но я никому не буду советовать идти по нему. Иногда ко мне обращаются: «Батюшка, благословите, хотим взять приемного ребенка». Я всегда говорю, что не священник должен брать на себя ответственность, благословлять или не благословлять, это должен быть именно их выбор, их решение. Очень многое нужно взвешивать, оценивать свои силы. Это не менее, а может быть, и более ответственный шаг по сравнению с рождением собственного ребенка. Но взять ребенка в семью — значит дать ему надежду на счастье. Я за свою жизнь многого насмотрелся. Ни одному из детдомовских детей не позавидуешь. Отсутствие любви за годы в человеке вызревает в ненависть по отношению ко всему миру. Чем старше дети, тем с ними сложнее: у них формируется холодность, отсутствие сопереживания.
По городам и весям
— Вы довольно часто бываете в Петербурге. Для вас наш город что-нибудь значит или это просто один из многих городов?
— Конечно, не просто один из многих. Я часто привожу сюда семью, детей, знакомлю их с городом. Люблю его особенность, отдельность, непохожесть на другие города не только России, но и мира. Я — потомственный москвич, который любит Петербург.
— А в другие города вы семью и детей привозите?
— Крайне редко. Обычно это просто технически невозможно.
— Вы много ездите вместе с Патриархом Кириллом по всей стране. Какое у вас впечатление о состоянии России?
— Очень благодарен Патриарху и своей работе: благодаря ей я могу видеть свою страну, смотреть на нее с самых разных сторон. Рядом с Патриархом многое видится по-другому. У нас великая страна, в ней живут удивительные люди. Вижу многих, кто готов служить России, помогать ближним. О красоте нашей страны всякий знает, но её действительные размеры можно почувствовать, только если путешествуешь. На Чукотке, например, часами нужно лететь из одного населенного пункта в другой, из точки А в точку Б. Как важно людям послание Церкви, присутствие Патриарха, особенно в отдаленных деревнях, селах! Люди там живут в очень непростых условиях, и его приезд для них — большая радость. Условия жизни у нас оставляют желать лучшего. Многое нужно сделать, чтобы жизнь в нашей стране стала благополучной, защищенной, справедливой. Церковь должна быть с людьми и в радости, и в горе.