Самый красивый музей
После эвакуации
Православный музей Финляндии был основан в 1957 году в Куопио. Как известно, в результате Второй мировой войны Приладожье и Карельский перешеек отошли к СССР, а именно там проживала большая часть финляндского православного населения — 17 приходов, 55 тысяч человек. И насельники монастырей, и простые люди не желавшие жить под советской властью, были эвакуированы вглубь Финляндии. В результате войны Финляндская Православная Церковь потеряла 90% имущества: 75 церквей, 76 часовен, 50 кладбищ и имущество четырех монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского и Линтульского. Всё это либо погибло в результате военных действий, либо осталось на отошедших к СССР территориях. То, что смогли эвакуировать, было роздано во вновь образованные финские православные приходы, монастырям в их новые обители, а наиболее древние и ценные предметы было решено поместить в музей. Сначала он работал в подвальном помещении православного прихода Куопио, а в 1969 году переехал в специально построенное здание, где также разместилась и кафедра архиепископа Финляндии, и церковное управление.
У истоков создания музея стоял архидиакон Лео Касанко (1906–1973), секретарь архиепископа Карельского и Финляндского Германа (Аава; 1878–1961). Именно его обязанностью стал учет и каталогизация эвакуированного имущества. Он определял, какие предметы будут храниться в музее, а какие должны быть переданы для богослужения на Новый Валаам и в новые церкви и часовни, строившиеся в Финляндии в 1950-х годах. Основу коллекции музея составили эвакуированные из карельских монастырей и приходов иконы, церковный текстиль, рукописи и старопечатные книги, богослужебные предметы, архивные документы.
— Наш музей считает себя преемником созданного в 1911 году в Валаамском монастыре Древлехранилища — епархиального музея, насчитывавшего в 1930-е годы 1600 экспонатов, — рассказывает научный сотрудник музея Илона Пелгонен. — Многие предметы музея в Куопио уже тогда не использовались в богослужениях, а находились в этом валаамском музее.
Постепенно пополнялся фото- и документальный архив музея; частные дарители передавали музею предметы, относящиеся к православной культуре. Иногда коллекция пополнялась неожиданными способами: например, при ремонте одного из старых зданий в центре Куопио на чердаке была найдена спрятанная в опилки икона преподобного Корнелия Палеостровского, тоже переданная в музей.
В 2018 году финский художник и коллекционер Ристо Вилхунен передал в музей свою коллекцию (1200 предметов христианского искусства), большую часть которой составляют меднолитые иконы и кресты. На протяжении многих лет он приобретал их на аукционах и у частных лиц. В настоящее время они представлены в музее на выставке «Божественный свет». Поступают в музей и иконы современных финских иконописцев, выполненные в разных техниках.
Царские экспонаты
— Более двухсот экспонатов музея мы называем «царскими» — это дары российских императоров и членов царской семьи карельским монастырям либо предметы, так или иначе связанные с их визитами на Валаам и их памятью, — продолжает рассказ Илона. — В большинстве своем эти экспонаты тоже были представлены в Древлехранилище Валаамского монастыря. У нас хранятся облачения и богослужебные предметы, подаренные Валаамскому и Коневскому монастырям императорами Петром I, Елизаветой Петровной, Николаем I, Александрами I, II, III. Некоторые из них представлены в постоянной экспозиции музея, например фуражка и перчатки Александра II, переданные в Валаамский монастырь Екатериной Долгоруковой, лампада финского мастера Виктора Аарне, работавшего в фирме Фаберже, подаренная великим князем Дмитрием Константиновичем, расстрелянным в 1918 году, открытка, изготовленная последней императрицей Александрой Феодоровной и присланная фрейлине Анне Танеевой (Вырубовой) из Тобольска, серьги, также подаренные Анне императрицей, икона из спальни Елизаветы Петровны и многое другое. Наша коллекция перекликается с коллекцией Ново-Валаамского монастыря. Например, часть комплекта покровцов, разные тома одной рукописи, части одной серии облачений могут быть частично у нас, частично у них. Так получилось потому, что распределение предметов в свое время проходило в условиях почти военно-полевых.
К «царским» экспонатам относится и архив ближайшей подруги императрицы Александры Феодоровны Анны Вырубовой-Танеевой. Он был передан в музей финским священником, знакомым со служанкой Анны Танеевой Верой Запеваловой, после смерти последней.
Документы не случайно были переданы в церковный музей: Анна Вырубова приняла постриг в Валаамском монастыре с именем Мария. В Линтульский монастырь её не приняли по причине инвалидности, и она жила в Хельсинки как монахиня в миру со своей верной спутницей Верой. Архив содержит переписку матери Марии с различными лицами, среди которых святой Иоанн Валаамский (письма к ней вошли в сборники «Письма валаамского старца»), игумен Маврикий, доктор Иван Манухин, епископ Хельсинкский Александр. Также имеются фотографии, рисунки Анны, рекомендательные письма Маннергейма, записки, письма и телеграммы императрицы и царских детей.
Несмотря на ценность архива, изучен он мало: например, письма на английском языке, которые, как считается, написаны от имени императрицы, до сих пор не изучены — при том, что разные части одного письма имеются и в музее Куопио, и в библиотеке Йельского университета, где экспонаты оцифрованы и доступны каждому на сайте.
— Анна отправляла имеющиеся у нее альбомы и царские документы за границу, находясь в смертельной опасности, поэтому у нее совершенно не было возможности их распределить. Для научного изучения данного архива нужно очень хорошо, в мельчайших подробностях, знать историю царской семьи, — замечает Илона.
Для финнов и для русских
— В настоящий момент в музее три постоянных сотрудника: директор, я — проектный научный сотрудник, отвечающий за архив и коллекцию старопечатных книг и рукописей, и ассистент, отвечающая за фотоколлекцию. Но в ближайшее время планируется открытие еще двух вакансий. Кадры меняются довольно часто, так как в Финляндии распространена так называемая проектная работа, когда специалиста берут только на определенный срок для выполнения какого-либо проекта. Это, конечно, не дает выращивать хороших специалистов, знающих свое дело, тем более — в такой специфической для Финляндии области, как православная культура, — сожалеет Илона .
Основные посетители музея — это финны-пенсионеры, поскольку в их среде популярны групповые поездки по стране: «Православных в Финляндии всего около 60 тысяч человек, поэтому для основного числа посетителей, представителей лютеранства, православная культура — нечто новое и загадочное, никого не оставляющая равнодушным. Коллекция музея и, в частности, его новый облик после ремонта впечатляют всех, в том числе и не знакомых с православием. Многие считают наш музей „Риза“ самым красивым в Финляндии. Все находят в экспозиции что-то интересное для себя. Женщин привлекают текстильные экспонаты и ткани, детей завораживает блеск золотых, серебряных изделий с драгоценными камнями — в Финляндии такие предметы увидишь нечасто. Мужчины интересуются историей, особенно тем, что связано с войной. Привыкшие к лютеранской простоте и скромности финны поражаются роскошью и богатством экспонатов музея. Постоянные посетители — ученики курсов иконописи, школьные группы в рамках уроков религии, которые в Финляндии являются частью обязательной программы. Русских групп не так много, как хотелось бы, а сейчас и вовсе нет. Специальных паломнических туров к нам нет, но найти музей несложно: мы находимся почти в центре Куопио. Многие туристы совмещают визит к нам с посещением Ново-Валаамского монастыря. Этим летом в Куопио планируется открытие популярного в Европе автобуса Hop On - Hop Off, в котором туристы могут спокойно передвигаться по городу, не беспокоясь о парковке.
Музей поддерживает связи с Россией, Илона Пелгонен и раньше участвовала в российских научных конференциях, и собирается продолжать, когда ситуация с коронавирусом стабилизируется. Сотрудники музея проводят лекции и тематические презентации коллекции. У музея есть друзья — они входят в общественную организацию «Друзья музея „Риза“» и платят взносы, идущие на поддержку музея. Возглавляет её митрополит Карельский и Куопиоский Арсений (Хейккинен). Эта организация приобретает, в том числе, и произведения современных художников для коллекции. Например, были приобретены картины Ирины Затуловской, российской художницы, избранной в Финляндии художником года в 1997 году. Для друзей музея регулярно проводятся вечера.
— Сейчас у нас в разработке новый проект, профинансированный министерством культуры Финляндии, он направлен на развитие научного и туристического сотрудничества с Россией, — делится планами Илона. — В рамках этого проекта будет разработан виртуальный тур по музею, с помощью которого туристы могут заранее познакомиться с нашей экспозицией, а также будет портал, представляющих экспонаты «Ризы», происходящие из разных стран мира — Японии, США, Китая. С помощью него мы надеемся получить дополнительную информацию о них и, конечно же, наглядно представить широту охвата нашей коллекции и её значимость. Кроме того, будет разработана мобильная версия игры для детей на основе музейной коллекции, очень популярной у наших маленьких посетителей. Сейчас она существует в бумажной версии, но в скором времени появится в качестве мобильного приложения. Следующая наша временная выставка под рабочим названием «Красота спасет мир» планируется к открытию этой весной. Мы хотим представить экспонаты из наших хранилищ, еще неизвестные посетителям, продолжая знакомить с красотой и богатством православной культуры. Надеюсь, границы откроются, и у россиян появится возможность посетить нас.