Самые настоящие иконы

Можно ли воспринимать всерьез иконы, созданные семилетними детьми? «Можно и нужно, — считает Ростислав Гирвель, руководитель детской иконописной студии «Святогорье». — Взрослый человек не может творить с такой чистотой, как ребенок». С 1969 года он учит детей писать иконы.
Раздел: Служение
Самые настоящие иконы
Журнал: № 1 (январь) 2011Автор: Александра Ершова Опубликовано: 13 августа 2012
Можно ли воспринимать всерьез иконы, созданные семилетними детьми? «Можно и нужно, — считает Ростислав Гирвель, руководитель детской иконописной студии «Святогорье». — Взрослый человек не может творить с такой чистотой, как ребенок». С 1969 года он учит детей писать иконы.

— Ростислав Мартинович, почему Вы набираете детей в группу именно с четырех лет?
— Именно в раннем детстве ребенку открыта благодать, ему дается дар от Бога, который нужно развивать, иначе он исчезнет. Когда ко мне приводят детей 10 – 12 лет, я, конечно, беру их, но говорю, что я не волшебник и вернуть то, что ушло, не смогу.

— Икону должен писать верующий, молящийся человек. Может ли у несмышленого малыша получиться что-то серьезное?
— Конечно, ведь параллельно с работой над иконой происходит и воцерковление ребенка. Дети изучают жития святых, беседуют со священником, им дается задание найти эту икону в храме. Вообще, детские иконы очень благодатны, дети более открыты Господу, чем взрослые. Детские иконы — настоящие, перед ними можно и даже нужно молиться.

— Кем становятся ваши ученики? Иконопись остается для них только хобби или превращается в профессию?
— Не так часто, но мы получаем настоящие заказы, среди них иконы для храма святого Пантелеимона в поселке Ганино, росписи в Константино-Еленинском монастыре в поселке Ленинское и в храме Пантелеимона в Царском Селе. А ученики старшей группы писали иконы для многих храмов и подворий. Но практически для всех их иконопись остается второстепенной профессией, потому что нужно ведь зарабатывать на жизнь, а серьезных заказов немного.

Программа обучения 
в «Святогорье» делится на шесть этапов, продолжительностью один год каждый. На первом этапе дети 4 – 5 лет обучаются навыкам рисунка, основам цветоведения и цветной графики. Первым заданием традиционно становится изображение символов евангелистов: быка, льва, птицы, ангела. Эти символы дети не просто рисуют, они создают мысленный образ, складывая наблюдения из жизни и воображение.

На втором этапе дети 6 – 7 лет обучаются классификации образов и событий с помощью анализа сказок. Сначала — слово, а потом — изображение, но второе не является иллюстрацией первого, слово и изображение равноценны, как в иконном пространстве. На этом этапе дети обучаются принципам построения сюжетной многофигурной композиции, разномасштабности изображения с использованием обратной перспективы. Впервые в изображениях появляются архитектура и пейзаж.

На третьем этапе детям 8 – 10 лет предлагается писать житие святого. Опять все начинается со слова: после чтения ребята излагают свое понимание жития. Этот период обучения проходит при поддержке священника, который помогает понять детям духовный подвиг святого. Главной задачей на этом этапе становится изображение двух планов: горнего (духовный подвиг святого) и дольнего (земной путь, приход к горнему в этом мире). Здесь вводится еще одна категория — канон. Поскольку изображается святой, авторское понимание и переживание необходимо облечь в форму, установленную соборно. Возникает понимание изобразительного опыта как опыта духовного.

На четвертом этапе дети 8 – 12 лет, уже работая над иконой, обучаются изображению пластики тела. В этот период они осваивают работу с санкирью (это первый слой, которым прокрывают «личные части» изображения), растирают краски на основе яичной темперы, наносят на доски левкас (грунт). Одновременно происходит изучение строения головы и лица и их изображения в сферическом пространстве иконы, осмысление разницы между лицом и ликом, между человеком и личностью. Здесь глубоко и серьезно обсуждается тема преображенной плоти, существующей в пространстве времени нетварного света. Все, что было до этого познано о свете, реализуется в моделировании сферического пространства как Горнего.

На пятом этапе детям 12 – 15 лет предлагается работать над праздничным рядом иконостаса. Ребята знакомятся с иконографией двунадесятых праздников, выбирают «свою» икону, а затем выполняют ее на доске, подготовленной с использованием всех навыков, полученных ранее. Пятый этап не является завершающим, ведь окончательная цель школы (шестой этап) — создание коллектива иконописцев‑единомышленников, которые, опираясь на святоотеческое богословие и отстаивая чистоту канонического образа, смогли бы искать новые формы выражения полноты присутствия на земле живого Воплощенного Слова. 



Студия «Святогорье» была создана Ростиславом Мартиновичем Гирвелем в 1969 году в одном из домов детского творчества Санкт-Петербурга. Сначала в ней занимались керамикой, а затем и лаковой живописью. Уровень работ студии изначально был высок, дети принимали участие в выставках детского творчества в Русском музее, Музее этнографии, Музее истории города, Центральном выставочном зале, а также в других городах России и других стран. Сегодня студия располагается на территории Казанского собора.

Александра Ершова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"