Самое настоящее чудо
Дети читают всё меньше, а телевизор смотрят всё больше. Можно, конечно, запретить нашим чадам «пялиться» в экран, впитывать яркие образы, представляющие опасность для всего, что созидает некрепкая детская фантазия. Но можно пойти и по другому пути. Снять такой фильм, а еще лучше мультфильм — почему-то искусственный образ ребенку милее, — который будет одновременно и развлекать, и наставлять. И, тем самым, поощрять личное (в данном случае — детское) стремление к знанию и самостоятельному продумыванию прекрасного.
По такому пути пошли создатели — кстати, создателей этих, как у добротного голливудского блокбастера, 350 человек! — уникального мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы». «Всё лучшее детям!» В работе были использованы самые лучшие технологии. В частности, технологии объемного звука.
— Обычный Dolby не дает ощущения полного погружения в происходящее, — поясняет Вадим Сотсков, продюсер «Необыкновенного путешествия Серафимы». — А применяя технологии Dolby Atmos и Aura, мы получаем абсолютно объемный звук, именно такой, который мы слышим в нашей повседневной жизни. Звук Dolby Atmos и Aura приходит к зрителю со всех направлений, в том числе и сверху. Так же, как в реальной жизни, в саундтреке можно слышать отдельные звуки или звуковые эффекты, которые перемещаются по всему кинотеатру или по вашей квартире.
Музыку для мультфильма написал композитор Иван Урюпин («Белка и Стрелка», «Заза», «Обнимая небо»), а в ее записи приняли участие солисты Большого театра, Российского национального оркестра, а также хор капеллы Свешникова. Герои мультфильма разговаривают голосами звезд нашего кино: Александра Михайлова, Веры Васильевой и многих других. Уникален и видеоряд. «Мы сильно стилизовали картинку и анимацию, намеренно уходя от реализма», — это слова продюсера мультфильма Сергея Зернова. Но даже в движущейся картинке важнее всего слово, сюжет и его трактовка, не так ли?
— Идея создания православного анимационного фильма пришла давно, — рассказывает сценарист мультфильма Виктор Стрельченко. — Долго думали, кто бы мог стать героем фильма — и обратились к житиям наших святых. Помог случай: продюсеры и режиссер фильма познакомились с писателем Тимофеем Верониным — автором первоисточника будущего сценария, книги о преподобном Серафиме Саровском.
При разработке сценария многое из книги Веронина выпало, какие-то эпизоды трудно вязались между собой. Но самым существенным изменением стала смена главного героя. Писать историю от лица преподобного Серафима — задача для семейного кино, тем более для детской аудитории, трудноподьемная. Поэтому в сценарии появилась новая героиня — девочка из детского дома, тезка преподобного Серафима Саровского.
Какими принципами руководствовалась рабочая группа?
— Тема веры и Бога не должна быть предметом агитации, поэтому хотелось написать этот сценарий без пристрастия, чтобы у зрителя не было ощущения, что создатели ему что-то навязывают, — это была центральная задача при написании материала, — рассказывает Виктор Стрельченко. — Хотелось написать внятную историю, которая соединяет в себе два мира (наш земной и небесный) — и их столкновение как основной конфликт. А самое главное, как сказал кто-то из великих: «Церковь это не только иконы, но и люди». Главная парадигма в сценарии — это люди и их отношение к нашему миру. С другой стороны, мы не ставили перед собой цель как-то «продвигать» христианские ценности. Ведь они известны нам с детства: если кто-то забыл их или не может объяснить своему ребенку, надо просто открыть Библию и вспомнить. Семья — вот ключевая идея, то, что, действительно, хотелось донести в работе. Семья — это как остров, на котором можно спастись во время бури. Наше православное единение начинается с нее.
…Теперь я немного поворчу. Есть такая в нашей стране традиция: мы производим великие вещи штучно, но не способны поставить на поток «качественное» (то, что великому подражает). Мы способны изобрести лучший в мире пылесос, но построить пылесосный завод нам сложнее. Можем отгрохать большую шестиполосную магистраль, но проселочные дороги, которые от этой магистрали ответвляются, оставляют желать лучшего. Способны провести лучшую Олимпиаду в истории, но испытываем проблемы с организацией детских соревнований на дворовом уровне. Хотелось бы, чтобы этот мультфильм стал не уникальной в своем роде кинематографической «великой стройкой века», а отправной точкой для новой традиции, которая умеет говорить о вере (вообще о высоком), но не принуждает к ней, которая подражает детскому сну — и при этом оставляет ребенку право на фантазию.
Мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» создан при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского и кинокомпании «Централ Партнершип». Продюсеры фильма — Вадим Сотсков, Игорь Мещан и Сергей Зернов. Режиссер-постановщик — Сергей Антонов.