С детства — в Лавре
Воскресная школа Александро-Невской Лавры существует уже более пятнадцати лет. Идея ее создания принадлежит иерею Андрею Дедюхину-Сицкому. Директором стала Людмила Валентиновна Каширина, вложившая в развитие школы много усилий. Первые занятия проходили в Никольском храме для двадцати двух учеников. Сейчас количество учащихся составляет около ста семидесяти человек.
Раздел: Служение
Журнал: № 4A (Специальный выпуск №2, апрель) 2013Автор: Анастасия Оржаховская Опубликовано: 6 июля 2013
Воскресная школа Александро-Невской Лавры существует уже более пятнадцати лет. Идея ее создания принадлежит иерею Андрею Дедюхину-Сицкому. Директором стала Людмила Валентиновна Каширина, вложившая в развитие школы много усилий. Первые занятия проходили в Никольском храме для двадцати двух учеников. Сейчас количество учащихся составляет около ста семидесяти человек.
— Наша воскресная школа — это не кружок по интересам, куда привели ребенка и оставили на пару часов, это совместное обучение церковной жизни, — рассказывает нынешний директор школы Александра Александровна Боткина. — Мы стараемся привлекать и родителей: специально для них организуем беседы со священником, просим помогать нам в проведении мероприятий. Ведь важно, чтобы то, чему мы учим детей здесь, они видели и у себя дома, иначе не будет толку. Все-таки основную роль в воспитании детей играют именно родители, и если не будет никакой помощи с их стороны, то почти все наши усилия будут тщетны.
Занятия в воскресной школе проводят исключительно профессионалы. Каждый из них помимо вуза окончил епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы. Завуч школы Наталья Мячиславовна Тоболова признается:
— Я не думала, что пойду преподавать, училась на курсах, скорее, «для общего развития». Но когда владыка митрополит вручал дипломы, он, наверное специально для таких, как я, сказал: «Вы не думайте, что будете только для себя использовать те знания, которые здесь получили. Вы должны поделиться ими с другими». Так все и получилось. Сначала я привела своих детей учиться, а потом постепенно подключилась к процессу и сама стала вести занятия.
Не просто школа
Одной из самых важных задач воскресной школы ее руководители считают литургическое общение детей, поэтому учащиеся обязательно приходят по воскресным дням на богослужения в храм Серафима Вырицкого и Никольскую церковь Лавры, где поет школьный церковный хор. Обучение пению не входит в основную программу школы, но предлагается как дополнительное занятие. Ребята остаются на спевки после уроков по субботам или в воскресенье перед службой. Руководит хором Мария Емельянова, выпускница консерватории, регент. Мария Эдуардовна удивляется, как дети находят время и не ленятся помимо всего прочего еще и петь, ведь они пять дней в неделю учатся в обычной школе, а все выходные (занятия проходят по субботам и воскресеньям) проводят в Лавре:
— Наверно, это благодать Божия на них действует так, что они с радостью идут на спевки, забыв об усталости. Я им постоянно говорю, что к этому делу надо подходить очень серьезно и ответственно: их пение для всех слышащих его подобно голосам ангелов, восхваляющих Бога. С радостью замечаю, что ребята стараются вести себя подобающим образом. Да и вообще со стороны детей я чувствую большую благодарность и любовь. Это лучшая награда за мой труд.
Вместе учиться, вместе ходить на службы, вместе петь и… вместе отдыхать — что еще нужно для того, чтобы сдружиться между собой! Руководство школы и родители каждый год продумывают для детей культурную и паломническую программу. Тут и культпоходы по музеям и театрам, и паломничества к санкт-петербургским святыням, и дальние выезды на каникулах. Ребята успели побывать в Москве, Ярославле, Смоленске, Великом Новгороде, Пскове, на Валааме и даже в Финляндии и Иерусалиме! А летом дети отправляются в лагерь на острове Коневец и три недели проводят в Рождество‑Богородичном Коневском мужском монастыре. Здесь отдых на свежем воздухе совмещается с посильным трудом и душеполезными занятиями: день в монастыре начинается у детей с утренней службы, затем — выполнение различных несложных послушаний, а после — развивающие занятия и отдых. Как следствие такого разумного распорядка — в лагерь все едут с большим желанием и возвращаются оттуда довольными и радостными.
Ребята продолжают дружить и после окончания школы, и порой даже складываются пары. Выпускники иногда приходят на Литургию и поют в хоре, также для них время от времени проводятся уже более серьезные, «взрослые» лекции. Некоторые из ребят идут учиться в семинарию.
От Рождества до Пасхи
Есть у воскресной школы Лавры и серьезные культурные проекты, уже ставшие традиционными и любимыми в православной среде. С 2006 года школа проводит епархиальный праздник «Рождественские елки в Лавре». Эти представления с удовольствием посещают жители города и области. В программе — спектакль учащихся школы, который они готовят задолго, общая игра с участием сказочных героев и вручение сладких подарков. Ежегодно на елку приходят более тысячи человек, часть билетов раздается детским домам, приютам и детям с ограниченными возможностями.
Конечно, спектаклем, поставленным учащимися воскресной школы, сегодня никого не удивишь: детский спектакль украшает празднование Рождества и Пасхи почти в каждом храме. Объединить тех, кто делает детские приходские спектакли, дать возможность ребятам из разных храмов выступить на «большой сцене» и выиграть первый приз — такая мысль пришла руководству лаврской воскресной школы в 2006 году. Для этого был организован еще один крупномасштабный проект — театрально-музыкальный фестиваль Воскресных школ «Ангельские лики». Ежегодно заявки на конкурс подают от девяти до пятнадцати школ из Санкт-Петербургской и других епархий РПЦ.
Размышляя об объеме деятельности воскресной школы, остается только удивляться, как у руководителей и преподавателей хватает на все времени и терпения. Но, по словам директора, «воспитать детские души» — это то единственное и самое главное стремление, которое объединяет всех учителей, придает им сил и вдохновения в работе.
Система обучения в воскресной школе состоит из трех этапов. На дошкольном отделении «Божья коровка» детям 5-8 лет преподаются такие предметы, как Закон Божий, творчество, ритмопластика, музыка, и, как дополнительное занятие, — подготовка к праздникам.
Далее идет первая ступень, где школьники в возрасте от 9 до 12 лет изучают Закон Божий, творчество, музыку, церковное пение, Ветхий и Новый Завет, церковнославянский язык, а также историю Отечества, в курсе которой особое место уделяется истории Православной Церкви. По окончании трехгодичного курса обучения выдается школьное свидетельство за подписью духовника школы игумена Серафима (Гребельного).
На второй ступени (12-15 лет) дети посещают уже более серьезные предметы, среди которых: иконография, литургика, история апостольской Церкви, катехизис, церковнославянский язык, краеведение, история Церкви и др. Уровень преподавания на этой ступени подготавливает к начальному уровню Духовной семинарии.
Прошедшие полный курс обучения в школе учащиеся получают свидетельство с официальной печатью наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария. Особенно оно будет полезно мальчикам, собирающимся поступать в семинарию, в качестве рекомендательного письма.
Тел./факс: 8 (812) 710-20-47
Директор школы Александра Александровна Боткина: 8 (911) 754-54-71.
Анастасия Оржаховская