С чего начать изучение Священного Писания?
Мы попытались сформулировать рекомендации, которые будут полезны и новичку в мире библеистики, и более сведущему специалисту.
Раздел: Информация
Святые отцы
Самыми популярными в церковной среде комментариями священного текста можно назвать труды святого Иоанна Златоуста и святого Феофилакта Болгарского: первый истолковал почти все книги Священного Писания, второй — только книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса). Лучший из комментариев на самый богословски насыщенный текст Нового Завета — Евангелие от Иоанна — оставил святой Кирилл Александрийский. Единственное в восточной святоотеческой традиции толкование на Апокалипсис принадлежит святому Андрею Кесарийскому. А многотомные «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» (Тверь: Герменевтика, 2001 — н. в.) дают читателю «объемную панораму» святоотеческой экзегезы: каждая строчка Священного Писания сопровождается отрывками из различных святоотеческих толкований.Проповедники
Кто чаще всего толкует Священное Писание? Священники в своих проповедях и беседах с прихожанами. Признанной классикой этого жанра считаются беседы митрополита Сурожского Антония: среди многочисленных сборников можно выделить книгу «„Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия“. Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1–4» (М.: Даниловский благовестник, 1998). Замечательный библеист-эмигрант архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий Таушев умело «конвертировал» свои научные изыскания (которые сами по себе устарели) в проповеди на злобу дня. Его книга «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи» стала библиографической редкостью, но доступна в интернете (http://www.golden-ship.ru/load/a/averkij_taushev/222).Святитель Николай (Велимирович) — не только глубокий богослов, но и яркий литератор: его толкования полны образов, риторических фигур, а некоторые самой своей структурой стимулируют воображение читателя. Например, книга «Толкование заповедей Блаженства. Девять уровней райской пирамиды» (Клин: Христианская жизнь, 2007), где каждой заповеди соответствует глава-этаж.
Популярные толкования
Кроме «Толковой Библии» А. Н. Лопухина (М.: Эксмо, 2013) русскоязычный читатель может изучать Священное Писание вместе с многотомником протестантского ученого У. Баркли «Евангелие на каждый день» (http://www.krotov.info/spravki/history_bio/20_bio/1978barc.html), который позволяет увидеть евангельский текст в историческом контексте, дает общие сведения об авторстве и времени написании книг и при этом не «загружает» читателя подробностями. В стилистике постраничного толкования выполнен и многотомник Н. Т. Райта «Популярный комментарий на книги Нового Завета» (М.: ББИ, 2008–2010). Райт — большой ученый, признанный на Западе знаток Нового Завета — в этих книгах остроумен и информативен.Научные труды
Если вы хотите пойти в изучении Библии еще дальше, для вас — одно из самых компетентных обобщающих исследований о текстах Ветхого Завета как литературно-исторических источниках: «Введение в Ветхий Завет» под ред. Э. Ценгера (М.: ББИ, 2007). Вы станете настоящим библеистом во всеоружии, если вдобавок осилите трудночитаемую, но очень полезную книгу Э. Това «Текстология Ветхого Завета» (М.: ББИ, 2001). То же самое можно сказать о двух книгах лучшего в мире знатока новозаветных рукописей Б. Мецгера «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание» (М.: ББИ, 2013) и «Текстология Нового Завета» (М.: ББИ, 2013): с них можно смело начинать погружение в мир новозаветной науки.Среди многочисленных комментариев на отдельные новозаветные тексты выделим книгу петербургской ученой И. Левинской «Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий (Т. 1: М.: ББИ, 1999; Т. 2: СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, Нестор-История, 2008), а также книгу У. Луца «Нагорная проповедь (Мф. 5–7). Богословско-экзегетический комментарий».
Тимур Щукин