Рождественское подворье (Часть 2). Храм Рождества Христова в Надкопанье
О ТОМ, КАК ВСЁ НАЛАДИЛОСЬ
Кирилл Сапожников уходит домой, через час он вернется проведать коров. И ведь это выходной день. По будням обычно много другой посторонней работы — на поле, в огороде, на стройке. Нет, у него бывают и выходные, тогда кто-нибудь из трудников заменяет Кирилла в коровнике на целый день. «Обучили одного», — кидает на ходу Кирилл.
Сами трудники народ более скрытный и так охотно на разговор уже не идут, что и неудивительно: обычно у них за спиной непростая история жизни. У некоторых нет собственного жилья, и для них подворье — своего рода приют. У многих проблемы с алкоголем. Ценно то, что пребывание здесь им действительно помогает. Но в истории подворья, конечно, бывали ситуации, когда нашедшие здесь кров не оправдывали доверия. Особенно тяжело было в самом начале, в 1990-х годах.
— Много людей тогда вышли из мест лишения свободы, — вспоминает отец Антоний. — И все ринулись по монастырям и приходам, при этом знали, где как кормят и как заставляют работать. У нас такие тоже побывали, сам удивляюсь, какя с ними управлялся: верзилы, все в наколках с макушки до пят. Дом мне спалили. Но в итоге всё наладилось. Теперь подворье у нас очень крепкое.
Приход и подворье отец Антоний помнит с самого начала его возрождения, когда ничего, кроме заброшенного храма и дома диакона, еще не было. У отца Антония в келье на стене висит групповая фотография примерно пятнадцатилетнейдавности. Снимок черно-белый, поэтому кажется, что он сделан очень давно, хотя это не так.
— Это Даша, это Никита — вспоминает настоятель своих прихожан, — вот Алена, а вот эта пара давно жената.
— А сами-то вы как здесь оказались?
— Как-как. Я родом отсюда. Где родился, там и пригодился. Хотя и трудности есть. Многих помню по прошлой жизни, и меня многие помнят: «Не тот ли это Серега Кузнецов?» Он самый, художник наш. Мастерская своя была.
— А что заканчивали?
— Сначала Серовское училище, потом — Мухинское.
Монашество и священство отец Антоний принял в 2000 году по благословению почитаемого в народе старца отца Николая Гурьянова.
— А это правда, — спрашиваю, — что он провидцем был?
— Для меня он как дедушка, — уклончиво ответил отец Антоний. — Родного ведь не было.
Фотографии старца развешены в разных местах подворья: и в келье самого игумена, и в трапезной. Сразу видно, что память отца Николая здесь особенно чтят.
ИКОНА ИЗ САРАЯ
С тех пор, как старец с острова Залит благословил Сергея Кузнецова на монашеское и священническое служение, прошло полтора десятка лет. Сейчас уже не верится, что когда-то в Надкопанье было всё иначе: что не было никакого подворья,храм Рождества Христова стоял разрушенным, в окнах его гулял ветер, а под куполом селились галки. Сегодня это храм, которому позавидовал бы и иной городской приход: аккуратный, светлый, но совершенно не помпезный и по-деревенскому уютный.
Есть в храме и своя святыня: икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет чистоты». У Богородицы на левой руке — Младенец, а в правой — цветок лилии. Такой образ современного письма редко встретишь, хотя когда-то он был очень распространен на Руси. Еще в самом начале нашего знакомства с Надкопаньем прихожане из Петербурга рассказали, что в храме есть чудотворный образ, где-то найденный отцом Антонием.
— Где ж вы его нашли?
— А в сарае соседском. Шел, смотрю — лежит черная доска, признал в ней икону. И сразу же выпросил у хозяина.
Обретение образа и его дальнейшую историю, наверное, можно назвать чудом: ведь утерян он был в 1937 году, сразу после закрытия храма, и вдруг нашелся. Сергей Кузнецов, тогда еще художник-оформитель местного совхоза, у себя в мастерской всячески пытался икону почистить, но дело продвигалось плохо. Может быть, поэтому однажды воры, укравшие из мастерской все иконы, именно эту и не тронули? Кто знает. А обновился образ уже позже, когда иеромонах Антоний принес его в возрождаемый Рождественский храм. Впрочем, сам отец Антоний разговоры о чудесах не очень любит.
— Чудо, если сам спасешься. Вот это главное в жизни!
ОБЩЕЕ ДЕЛО
В приходе храма Рождества Христова в Надкопанье, как в любой общине, есть два места, где все собираются вместе: богослужение и трапеза. К сожалению, когда мы гостили на подворье, Литургия совершалась не в Рождественском храме, а в приписной к нему церкви Александра Свирского в Паше. И что удивительно, все «надкопанцы» дружно пришли на богослужение за пять километров. А ведь общественный транспорт между деревнями не ходит, машины есть не у всех.
— Ну а что тут идти-то, рядом же, — хором отозвались прихожане на аналогичное удивление отца Антония.
Храм, даром что сельский, был полон. Чувствовалось, что приход сплоченный, все друг друга не только знают, но и по-братски любят. Может быть, такой тон задает Зинаида Семеновна Гаврилова, отвечающая за храмовую лавку? — со всеми поговорит, всем улыбнется, всех обнимет…
— Их не только обнимать, их целовать надо, — улыбается она. — А как иначе? Подумают еще, что я не в духе, и настроение у них испортится.
Зинаида Семеновна заведует лавкой храма уже пятнадцать лет. Сейчас она тоже проживает на подворье в Надкопанье. Там же помогает и по хозяйству, когда настоятель попросит.
Возвращаясь со службы на подворье, замечаем, что обед в трапезной уже почти готов. Марина старалась с самого утра. Но пока не подойдет отец Антоний, никто за стол, естественно, не садится. Все-таки трапеза здесь — как в самомнастоящем монастыре, ну разве что атмосфера за столом совсем не напряженная. Пока все едят, инок Савватий читает вслух книгу под названием «Зубы грешников» писателя-сибиряка Мирослава Бакулина. Зашедший в трапезную здоровый кобель Рэм верным взглядом смотрит на настоятеля.
— Ну-ну, Рэмушка, на тебе, — говорит тот и подает собаке кусочек черного хлеба.
История
Храм Рождества Христова возведен в 1822–1829 гг. (архитектор Авраам Мельников) на месте каменного храма XVI в., разобранного в 1822 г. Храм не действовал с 1937 г., в 1941 г. был закрыт. В 1994 г. возвращен Церкви. У храма есть сайт: nadkopanie.nethouse.ru, и группа «ВКонтакте»: vk.com/public65831026. Настоятель — игумен Антоний (Кузнецов), председатель отдела по благотворительности и социальному служению Тихвинской епархии. К церкви приписано еще несколько храмов и часовен: домовый храм Александра Свирского в поселке Паша при Православном Доме милосердия, храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и храм святых апостолов Петра и Павла в деревне Часовенское, храм святого Киприана Стороженского и храм святителя Николая Чудотворца в деревне Сторожно, храм-часовня Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Балдино.
ИСТОРИЯ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Приход преображает сельскую жизнь. Например, он окормляет богадельню в Паше, помогает с раздачей продуктов малоимущим (на подворье происходит их фасовка). А какие праздники устраивает приход на Масленницу, на Рождество, на Пасху! Выступления народных ансамблей, гулянья, хороводы, гармошка… Настоятель старается возродить обычаи былых, старых гуляний, к сожалению, сейчас потерянных и забытых. «Разучился радоваться народ, — говорит отец Антоний, — ушла какая-то непосредственность, простота».
На подворье очень любят приезжать воспитанники церковно-приходской школы храма Илии Пророка на Пороховых. Уже пятнадцать лет ребята навещают настоятеля во время летних каникул. Дружба школы и прихода началась в 2000 году, когда дети приезжали в еще не обустроенное подворье и полуразрушенный храм.
— Сначала просто не представляли, что же делать со всей этой оравой детей? — вспоминает настоятель. — Но Господь устроил так, что всем нашлось дело: кто-то помогал в обустройстве территории, кто-то трудился в коровнике, на огороде. И расставались мы уже друзьями, с надеждой встретиться на следующий год… За минувшее время это поколение ребят выросло. Многие женились, привозят сюда своих детей. Кто-то стал священником… Вообще опыт жизни в общине меняет человека, определяет жизненный выбор. 15 лет нашей истории — тому доказательство.