Рецепт счастливого брака
Уже несколько лет в нашей епархии действует уникальный проект — «Супружеские встречи», организованные епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства. В этих встречах-выездах, проходящих два раза в год (а последующие занятия идут ежемесячно), приняли участие уже 116 пар, многие из них — священнические семьи. «Супружеские встречи» создают ситуацию, в которой мужа и жену ничто не отвлекает друг от друга, в которой они могут все свои мысли и эмоции направить только на одного человека — того, кто всегда рядом, но далеко не всегда имеет шанс быть услышанным и понятым. Услышать и понять друг друга — не в этом ли простой рецепт счастливого брака? О том, как для их семьи начались «Супружеские встречи», нам рассказали их организаторы и постоянные ведущие.
Раздел: Крупный план
Протоиерей Александр Дягилев и Любовь Дягилева
Журнал: № 4 (апрель) 2015Страницы: 14-15 Авторы: протоиерей Александр Дягилев, Любовь Дягилева Опубликовано: 23 апреля 2015
Матушка Любовь: Когда я была девушкой на выданье, моя духовная наставница склоняла меня уйти в монастырь. У меня же не было сомнений, что мое призвание — семейная жизнь. Находясь в сильном конфликте между благословением и собственным желанием, я стала просить Бога и своих любимых святых — преподобных Александра Свирского и Анну Кашинскую — дать мне мужа, верующего и любимого. Через полгода я встретила своего будущего супруга. Он сполна отвечал только двум критериям: нас объединяла вера и мы были влюблены друг в друга. В остальном мы были совершенно разными. По увлечениям, по темпераменту, по привычкам… Однако я чувствовала, что это мой путь, сомнений не было.
Отец Александр: У меня тоже был опыт жизни при монастырском подворье. Многие даже считали меня послушником, да и сам я задумывался об иноческой жизни. Но на каком-то этапе понял, что монашество — не мое. Я начал молиться о даровании супруги… хотя допускал, что это может быть искушение. Поэтому, когда я встретил Любу и понял, что люблю ее, мне было очень важно понять, что мой выбор верен. Мы поехали на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову — его авторитет был огромен и для мирян, и для монашествующих. Его благословение словно камень сняло с моих плеч. Теперь мы с Любой уже много лет, и я благодарю Господа за Его милость ко мне.
Матушка Любовь: Семья, брак — это не то, что можно скоропалительно разрушить, что можно без конца заново пробовать и создавать: мы, супруги, не случайно оказались в одной упряжке. Слово «супружество» — однокоренное со словом «упряжь». Мы, как две лошадки, тянем нашу супружескую жизнь. Если один устал — другой больше поднажмет, если один резво поскакал — и другой подтянется, но упряжка у нас одна, и если мы тянем в разные стороны, мы никуда не сдвинемся.
Отец Александр: В то же время мы живем в мире, где современные модели поведения направлены на обладание, на потребление, на жизнь за счет другого или в долг — в кредит. Они популяризируют такой эгоистичный, независимый стиль жизни, который ведет к «параллельному» браку, часто за счет одного из супругов или за счет чьих-то родителей. Иногда этот «параллельный» брак возникает из-за искреннего ухода супругов в работу, в карьеру; а женщины с головой уходят в детей… В итоге два человека живут вместе — под одной крышей, но у них нет общих интересов, общих тем для разговоров, да и просто времени друг на друга. Получается «коммунальная квартира», несмотря на эпизодическое наличие интимных отношений.
Нам это хорошо знакомо. Первые десять лет нашей совместной жизни я полностью отдавал себя священнослужению, а Люба — работе и детям. Если мы и начинали о чем-то разговаривать — то в основном о проблемах, о которых нельзя было уже не говорить. Такие разговоры часто заканчивались обидами и ссорами. Мы, как и многие, воспринимали это как нормальное явление, как некий супружеский крест, который надо нести: «ну что делать — все так живут». А ведь такие модели поведения не от Бога — они ведут к одиночеству, к страданию, к разрушению брака, к отрицанию его смысла.
Матушка Любовь: Никто не рассказал нам, молодым и неопытным, что иметь сферы непонимания — это нормально, никто не учил выражать чувства напрямую, никто не посоветовал разобраться в собственных потребностях… Поэтому каждый из нас потихоньку ушел в свою жизнь, остро ощущая нехватку эмоциональной близости друг с другом и не зная, что делать. Нам не было дано естественное взаимопонимание, мы проделали долгий путь — и пришли к нему через «Супружеские встречи». Пожалуй, подлинную близость и единство со своим супругом я стала ощущать лишь в последние годы нашего брака, а браку сейчас 17 лет.
Отец Александр: Когда нас в свое время пригласили впервые на супружеский выезд, я не очень представлял себе, куда меня зовут. Тем более, кто-то назвал это уик-эндом. Я вообразил пикник, думал, что сейчас вот мы тут с джентльменами соберемся, шашлыки сделаем, поговорим о жизни. Тем временем дамы наших сердец лук порежут, редиску. Конечно, я совершенно не ожидал, что попаду на такую программу. Если бы мне сказали изначально, что «ты едешь ковыряться в своих отношениях с женой», то я бы, может, даже и не поехал. Но в результате на «Супружеских встречах» для меня самого произошло некое прозрение. Я вдруг понял, что не «во всем виновата жена» и не «все так живут, это нормально», а что я сам делаю свои конкретные ошибки. И исправлять я должен именно себя. Это была отправная точка для построения диалога.
Матушка Любовь: Конечно, мы не идеальны, мы срываемся, мы немощны. Но мы пытаемся выражать свою любовь друг к другу и к детям через диалог. Это означает, что каждый из нас может рассчитывать, что его выслушают, не перебивая, примут его чувства, постараются понять, а если кто-то сделал ляп — простят. У нас принято просить прощения, и мы — родители — тоже просим прощения у своих детей, если задели их или неправильно отреагировали.
Идти к Богу нам помогает совместное чтение Библии и обсуждение прочитанного, совместная молитва, храм, Литургия, паломнические поездки. Благодаря диалогу, который у нас стал получаться, «вино» второй половины нашей совместной жизни оказалось лучше, глубже, полнее «вина» того конфетно-цветочного периода, который многие считают лучшим временем. Все мелочное, сложное и болезненное в нашей жизни, как вода из Каны, может быть преображено в прекрасное вино согласия, любви и близости.
Мы стали ведущей парой, потому что были заинтересованы в развитии собственных отношений и хотели другим парам показать такую возможность. Ведь, позволяя «новичкам» вместе с нами работать над их супружескими отношениями, мы одновременно работаем над своими.
Идет взаимообогащение: они учатся у нас, мы учимся работать вместе. Помогать другим, разбирать проблемные случаи, отвечать на болезненные вопросы — всё это полезно и для нас самих.
Это еще и наш вклад в общее служение, в некотором смысле благотворительность: кто-то жертвует материальные ценности, мы — свой труд. Зачем? Чтобы развивалась семейная грамотность, чтобы отношения в семье соответствовали ее предназначению. А предназначение семьи — единство, общность супругов. Когда отношения портятся, эта цель недостижима. И если есть возможность отношения восстановить, сделать их более осознанными, то мы рады этому способствовать. Мы верим в то, что человек, если он того хочет, может измениться в любом возрасте и что перед нами всегда есть удивительная перспектива: бесконечное совершенствование отношений и взаимопонимания.
Отец Александр: У меня тоже был опыт жизни при монастырском подворье. Многие даже считали меня послушником, да и сам я задумывался об иноческой жизни. Но на каком-то этапе понял, что монашество — не мое. Я начал молиться о даровании супруги… хотя допускал, что это может быть искушение. Поэтому, когда я встретил Любу и понял, что люблю ее, мне было очень важно понять, что мой выбор верен. Мы поехали на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову — его авторитет был огромен и для мирян, и для монашествующих. Его благословение словно камень сняло с моих плеч. Теперь мы с Любой уже много лет, и я благодарю Господа за Его милость ко мне.
Матушка Любовь: Семья, брак — это не то, что можно скоропалительно разрушить, что можно без конца заново пробовать и создавать: мы, супруги, не случайно оказались в одной упряжке. Слово «супружество» — однокоренное со словом «упряжь». Мы, как две лошадки, тянем нашу супружескую жизнь. Если один устал — другой больше поднажмет, если один резво поскакал — и другой подтянется, но упряжка у нас одна, и если мы тянем в разные стороны, мы никуда не сдвинемся.
Отец Александр: В то же время мы живем в мире, где современные модели поведения направлены на обладание, на потребление, на жизнь за счет другого или в долг — в кредит. Они популяризируют такой эгоистичный, независимый стиль жизни, который ведет к «параллельному» браку, часто за счет одного из супругов или за счет чьих-то родителей. Иногда этот «параллельный» брак возникает из-за искреннего ухода супругов в работу, в карьеру; а женщины с головой уходят в детей… В итоге два человека живут вместе — под одной крышей, но у них нет общих интересов, общих тем для разговоров, да и просто времени друг на друга. Получается «коммунальная квартира», несмотря на эпизодическое наличие интимных отношений.
Нам это хорошо знакомо. Первые десять лет нашей совместной жизни я полностью отдавал себя священнослужению, а Люба — работе и детям. Если мы и начинали о чем-то разговаривать — то в основном о проблемах, о которых нельзя было уже не говорить. Такие разговоры часто заканчивались обидами и ссорами. Мы, как и многие, воспринимали это как нормальное явление, как некий супружеский крест, который надо нести: «ну что делать — все так живут». А ведь такие модели поведения не от Бога — они ведут к одиночеству, к страданию, к разрушению брака, к отрицанию его смысла.
Матушка Любовь: Никто не рассказал нам, молодым и неопытным, что иметь сферы непонимания — это нормально, никто не учил выражать чувства напрямую, никто не посоветовал разобраться в собственных потребностях… Поэтому каждый из нас потихоньку ушел в свою жизнь, остро ощущая нехватку эмоциональной близости друг с другом и не зная, что делать. Нам не было дано естественное взаимопонимание, мы проделали долгий путь — и пришли к нему через «Супружеские встречи». Пожалуй, подлинную близость и единство со своим супругом я стала ощущать лишь в последние годы нашего брака, а браку сейчас 17 лет.
Отец Александр: Когда нас в свое время пригласили впервые на супружеский выезд, я не очень представлял себе, куда меня зовут. Тем более, кто-то назвал это уик-эндом. Я вообразил пикник, думал, что сейчас вот мы тут с джентльменами соберемся, шашлыки сделаем, поговорим о жизни. Тем временем дамы наших сердец лук порежут, редиску. Конечно, я совершенно не ожидал, что попаду на такую программу. Если бы мне сказали изначально, что «ты едешь ковыряться в своих отношениях с женой», то я бы, может, даже и не поехал. Но в результате на «Супружеских встречах» для меня самого произошло некое прозрение. Я вдруг понял, что не «во всем виновата жена» и не «все так живут, это нормально», а что я сам делаю свои конкретные ошибки. И исправлять я должен именно себя. Это была отправная точка для построения диалога.
Матушка Любовь: Конечно, мы не идеальны, мы срываемся, мы немощны. Но мы пытаемся выражать свою любовь друг к другу и к детям через диалог. Это означает, что каждый из нас может рассчитывать, что его выслушают, не перебивая, примут его чувства, постараются понять, а если кто-то сделал ляп — простят. У нас принято просить прощения, и мы — родители — тоже просим прощения у своих детей, если задели их или неправильно отреагировали.
Идти к Богу нам помогает совместное чтение Библии и обсуждение прочитанного, совместная молитва, храм, Литургия, паломнические поездки. Благодаря диалогу, который у нас стал получаться, «вино» второй половины нашей совместной жизни оказалось лучше, глубже, полнее «вина» того конфетно-цветочного периода, который многие считают лучшим временем. Все мелочное, сложное и болезненное в нашей жизни, как вода из Каны, может быть преображено в прекрасное вино согласия, любви и близости.
Анатолий и Анна Вахранёвы
«Супружеские встречи» — это еще и обмен опытом. Любая пара после определенной подготовки может стать ведущей парой, то есть выступать в качестве модераторов встречи.Мы стали ведущей парой, потому что были заинтересованы в развитии собственных отношений и хотели другим парам показать такую возможность. Ведь, позволяя «новичкам» вместе с нами работать над их супружескими отношениями, мы одновременно работаем над своими.
Идет взаимообогащение: они учатся у нас, мы учимся работать вместе. Помогать другим, разбирать проблемные случаи, отвечать на болезненные вопросы — всё это полезно и для нас самих.
Это еще и наш вклад в общее служение, в некотором смысле благотворительность: кто-то жертвует материальные ценности, мы — свой труд. Зачем? Чтобы развивалась семейная грамотность, чтобы отношения в семье соответствовали ее предназначению. А предназначение семьи — единство, общность супругов. Когда отношения портятся, эта цель недостижима. И если есть возможность отношения восстановить, сделать их более осознанными, то мы рады этому способствовать. Мы верим в то, что человек, если он того хочет, может измениться в любом возрасте и что перед нами всегда есть удивительная перспектива: бесконечное совершенствование отношений и взаимопонимания.