Пятое Евангелие. Записки паломника
О поездке на Святую Землю общины слабослышащих храма святой Марии Магдалины (Павловск) рассказывает наш автор Борис Кокин, преподаватель специальных дисциплин отделения дизайна ФГОУ СПО «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» Минздравсоцразвития РФ
Пятым Евангелием называют Святую Землю. Каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому — ярче и глубже — воспринимает библейские события и лучше их понимает. Нет нужды долго рассказывать, как всегда влекла и влечет к себе паломников Святая Земля. Паломник не турист: он едет не смотреть, а молиться, поклониться святым местам, духовно укрепиться, обновиться. Он спешит к святыне, к угодникам Божиим, чтобы смыть с души грязь и исцелиться от тоски и скорби. Посещение Святой Земли странники-богомольцы сравнивали с сильнодействующим лекарством: оно способно помочь даже тем, кому обычные лекарства уже не приносят пользы.
Словосочетание «Святая Земля» не придумано людьми. Сам Господь сказал святому Пророку Моисею: «Место, на котором ты стоишь, есть Земля Святая» (Исх. 3, 5). Здесь родился, проповедовал, был распят и погребен Господь наш Иисус Христос. Здесь совершилось Его славное победоносное Воскресение из мертвых. Здесь Господом основана была Церковь, и здесь же, на Святой Земле, на апостолов сошел Дух Господень, даруя им благодать на распространение Церкви по всей земле. Не зря это место называют «Пупом Земли».
***
Нам предстояло долгое паломничество, географически повторяющее земные пути Спасителя. Вначале — Галилея, поистине особая, уникальная местность. Там находится Назарет, где ангел благовествовал Деве Марии, и где прошли детство и юность Христа. Там же красуется Геннисаретское озеро, на берегу которого Он проповедовал и творил чудеса. Мы приехали в русскую церковь Марии Магдалины, туда, где Иисус изгнал из Марии семь бесов. Помолившись за Литургией, окунулись в теплые ключи (в них высокое содержание родона). Но самым волнующим оказалось погружение в священные воды реки Иордан: оно принело с собою такое благодатное, целительное чувство, что не хотелось выходить на берег.
Побывали в греческой церкви Собора Двенадцати Апостолов, в храме во имя Собора Пресвятой Богородицы на Поле Пастушков, а также в храме Преображения и в монастыре Саввы Освященного. Никогда я не видел храмов в таком благолепии! Чудные, прекрасные фрески отображают для каждой души высокий дух горнего мира. Жаль, что не было возможности долго любоваться этой красотой, а также величием и невыразимой красотой природы Иудеи. С горы Блаженств, где Иисус произнес знаменитую Нагорную проповедь, открывается прекрасный вид на Галилейское море. И сами собой пришли на ум слова Гете: «Остановись, мгновенье!»
По пути к Иерусалиму побывали в Вифлееме, где в одной из пещер произошло чудо Рождества Христова. Перед входом в эту пещеру можно увидеть икону, подобной которой нет в мире: Богородица изображена на ней улыбающейся. Радость молодой Матери, родившей для мира Такого Сына. Пожалуй, это единственный во всей Богородичной иконографии Образ улыбающейся Богоматери, на всех других иконах Она традиционно изображается скорбно-задумчивой.
В пригороде Вифлеема мы остановились в Бейт-Джале. Город этот известен храмом святителя Николая, построенным в XIX–XX веках над той пещерой, в которой святитель жил во время своего паломничества на Святую Землю в IV веке. Храм славен чудотворной иконой Николы Угодника, написанной англичанином — православным реставратором. Он работал над воссозданием росписей и, вдохновленный рассказами о чудесах святителя Николая, написал в 2007 году его образ. В годы арабо-израильской войны храм не пострадал, ни одна бомба или ракета не задела его. Есть свидетельства многих простых людей, а также и священника католического храма, который стоит через улицу: во время бомбежек над православным храмом являлся святитель Николай и собирал бомбы себе в мантию…
Одно из самых чудесных преданий, услышанных нами на Святой Земле в монастыре Креста, — это рассказ о Честном Древе, с которым связано столько чудес. Согласно этой легенде, три Ангела, явившихся праотцу Аврааму, оставили ему три своих посоха. Их-то и отдал Авраам Лоту и его дочерям после грехопадения Лота, и велел посадить посохи в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, выполнил все, что сказал ему Авраам. Он сам носил воду из реки, боролся с сатаной, искушавшим его через грешные помыслы. И вот, посохи проросли и выросли в одно дерево, из которого и был сделан потом Крест, чтобы казнить Господа Иисуса Христа.
В Иерихоне мы видели то самое дерево, на которое в ожидании Сына Человеческого взобрался, будучи очень мал ростом, грешный мытарь Закхей. С этого древа Господь и воззвал его сойти, ибо к нему собирался в гости. Уверовав во Христа и крестившись, этот бывший грешный начальник мытарей впоследствии стал епископом и пострадал, проповедуя христианскую веру.
После нам предстояло поехать в еще одно примечательное место поблизости, туда, где Господь наш Иисус Христос после Крещения постился сорок дней и сорок ночей. Ныне на этом месте на горе стоит древний монастырь. Взойдя по крутой горной тропинке в обитель, мы приложились к святому месту, где Господь наш претерпевал искушение от лукавого, прося Его сохранить нас от сатанинских наветов и укрепить в верности и желании служить Ему в безропотном несении креста.
***
Иерусалим!.. скоро, скоро мы увидим тебя и поклонимся твоим великим святыням, равных которым не было, нет и не будет на земле! Наконец наш автобус въехал в Святой Град. Слава Богу, приведшему нас в столицу духовного мира, где мы сможем наконец-то поклониться великим святыням, особенно Святому Гробу, откуда и воссияла Благая весть всему миру о чудесном Воскресении Христа. Теперь начинается наша новая, иерусалимская жизнь.
Наша группа с нетерпением ждала встречи с Сионской горой, с этой тайной Христовой, где была установлена Божественная Евхаристия — одно из величайших Таинств, явивших человечеству безмерную любовь Божию, чувство Которой недоступно понятиям человеческим: удивляемся, благоговеем мы перед этим чувством, но постичь его — это превыше разума. Поэтому это место для всех истинных христиан — самая драгоценнейшая святыня!
На востоке Иерусалима находится Гефсимания — священнейшее для всех христианин место. В Гефсиманском саду Господь наш Иисус Христос любил уединяться со Своими учениками и для молитвы, и для отдыха. Сюда пришел Господь с ними и в ночь перед Своими страданиями. Здесь Он вынес страшный гнет душевной муки, запечатленной словами: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мк. 14, 34 ).
Христос молил Отца избавить Его от чаши страданий. «Смерть вошла в человеческий род не по природе, — говорит бл. Феофилакт, — потому природа человеческая боится ее и бежит от нее». Мы вспоминали о том, что смерть есть следствие греха (Римл. 5:12, 15), а потому безгрешная природа Богочеловека не должна была бы подлежать смерти: смерть для нее — явление противоестественное: от того чистая безгрешная природа Христова возмущается против смерти, скорбит и тоскует при виде ее. Вместе с тем, Господь принял на Себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир, сосредоточилось теперь на Нем Одном. Здесь, в Гефсиманском саду, все мы вспомнили моление Христа о Чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».
В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос, когда удалился от апостолов. В нем — страшное и одовременно придающее мужества место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили холодный камень и прошли насквозь.
Здесь Он был предан Иудой Искариотом слугам первосвященника. Именно отсюда начался Крестный Путь Богочеловека. Скорбный путь Иисуса проходит по улице, ведущей от ворот святого Стефана к храму Воскресения.
Первое и святейшее место, которое посещает паломник, — это храм Воскресения Христова. Воздвигнут он на месте Распятия Господа нашего Иисуса Христа (Голгофа), Его погребения и Воскресения Его (Святой Гроб Господень). Входя в храм, как сквозь незримую стену времени, телом и духом оказываешься в совершенно ином, древнем библейском мире. За спиной тотчас исчезает шумный, суетный мир, и здесь, в благоговейном таинственном полумраке, всей похолодевшей от страха душой чувствуешь присутствие Бога. Поклонившись всем св. местам Страстей Христовых, находящимся в храме Воскресения, направляем путь наш к месту главного нашего поклонения — ко Гробу Источника жизни. Здесь исповедуем Ему все наши грехи — делом, словом, мыслию, ведением и неведением содеянные нами в продолжение всей нашей жизни. Сколько здесь назидания для души! Как сладостно, припавши ко Гробу, молиться мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному!
Здесь каждый из нас отдавал себе отчет в том, что достиг величайшего счастья: был у Гроба Господня, был у Голгофы. Что-то переломилось в душе: уже нельзя жить так, как жилось раньше, уже нельзя так думать, как думалось раньше. Жизнь до этого дня — одно, жизнь после него — другое.
***
Прошла неделя, первая группа уехала, осталась вторая группа, из пяти человек. Все мы, закончившие в разное время Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха, имели общее желание еще ближе узнать Иерусалим. Мы сами, без гида, без всякого транспорта, только пешком передвигались по Святой Земле. Эти дни дали нам больше знаний и открытий, чем предыдущие, с гидом и транспортом. Самым утомительным оказался путь, по которому мы с большим трудом прошли пешком, — от ворот Мусорных через Силоамскую купель, где произошло чудесное прозрение слепорожденного, когда его глаз коснулся Спаситель, дошли до монастыря святого Онуфрия, который жил и молился в X веке. В настоящее время на этом месте расположен православный греческий женский монастырь Онуфрия Великого.
Напротив Гефсимании возвышается святая гора Елеонская, которая драгоценна для всех нас: с нее Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, сотворив великую радость опечаленным разлукою ученикам обещанием ниспослать им Святого Духа от небесного Своего Отца.
Перед отъездом из Иерусалима нас пригласили в чудный старинный храм св. Николая Чудотворца Греческой Патриархии. Там мы вновь ощутили самое древнее время: горят только свечи, слышны греческие литургические песнопения, все исполнено спокойствия и торжественности. Ночная служба была посвящена новомученнику архимандриту Филумену, игумену греческого монастыря при колодце Иакова в Самарии. История его подвига такова. Не так давно, в 1979 году, группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать от колодца кресты и иконы — под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Архимандрит Филумен, настоятель монастыря, отказался это сделать, напомнив, что колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ ему угрожали худшим, если он не отступится и уйдет от колодца. После, выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли.
Но 29 ноября 1979 г., в день памяти св. апостола Матфея, убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли новомученику топором по лицу две крестообразные раны, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение. Однако убийства священнослужителя им было недостаточно, они осквернили еще и саму церковь: разрубили Распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунства.
Архимандрит Филумен канонизирован Иерусалимской церковью как священномученик. Память его совершается в день мученичества — 29 ноября.
Пришло время собираться домой. Не все святые места Иерусалима и Палестины мы успели посетить. Надеемся, если Бог даст, еще раз приехать на Святую Землю. Мы читали специальные молитвы прощания со Святой Землей: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» Паломничество подошло к концу.
Мне хотелось бы особенно поблагодарить переводчицу Лидию Константиновну Пиличеву ее помощницу Татьяну Петровну Васильеву, без их помощи мы не смогли бы побывать в Иерусалиме. На Святой Земле мы успели полюбить гидов: Светлану с ее прекрасными сыновьями Павлом и Дмитрием, и Ольгу. Они с большим вниманием отнеслись к нам. Благодаря их рассказам мы узнали много нового, что в первый раз не успели узнать. Также успели полюбить и хозяина гостиницы в Иерусалиме, в которой прожили неделю. Сумели даже пообщаться с ним, несмотря на то, что он говорил на арабском языке, а мы — на жестовом.
Конец и — Богу слава!
Борис Кокин