Путеводитель для любопытного паломника
Справочник-путеводитель издан как классический pocket-book: компактный размер, прочный шитый переплет, качественная бумага, не протирающаяся до дыр. Но главное, конечно, внутри. «Святыни и древности» — это книга для приверженцев интеллектуального туризма: тех, кто ищет не только впечатлений, но и знаний, в том числе и духовных. Подобный жанр справочной литературы весьма популярен на Западе (серии книг Lonely Planet и Rough Guides издаются огромными тиражами по всей Европе и в США). У нас, увы, такие книги зачастую или переводные, то есть не ориентированные на русскоязычного путешественника, или грешат неточностями и предвзятым отношением к теме. «Святыни и древности» — книга, избавленная от этих недостатков. При научном подходе к теме (работая над книгой, авторы собрали целую библиотеку на разных языках!), издание обращено к православному читателю, для которого памятники библейского региона — больше, чем груда камней с многовековой историей.
— До того как мы познакомились, у каждого из нас уже был свой опыт поездок в Святую землю, из которых мы вынесли любовь к ней, — рассказывает иеромонах Нектарий. — Был и опыт общей неудовлетворенности существующими материалами: подобием путеводителей, комментариями гидов… Мы долго не решались на такое серьезное дело, как издание собственного путеводителя. Уверенность пришла во время совместной работы над епархиальными справочниками для Псковской и Ивановской епархий, которые мы готовили в издательстве «Ладан».
По словам авторов книги, на Святой земле работает очень много высококвалифицированных гидов, но нередко паломнику приходится встречаться и с теми, кто по разным причинам недостаточно подкован именно для работы с верующими людьми. Есть гиды-иудеи, не обращающие должного внимания на тонкости православной тематики. Православные гиды часто не работают с первоисточниками, пересказывая вместо этого фантастические легенды своих предшественников, или ведут паломников по раз и навсегда определенному маршруту. Но даже если паломнику посчастливилось иметь гидом профессионального историка, по возвращении из поездки у него остается ощущение «каши в голове».
— Любимая легенда всех гидов по Иерусалиму — что византийский император Ираклий, победив персов в 628 году, на своих плечах внес Животворящий Крест Господень через Золотые ворота в Иерусалим. Все будут показывать на запечатанные ворота и говорить, что это было именно здесь, — рассказывает Павел Воробьёв. — Но Золотые ворота при византийцах не использовались. Они вели на Храмовую гору, которая в то время была превращена в свалку… Откуда взялась эта легенда? Академик Фёдор Иванович Успенский в «Истории Византийской империи» писал, что, получив Крест Господень, император внес его через Золотые ворота в Константинополь, а не в Иерусалим! Там Крест и был разделен на части, чтобы в будущем избежать его пленения врагами… И только потом самая большая часть Креста была доставлена в Иерусалим. Иногда даже говорят, что через Золотые ворота вошел в Иерусалим Сам Спаситель. Для Господа, конечно, нет ничего невозможного, но это было бы в качестве чуда описано во всех Евангелиях, так как Золотые ворота открывали всего несколько раз в год в ритуальных целях… Господь вошел в Иерусалим, вероятно, через северные ворота города, то есть нынешние Львиные, ведущие в мусульманский квартал, или же по Хасмонейской лестнице, через нынешние Мусорные ворота.
Столкнувшись с подобной мифологией, авторы задались целью создать православный путеводитель на научной основе, но так, чтобы он был одновременно доступным и практичным. Им удалось изложить обширный материал по истории Израиля и Палестины максимально лаконично, снабдить его практическими сведениями (адресами, телефонами, расписанием работы объектов и их принадлежностью религиозным общинам на Святой земле), а также многочисленными картами, схемами и понятными иллюстрациями (а в путеводителе их более 700, и все авторские!).
Книга открывается краткой справкой по истории Святой земли: она включает периоды ветхозаветной и новозаветной истории (от переселения Авраама в Ханаан до разрушения Второго Храма римлянами в 70 году по Р. Х.), а также периоды, не отраженные в Священном Писании: от византийской эпохи до образования независимого Израиля в 1948 году.
Каждой достопримечательности посвящена собственная главка, за исключением наиболее важных объектов, эти главки не занимают более одного разворота. Такая компактность облегчает поиск нужного объекта (в издании имеется указатель), а характерные фотографии позволят без труда сориентироваться на местности. Текст написан на удивление живо и просто, но за кажущейся простотой стоит большая работа с исторической литературой и опыт многочисленных поездок. Примечательно, что цитата из Библии, если она включена в путеводитель, почти всегда дополнена историческими и археологическими сведениями. Библейское повествование, помещенное в исторический контекст, обретает в глазах читателя подлинную глубину.
Охват объектов максимально широкий. Добрая половина книги посвящена Иерусалиму: каждый квартал Старого города, Елеонская гора и гора Сион, Новый Иерусалим описаны во всех подробностях. Для каждого из более чем 20 приделов храма Гроба Господня даны подробные схемы и фотографии. В этой величайшей святыне всего христианского мира действительно очень легко заблудиться (даже с отличным англоязычным путеводителем в руках). Помимо Иерусалима описаны Самария, Галилея, города средиземноморского побережья, Иудейская пустыня и пустыня Негев.
Авторы, однако, стремились выйти за рамки привычных маршрутов, расширить кругозор паломника:
— Люди часто ходят по проторенным дорогам. Много ли православных паломников заглядывают, например, в археологический парк Южной Стены? А там сохранилась та самая лестница, по которой Богородица поднималась в Храм! Почему бы там не петь тропари Введению, не читать там акафист? Есть масса мест, которые не введены в паломнический обиход. Например, невероятно красивые истоки Иордана на самом севере Израиля или древний город Кесария Филиппова. Это евангельское место, описанное у Матфея и Марка, где бывал и проповедовал Спаситель, где о своей вере свидетельствовали мученики. Или набатейские города в пустыне Негев на юге Израиля, где прекрасно сохранились византийские храмы с мозаиками.
Путеводитель не обходит вниманием и объекты, которые имеют ценность для всех трех мировых религий, зародившихся в библейском регионе. Скажем, «двойная пещера» в Хевроне — Махпела — место погребения ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Израиля и праматерей Сарры, Ревекки и Лии, является святыней для иудеев, мусульман и христиан. Эта пещера находится в здании, выстроенном крестоносцами на месте византийской базилики, которая, в свою очередь, находилась внутри постройки времен Ирода Великого. Или же недавно раскопанная синагога VI века в местечке Бейт Альфа, где сохранились совершенно нехарактерные для синагоги напольные мозаики с ветхозаветными сюжетами и греко-римскими символами (бог Гелиос и зодиакальные знаки). Такие памятники, по словам авторов, свидетельствуют о взаимопроникновении культурных и религиозных традиций на Святой земле.
— Для нас нет разрыва между историей и современной духовной жизнью. Мы погружаемся в историю не с целью снабдить паломника сведениями, которые он тут же забудет. Как можно увидеть монастырь Саввы Освященного, монахи которого за пятнадцать веков существования монастыря претерпели всё мыслимое и немыслимое, но сохранили монастырь и духовные традиции, и при этом не заинтересоваться подвигами самого Саввы, Иоанна Дамаскина, Стефана Савваита, Иоанна Молчальника? Как можно не рассказать о нашем современнике священномученике Фелумене из Наблуса? Мы попытались показать в нашей книге как древние, так и сегодняшние жемчужины благочестия, красоты, святости, вдохновляющие душу на молитвенное состояние, и призвать паломников полюбить Святую землю во всей её цельности.