Путешествие в Боге
Дети очень любят путешествовать. Даже из комнаты в комнату, даже в одной комнате: если отодвинуть шкаф, между ним и стеной открывается новый, пестрящий конфетными обертками путь, по которому так интересно пройти.
Раздел: От редакции
07.jpg
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2011 Опубликовано:
Дети очень любят путешествовать. Даже из комнаты в комнату, даже в одной комнате: если отодвинуть шкаф, между ним и стеной открывается новый, пестрящий конфетными обертками путь, по которому так интересно пройти. В молодости тянет туда, где можно показать себя с наилучшей (сообразно представлениям этого возраста) стороны. Залезть на самую высокую гору, заработать все деньги на свете, набить самую большую шишку — вот о чем мечтают двадцатилетние. Впрочем, люди всех возрастов по каким-то причинам считают себя обязанными хотя бы раз в году сесть на поезд или на самолет и оказаться в непривычной обстановке, среди незнакомых людей... И дело не в том, что нам стало плохо на одном месте, и потому мы хотим переместиться в другое. Не переводится зверь в лесах, рыба в реке, земля плодоносит, враг не совершает грабительских набегов на наши стоянки, а мы все равно уходим, уезжаем, уплываем. Значит, дело в том, что какой-то таинственный механизм срабатывает внутри нас.
Еще в IV веке христианские богословы пришли к выводу, что движение человека к Богу — бесконечный путь, на котором каждый новый шаг не насыщает, а лишь усиливает влечение. А самые проницательные мыслители догадались, что это влечение к Богу может быть не только сознательным, что оно стоит за всеми нашими земными стремлениями. Действительно, до грехопадения богопознание было неотделимо от познания мира. Если человек и путешествовал в нашем смысле слова, то это было «путешествие в Боге» — странствие, на котором он все больше приближался к своему недостижимому Творцу.Потому-то и мы, даже если живем в самом прекрасном месте на земле, рано или поздно желаем узнать что-то еще (разве жители Флориды или Канарских островов не путешествуют?). Отправляясь в далекое или близкое странствие, стремясь включить в свою сферу внимания все новые части мироздания, мы неосознанно подражаем Адаму. Нам, конечно, не под силу владеть всей землей, не под силу и вновь сделать ее раем. Но мы имеем возможность причаститься Тому, Кто своей смертью и воскресением совершил невозможное для человека. К Нему-то и должен пролегать наш путь — летим ли мы в Бразилию бизнес-классом или идем за грибами в ближайший лес.
Еще в IV веке христианские богословы пришли к выводу, что движение человека к Богу — бесконечный путь, на котором каждый новый шаг не насыщает, а лишь усиливает влечение. А самые проницательные мыслители догадались, что это влечение к Богу может быть не только сознательным, что оно стоит за всеми нашими земными стремлениями. Действительно, до грехопадения богопознание было неотделимо от познания мира. Если человек и путешествовал в нашем смысле слова, то это было «путешествие в Боге» — странствие, на котором он все больше приближался к своему недостижимому Творцу.Потому-то и мы, даже если живем в самом прекрасном месте на земле, рано или поздно желаем узнать что-то еще (разве жители Флориды или Канарских островов не путешествуют?). Отправляясь в далекое или близкое странствие, стремясь включить в свою сферу внимания все новые части мироздания, мы неосознанно подражаем Адаму. Нам, конечно, не под силу владеть всей землей, не под силу и вновь сделать ее раем. Но мы имеем возможность причаститься Тому, Кто своей смертью и воскресением совершил невозможное для человека. К Нему-то и должен пролегать наш путь — летим ли мы в Бразилию бизнес-классом или идем за грибами в ближайший лес.